ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-439/2022 от 28.03.2022 Мытищинского городского суда (Московская область)

50RS0028-01-2021-008277-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи Московская область,

Мытищинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Юнусовой О.В., при секретаре Гуриновой М.И., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № 2-439/2022 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Хадырке Виктору Григорьевичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

установил:

Истец обратился с исковым заявлением к Ответчику с требованиями о взыскании денежных средств в размере 435 575 руб., в качестве платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер: , общей площадью 678 кв.м., расположенного по адресу: (далее – Земельный участок), с «земельный участок для обслуживания жилого дома» на «индивидуальное жилищное строительство», принадлежащего Ответчику на праве собственности.

Истец в своем исковом заявлении и пояснении к нему обосновывает взимание платы за изменение вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка, кадастровый номер: , ссылаясь на нормы ст. 22 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ (далее – Закон № 43-ФЗ), Постановления Правительства Московской области от 31.12.2013 г. № 1190/57 (далее – Постановление Правительства МО № 1190/57).

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, направил представителя, которая иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме. В своих отзывах на исковое заявление указывает, что оснований для взыскания платы за изменения ВРИ у последнего не возникло, т.к. Ответчик не изменял ВРИ земельного участка, кадастровый номер: , на указанном земельном участке исторически с ДД.ММ.ГГГГ года существовал индивидуальный жилой дом и именно для обслуживания его ранее Ответчику органами местного самоуправления был предоставлен спорный земельный участок.

Для правильного и всестороннего рассмотрения дела судом были привлечены для участия в деле в качестве третьих лиц: Администрация городского округа Мытищи Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Третьи лица по существу дела пояснений не представили, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Ответчик приобрел по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. у администрации Мытищинского района Московской области земельный участок, общей площадью 678 кв.м., по адресу:

В п. 1.1. указанного договора указано, что земельный участок находится на землях населенных пунктов, предоставляемый для обслуживания жилого дома.

Ранее постановлением Главы Администрации Мытищинского района Московской области от 16.05.2002 г. № 1527 земельный участок был представлен Ответчику также для обслуживания жилого дома в пользование.

Впоследствии Управлением Росреестра по Московской области Ответчику было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок для обслуживания жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов.

Основанием заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. земельного участка, издания постановления Главы Администрации Мытищинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № явилось приобретение Ответчиком по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. ? доли в праве собственности на жилой дом по адресу: . Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. ? доли жилого дома нотариально удостоверен.

Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ г. часть жилого дома, площадью 28,6 кв.м., по адресу: , относится к ДД.ММ.ГГГГ постройки, то есть исторически земельный участок под данным домом относился к индивидуальному жилищному строительству.

Земельный участок, площадью 678 кв.м. образовался на основании существования на его территории жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, то есть участок формировался под индивидуальное жилищное строительство к существующему жилому дому, а не создавался для обслуживания условного жилого дома планируемого к строительству. Поэтому связь земельного участка индивидуальному жилому дому ДД.ММ.ГГГГ года была изначальна.

В разрешительных документах на формирование и образование земельного участка (постановление Главы Администрации Мытищинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № ; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.) также определенно указано разрешенное использование земельного участка: для обслуживания жилого дома.

Дополнительно перечисленными документами (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., нотариально удостоверен; выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г.) подтверждается, что данный дом был именно индивидуальный жилой дом, а не многоквартирный жилой дом, не дом блокированной застройки.

В последствие Ответчик обратился с заявлением в Управление Росреестра по Московской области о приведении в соответствие вида разрешенного использования Земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ г. № , в соответствии с которым вид разрешенного использования указанного земельного участка «для обслуживания жилого дома» был приведен в соответствие «индивидуальному жилищному строительству».

В отношении Земельного участка Ответчика не проводились процедуры по изменению ВРИ, а было осуществление приведение существующего ВРИ действующему классификатору ВРИ.

Изменение ВРИ регулируется ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ (далее – Закон № 43-ФЗ), согласно которой выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

В ч. 2 ст. 22 ФЗ-43 установлено, что при изменении ВРИ взимается плата 100% в доход бюджета Московской области.

Порядок расчета взимания указанной платы установлен Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 г. № 1190/57 (далее – Постановление Правительства МО № 1190/57).

