ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/2018 от 02.04.2018 Азнакаевского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2-439/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 апреля 2018 года г.Азнакаево

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ткачева Д.Г.,

при секретаре Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполнительного комитета муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Исполком МО «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ обратился в суд с иском к исполкому Азнакаевского муниципального района РТ о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости мотивируя тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году в результате межевания территории кладбища, расположенного по адресу: <адрес> (территория кладбища), выявилось, что образуемый земельный участок пересекает границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Так как действующим законодательством не предусмотрена процедура изменения границ смежных земельных участков при образовании земельного участка, образование земельного участка под территорию кладбища не представляется возможным. В Азнакаевском УФСГРКиК по РТ их государственного фонда получено дело «по вычислению площадей земельных угодий по контурам колхоза имени <адрес>» изготовленный в ДД.ММ.ГГГГ году, где содержится информация о площадях и местоположении земельных участков на которых расположены кладбища, и которое подтверждает факт существования земельного участка на котором расположено кладбище по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ году был изготовлен технический паспорт на кладбище, по результатам замеров площадь кладбища составляет 1 933,6 кв.м. Внесение сведений в ЕГРН о земельных участках, на которых расположены кладбища, как о ранее учтенных объектах недвижимости, позволит истцу провести кадастровые работы и в последующем оформить надлежащим образом права, также будет осуществлено согласование границ земельных участков с собственниками и иными предусмотренными законодательством лицами, во внесудебном порядке. Просит признать земельный участок площадью 1 933,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (территория кладбища), категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения – ранее учтенным объектом недвижимости, внести сведения об этом земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.

Представитель истца исполкома МО «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ Х.Р.М., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика исполкома Азнакаевского муниципального района РТ на судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, решение по делу оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Азнакаевского отдела УФСГРКиК по РТ на судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела без их участия, возражений не имеют, решение по делу оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ» на судебное заседание не явился, были извещены, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором, сообщили, что земельные участки для организации кладбищ в границах МО «Вахитовское сельское поселение» не отводились, кладбища, расположенные в границах МО «Вахитовское сельское поселение» являются общественными и находятся в ведении органов местного самоуправления, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: воинскими и гражданскими захоронениями.

В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно ч.2 ст.15 вышеуказанного закона решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.

В силу ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из пункта 1 части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.

Судом установлено, что на территории <адрес> находится земельный участок площадью 1 933,6 кв.м., отведенный под кладбище. Документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельный участок, используемый для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлен.

Истец провел межевание, находящегося в его ведении, земельного участка, отведенного под кладбище, вследствие чего выявилось, что образуемый земельный участок пересекает границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Так как действующим законодательством не предусмотрена процедура изменения границ смежных земельных участков при образовании земельного участка, образование земельного участка под территорию кладбища не представляется возможным, в связи с чем, истец обратился в суд.

Дата формирования земельного участка площадью 1 933,6 кв.м. не установлена, однако в полученном из Государственного фонда данных деле «по вычислению площадей земельных угодий по контурам колхоза имени <адрес> Татарской АССР», изготовленный в ДД.ММ.ГГГГ году, содержится информация о площадях и местоположении земельных участков на которых расположены кладбища, в том числе данное кладбище <адрес>.

Из Технического плана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> расположено кладбище площадью 1 933,6 кв.м.

Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ информацией о наличии или отсутствии документов, подтверждающих факты создания (наличия) мест погребения (кладбища), описывающие иные качественные и (или) количественные характеристики мест погребений, расположенных в границах муниципальных образования «Вахитовское сельское поселение», «Сухояшское сельское поселение», «Мальбагушское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Министерство не располагает.

Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за исх от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы содержания на территории муниципального района мест захоронения находятся в ведении местного самоуправления.

Согласно сообщению МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для организации кладбищ в границах муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» не отводились. Кладбища, расположенные в границах муниципального образования «Вахитовское сельское поселение», являются общественными и в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» находятся в ведении органов местного самоуправления.

Как следует из уведомления филиала ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по РТ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 1 933,6 кв.м., отсутствуют.

В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как следует из положений ч. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Места гражданских захоронений в силу ст.94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к землям историко-культурного назначения и являются землями особо охраняемых территорий.

Отсутствие в установленном законом порядке решения по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося на территории <адрес>, не постановка его на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности приводит к нарушению прав жителей <адрес> на организацию и благоустройство территории кладбища.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования исполкома муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района РТ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск исполнительного комитета муниципального образования «Вахитовское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости удовлетворить.

Признать земельный участок, площадью 1 933,6 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения – ранее учтенным объектом недвижимости.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке, площадью 1 933,6 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения, как о ранее учтенном объекте недвижимости.

Копию решения направить в Азнакаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке, площадью 1933,6 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> категория земель – земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование – для размещения места погребения, как о ранее учтенном объекте недвижимости.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.

Судья: Ткачев Д.Г.