Дело № 2-439-2016 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года | г.Вилюйск |
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., при секретаре Оленовой Л.А., с участием старшего помощника прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1, представителя ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вилюйского района Тен Д.Е. в интересах лиц, проживающих в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Вилюйского района РС (Я) обратился в суд в интересах лиц, проживающих в ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», с исковым заявлением к ответчикам, ссылаясь на следующие обстоятельства. Проведенной прокуратурой района соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в нарушение требований свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденных Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 года № 693, здание отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов государственного бюджетного учреждения РС (Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» не соответствует по степени огнестойкости, установлена 5 степень огнестойкости вместо требуемой 2 степени. Несоответствие здания реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов степени огнестойкости создает условия, способствующие возникновению пожара, и таким образом ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушает право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества, в случае пожара создает возможность причинения имущественного вреда и нарушения нормального функционирования объекта. Указанное нарушение требований пожарной безопасности неоднократно выявлялось инспекторами Госпожнадзора Вилюйского района и директору Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения за период ДД.ММ.ГГГГ годов внесено 7 предписаний об устранении данного нарушения (от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ), по которым предписано принять необходимые меры по снижению степени огнестойкости здания в целом. Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических лиц, граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством РФ, обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно объяснению директора Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время указанные нарушения не устранены, тем самым предписание отделения государственного пожарного надзора Вилюйского района об устранении указанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. Согласно п.1.2 Устава Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения психоневрологического интерната, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, учредителем учреждения является Республика Саха (Якутия). В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения от имени РС (Я) осуществляет Министерство труда и социального развития РС (Я). Согласно п. 1.4 Устава функции и полномочия учредителя в части управления государственным имуществом Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я). В соответствии с п. 4.1.3 Устава Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, согласно п. 4.2.4 Устава Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) дает согласие на предложение отраслевого министерства Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления за учреждением на праве оперативного управления. Вышеуказанные предписания ОГПН Вилюйского района не исполнены, несмотря на имеющийся срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание не явились представители Министерства труда и социального развития РС (Я), Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я), от которых поступило письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании старший помощник прокурора Вилюйского района РС (Я) ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 иск признал, пояснил, что самостоятельно устранить нарушения противопожарной безопасности учреждение никак не может.
В письменном отзыве на исковое заявление Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) исковые требования не признает, просит исключить из числа ответчиков, ссылаясь на следующие обстоятельства. Осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания в виде субсидии с учетом расходов на содержание недвижимого имущества выполняет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Дача согласия Минимуществом PC (Я) на предложение Министерства труда и социального развития РС (Я) о выделении средств приобретение имущества дли закрепления за Учреждением на праве оперативного управления нс означает, что Минимущество РС (Я) должно обеспечивать финансирование Учреждения, поскольку именно Минтруд РС (Я) согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств Республики Саха (Якутия) для Учреждения и обеспечивает формирование и доведение до учреждения государственного задания, а также субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Кроме того, следует отмстить, что вопрос выделения средств для Учреждения осуществляется соответствующим финансовым органом государственной власти Республики Саха (Якутия). Кроме того, согласно пунктам 1.2., 1.5. Порядка формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 18.07.2011 № 306 (далее - Порядок), строительство, реконструкция объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Инвестиционной программой РС (Я) на очередной финансовый год и законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Строительство либо приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Республики Саха (Якутия), осуществляется на основании Инвестиционной программы PC (Я) на очередной финансовый год согласно предложениям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), являющихся главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха и определяющие политику в закрепленных сферах деятельности. Минимущество PC (Я) осуществляя полномочия собственника (Республики Саха (Якутия) закрепляет на праве оперативного управления за Учреждением недвижимое имущество, необходимое для осуществления им своей деятельности. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями. В связи с чем, считают, что требования в отношении Минимущества PC (Я) являются необоснованными, поскольку руководитель Учреждения песет персональную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В отзыве на исковое заявление Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) исковые требования не признает, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает следующие обстоятельства. Ни Министерство труда и социального развития PC (Я), ни ГБУ PC (Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» самостоятельно устранить выявленные нарушения не могут. Министерство труда и социального развития PC (Я) и ГБУ РСЯ «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» принимают все меры для решения вопроса о строительстве нового здания «Спальный корпус отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов <*****> на 30 койко- мест». Истец основывает свои требования на основании предписания №***** ОНД по Вилюйскому району УНД МЧС России по PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ по устранению требований пожарной безопасности, согласно которому в нарушение требования п.3.1.2* ВСН 62-91 здание Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения не соответствует по степени огнестойкости, установлена 5 степень огнестойкости вместо требуемой 2 степени. В соответствии с предписанием №***** ОНД но <*****> УНД МЧС России по PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ PC (Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, в пунктах 1. 2 данного предписания срок устранения нарушения требований пожарной безопасности указан ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, основания для подачи иска отсутствуют, так как срок устранения нарушения требования пожарной безопасности еще не истек. В соответствии с судебной практикой - решением Намского районного суда PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ№***** было отказано в удовлетворении исковых требований Прокурора Намского районного суда PC (Я) об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, в связи с тем. что предписание ОНД Намского района УНД ГУ МЧС России по PC (Я) и требование <*****> содержат требования об устранении одних и тех же нарушений пожарной безопасности. Следовательно, у ответчиков есть возможность устранить выявленные нарушения пожарной безопасности. Министерством и учреждением ведется постоянная работа по устранению нарушений правил пожарной безопасности. По итогам рабочей поездки Президента Республики Саха (Якутия) в муниципальный район «Вилюйский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ Министерству груда и социального развития Республики Саха (Якутия) совместно с Администрацией МР «Вилюйский улус (район)» поручено представить предложения по строительству спального корпуса реабилитационного центра в селе <*****> (поручение №***** В целях ускорения строительства объекта «Спальный корпус отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов <*****> на 30 койко- мест» между Министерством труда и с социального развития Республики Саха (Якутия) и муниципальным районом «Вилюйский улус (район)» ДД.ММ.ГГГГ было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее Соглашение). В рамках заключенного Соглашения муниципальный район «Вилюйский улус (район)» должен был обеспечить выполнение работ по вертикальной планировке под строительную площадку и выполнение строительных работ по нулевому циклу с последующей передачей незавершенного строительством объекта в государственную собственность Республики Саха (Якутия). Однако, администрация МР «Вилюйский улус (район)» не смогла выполнить принятые обязательства в установленные сроки, в связи с чем средства, предусмотренные на выполнение указанных обязательств по Соглашению, в целях недопущения нарушения Бюджетного кодекса РФ. вынуждена была направить на другие цели и задачи. Из-за отсутствия финансирования строительства объектов социального обслуживания в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года, вопрос финансирования Объекта будет рассмотрен при формировании Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы». Согласно п.1 постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления. должностным лицом. государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативным правовыми или иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Таким образом. Министерством труда и социального развития и Г"БУ PC (Я) Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» приняты все меры для обеспечения устранения требований пожарной безопасности.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Ведомственным строительным нормам «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» (ВСН 62-91), утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 04 октября 1991 года № 134, требования ведомственных строительных норм обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.
В соответствии с п. 3.1.2 указанных Ведомственных строительных норм, рассчитанные на проживание инвалидов и престарелых многоквартирные (с числом квартир более двух) и специализированные жилые здания, а также здания специализированных учреждений и предприятий для инвалидов и престарелых следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости, при этом этажность специализированных жилых зданий не должна превышать трех этажей, а зданий специализированных детских учреждений - двух этажей.
Кроме того, согласно п. 6.7.19 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденного Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 года № 693, лечебные корпуса психиатрических больниц и диспансеров должны быть высотой не более 9 м, не ниже II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.
ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование начальником ОГПН Вилюйского района УГПН ГУ МЧС России по РС (Я) Х. в здании ОРГПВиИ, расположенном РС (Я), <*****>, в ходе которого выявлено нарушение - здание отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов не соответствует по степени огнестойкости. Учреждению выдано предписание №***** для устранения указанных нарушений, сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание в тот же день вручено директору учреждения Г.
Предписания учреждению выдавались по устранению аналогичных нарушений: ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка главным государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору Х. в отношении ГБУ РС (Я) «ВКЦСОН», отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов им. Н.С. Гоголева, расположенном по адресу: <*****> По результатам проверки выявлены нарушения - здание отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов им. Н.С. Гоголева не соответствует по степени огнестойкости для проживания людей пожилого возраста и инвалидов. По результатам данной проверки учреждению выдано предписание №***** для устранения указанных нарушений сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание в тот же день получено заведующей отделением А.
ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору Б. в отношении отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов им. Н.С. Гоголева, расположенном по адресу: <*****>. По результатам проверки выявлены нарушения - здание отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов им. Н.С. Гоголева не соответствует по степени огнестойкости для проживания людей пожилого возраста и инвалидов. По результатам данной проверки учреждению выдано предписание №***** для устранения указанных нарушений сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание в тот же день получено директором учреждения Т.
Из объяснительной директора ГБУ РС (Я) «ВКЦСОН» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях устранения предписания и недопущения закрытия социально значимого учреждения для льготной категории населения, обращались в различные вышестоящие организации. ДД.ММ.ГГГГ получено письмо министра труда и социального развития РС (Я) Д., где говорится, что в рамках реализации Государственной программы РС (Я) «Социальная поддержка граждан в РС (Я) на 2012-2019 годы» строительство спального корпуса для отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУ РС (Я) «ВКЦСОН» в <*****> улуса предусмотрено по интенсивному варианту в 2018-2019 года.
Выявленные нарушения пожарной безопасности длительное время не устраняются и создают угрозу безопасности, жизни и здоровью людей, находящихся в социальном учреждении для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В судебном заседании установлено, что ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» является учреждением социального обслуживания, его деятельность направлена на предоставление социальных услуг в стационарных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, данные услуги, в первую очередь, должны быть безопасны для их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Учредителем ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» является Республика Саха (Якутия).
В соответствии с п. 1.3 Устава функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения от имени РС (Я) осуществляет Министерство труда и социального развития РС (Я).
Согласно п. 1.4 Устава функции и полномочия учредителя в части управления государственным имуществом Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я).
В соответствии с п. 4.1.3 Устава Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, согласно п. 4.2.4 Устава Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) дает согласие на предложение отраслевого министерства Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления за учреждением на праве оперативного управления.
Доводы ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, не состоятельны в силу вышеизложенного.
При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тен Д.Е. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка на отсутствие денежных средств для строительства спального корпуса, соответствующего п. 3.1.2 ВСН 62-91, не опровергает обоснованность требований истца.
Из искового заявления следует, что предъявление прокурором иска направлено главным образом на предупреждение возможного нарушения в будущем прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и незамедлительное устранение в связи с этим имеющихся в учреждении на сегодняшний день нарушений требований Закона о пожарной безопасности.
В судебном заседании не представлено доказательств устранения требований пожарной безопасности. Кроме того, наличие нарушений пожарной безопасности, помимо истца, не опровергают ответчики.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании № 59/1/1 отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Саха (Якутия) от 14 октября 2015 года по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании № 59/1/1 отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Саха (Якутия) от 14 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления в мотивированном виде.
Председательствующий п/п Н.П. Каратаева
Копия верна.
Судья Н.П. Каратаева
Секретарь Л.А. Оленова