УИД 23RS0041-01-2020-004028-75
К делу № 2-439/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прикубанский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Шубиной В.Ю.,
секретаря Матвеева О.С.,
помощника судьи Массалитова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Азово-черноморскому филиалу ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском к Азово-черноморскому филиалу ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании бездействия Азово-черноморского филиала ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды 500 м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №) незаконным; обязании Азово-черноморского филиала ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» выполнить предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды <данные изъяты> м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №).
В обоснование иска истец указывает, что в ходе проверки соблюдения уполномоченными органами и организациями требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Сочи и Туапсинского района Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении Азово-черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Проверкой установлено, что с нарушением законодательства в названной сфере эксплуатируются гидротехнические сооружения, расположенные на Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды <данные изъяты> м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №).
Указанные сооружения находятся на балансе Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Главрыбвод», что подтверждается информацией филиала от ДД.ММ.ГГГГ№, а также инвентарными карточками учета нефинансовых активов филиала.
Проведенная Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста органов Ростехнадзора 11.02.2020г. проверка показала, что Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не принимаются.
Так установлено, что у ответчика отсутствуют разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений; утвержденные в органе надзора декларации безопасности гидротехнических сооружений; правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; критерии безопасности гидротехнических сооружений; проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях. Не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнических сооружений. Не осуществлена оценка безопасности сооружений, в том числе регулярная оценка их безопасности и анализ причине ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий. Не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии на гидротехнических сооружениях. Не представлены проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, журнал учета повреждений на гидротехнических сооружениях; договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Помимо этого, вопреки положениям ст. ст. 7 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. Не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются информацией Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Ответчик ранее представил в материалы дела отзыв на исковое заявление.
Третье лицо Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о месте и времени рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, направило в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения уполномоченными органами и организациями требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Сочи и Туапсинского района Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении Азово-черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Проверкой установлено, что с нарушением законодательства в названной сфере эксплуатируются гидротехнические сооружения, расположенные на Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды <данные изъяты> м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №).
Указанные сооружения находятся на балансе Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Главрыбвод», что подтверждается информацией филиала от ДД.ММ.ГГГГ№, а также инвентарными карточками учета нефинансовых активов филиала.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ к общим требованиям по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений относится в том числе: предоставление деклараций безопасности гидротехнических сооружений, установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ определен перечень мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, являющихся обязательными для собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации. К таким мероприятиям относится: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
При этом в силу ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ под эксплуатирующей организацией понимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Согласно п.п.6.6, 6.26, 6.27, 6.29 СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 для каждого сооружения на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов должны быть разработаны проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях. Контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями должен осуществляться постоянно, результаты контроля должны анализироваться немедленно в режиме мониторинга. Объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, должны определяться проектной документацией.
В силу ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ и п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владельцем гидротехнического сооружения должно осуществляться обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.
Ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» установлено, что договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Между тем, судом установлено, что Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не принимаются.
Так судом установлено, что у ответчика отсутствуют разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений; утвержденные в органе надзора декларации безопасности гидротехнических сооружений; правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; критерии безопасности гидротехнических сооружений; проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях. Не организован постоянный и периодический контроль технического состояния гидротехнических сооружений. Не осуществлена оценка безопасности сооружений, в том числе регулярная оценка их безопасности и анализ причине ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий. Не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии на гидротехнических сооружениях. Не представлены проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, журнал учета повреждений на гидротехнических сооружениях; договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Помимо этого, вопреки положениям ст. ст. 7 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. Не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации.
Доказательства обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, исковые требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Азово-черноморскому филиалу ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Азово-черноморскому филиалу ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Азово-черноморского филиала ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды <данные изъяты> м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №).
Обязать Азово-черноморский филиал ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» выполнить предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных Адлерском производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе бетонный резервуар для воды <данные изъяты> м.куб. (инвентарный номер №), пруд отстойник п. Монастырь (инвентарный №); расположенных на производственно-экспериментальном рыбоводном лососевом заводе «Джегош» пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), бетонный бассейн (пруд-отстойник) (инвентарный номер №), пруд земляной п. Джегош (инвентарный номер №), а именно:
- получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;
- составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности гидротехнических сооружений;
- представить сведения о гидротехнических сооружениях, необходиыме для формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений;
- обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; - разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации гидротехнических сооружений;
- обеспечить разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений;
- разработать проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях;
- организовать постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнических сооружений;
- обеспечить оценку безопасности сооружений, в том числе регулярную оценку их безопасности и анализ причине ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий;
- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений;
- разработать проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях;
- обеспечить ведение журнала учета повреждений гидротехнических сооружений;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: