ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/2021 от 16.09.2021 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело №2-439/2021

УИД 74RS0033-01-2021-000622-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 16 сентября 2021 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Садыковой У.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Нагайбакского района Челябинской области Батраева Юрия Ивановича в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

и.о. прокурора Нагайбакского района Батраев Ю.И. обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области о возложении обязанности принять меры к устройству источника противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Астафьевский Нагайбакского района Челябинской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в п. Астафьевский Нагайбакского района отсутствует исправный пожарный водоисточник. В результате бездействия администрации сельского поселения существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые имеют право на охрану жизни, здоровья и своего имущества.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области Вотинов Ю.А. в судебном заседании требования прокурора признал, пояснив, что в п. Астафьевский есть скважина, которая заброшена. В настоящее время им предпринимаются меры для оформления данной скважины, чтобы в дальнейшем оформить на неё право собственности поселения и иметь возможность использовать как пожарный источник, в случае возникновения пожара. Полагает, что срок, требуемый прокурором в 9 месяцев, недостаточно, так как оформление скважины будет занимать не менее одного года.

Представитель третьего лица ФГКУ «2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области» в судебное заседание не явился, о слушании извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2 ст. 1); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4 ст. 1); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз. 5 ст. 1).

Статья 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ определяет, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся также создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ст. 63 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Статья 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ предусматривает, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

В соответствии с п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка выполнения администрацией Куликовского сельского поселения требований пожарной безопасности.

В ходе надзорной проверки установлено, что в состав территории Куликовского сельского поселения входит поселок Астафьевский, в котором отсутствуют источники противопожарного водоснабжения, количество жителей поселка составляет 208 человек.

Приведенные обстоятельства подтверждены суточным актом совместной проверки представителя ПЧ № 68 ПСЧ 2ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области и главы администрации Куликовского сельского поселения Нагайбакского района.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация Куликовского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, являясь в данном случае основным субъектом противопожарной деятельности, допустила ненадлежащее исполнение своих публично-правовых обязанностей по реализации первичных мер пожарной безопасности, не обеспечив устройство источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие на территории п. Астафьевский исправных источников противопожарного водоснабжения противоречит требования законодательства о пожарной безопасности, не обеспечивает защищенность его населения от пожаров, свидетельствует о наличии угрозы для их жизни и здоровья, поэтому требуют принятие незамедлительных мер по устройству источника противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В такой ситуации реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, путем предъявления рассматриваемого иска является гарантией защиты проживающих в населенном пункте прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Затребованный прокурором срок 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, соответствует требованиям ч.2 ст. 206 Гражданского кодекса РФ с учетом необходимых временных и материальных затрат для подготовки соответствующих документов и совершения регистрационных действий суд полагает его не достаточным для принятия всех необходимых мер по устройству источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров на территории п. Астафьевский Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области и полагает возможным определить его в 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать администрацию Куликовского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области принять меры по устройству источника противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Астафьевский Нагайбакского муниципального района Челябинской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 16 сентября 2021 года