В п. 1 Постановления Правительства МО № 1190/57 указано, что настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с определением размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - изменение вида разрешенного использования земельного участка).

Указанным постановлением регулируются правоотношения, связанные с изменением вида разрешенного использования, что влечет за собой взимания платы за данное решение.

В отношении приведения в соответствие существующего ВРИ классификатору ВРИ взимание платы не установлено.

Классификатор ВРИ утвержден на время возникновения спорных правоотношений приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее – Приказ № ).

Приложением к Приказу № 540 установлен классификатор ВРИ земельных участков, в котором указан ВРИ земельного участка ИЖС – индивидуального жилищного строительства, код 2.1.

Суд приходит к выводу, что земельный участок Ответчика, ВРИ которого впервые определен постановлением Главы Администрации Мытищинского района Московской области от 16.05.2002 г. № 1527; договор купли-продажи от 23.04.2003 г.: «для обслуживания жилого дома» в полном объеме соответствует ВРИ по классификатору Приказа № «для индивидуального жилищного строительства», в том числе по описанию ВРИ ИЖС – размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ г. № Приказ № признан утратившим силу.

В настоящее время действует новый классификатор ВРИ, который утвержден приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ г. № П/ (далее – Приказ № ), в котором фактически воспроизведен Приказ № в части ВРИ ИЖС, с тем же кодом 2.1:

Приведение существующего ВРИ действующему классификатору ВРИ установлен п. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Согласно п. 12, 13 Закона № 171-ФЗ до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Разъяснения по применению Приказа № даны в письме Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 "О рассмотрении обращения", согласно которому принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа № 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.

Приведение существующего вида разрешенного использования классификатору осуществляется в порядке п. 12, 13 Закона № 171-ФЗ.

Исходя из этого письма до принятия Приказа № органы местного самоуправления не в унифицированном виде присваивали ВРИ земельным участком, для систематизации вопросов землепользования и застройки установлен классификатор ВРИ по Приказу № (в настоящее время Приказ № ).

Взимание платы за приведение существующего ВРИ в соответствие классификатору ВРИ, как по ранее действовавшему приказу № , так и по действующему приказу № , Постановлением Правительства МО № 1190/57 не установлено, исходя из буквального применение его норм, в данном постановлении указано только о взимании платы за изменение ВРИ, а не приведение ее в соответствие классификатору ВРИ.

Важным обстоятельством является факт нахождения земельного участка Ответчика зоне – застройки индивидуальными жилыми домами. Правила землепользования и застройки в г.о. Мытищи на дату принятия решения о приведение в соответствие существующего ВРИ земельного участка Ответчика классификатору ВРИ земельных участков были утверждены решением Совета депутатов г.о. Мытищи Московской области от 28.12.2017 г. № 36/2 (далее – ПЗЗ). В настоящее время действуют аналогичные ПЗЗ, утвержденные постановлением Администрации г.о. Мытищи Московской области от 18.03.2021 г. № 857. Согласно которым земельный участок по адресу: , также входит в зону Ж-2. Согласно ПЗЗ «Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами». Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства. Основные виды разрешенного использования зоны Ж-2: 1. Для индивидуального жилищного строительства.

Управление Росреестра по Московской области принимал решение о приведение в соответствие существующего ВРИ земельного участка Ответчика классификатору ВРИ по правилам пп. 12, 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ.

Истец фактически в своем исковом заявлении и требованиях осуществляет смешение двух процедур: изменение ВРИ и приведение существующего ВРИ Классификатору ВРИ, за последнее действие взимание платы с собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрено, а равно это не регламентировано подзаконными актами Московской области.

Указание в разрешительных документах органа местного самоуправления (постановление Главы Администрации Мытищинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.) об образовании и формировании Земельного участка Ответчика в ДД.ММ.ГГГГ годах вида разрешенного использования: «для обслуживания жилого дома», определено отсутствием на тот период единого классификатора ВРИ. В отсутствие данного классификатора органы местного самоуправления самостоятельно определяли название ВРИ, что подтверждено, в том числе вышеуказанным письмом Минэкомразвития России от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238. В случае изменения ВРИ, требовалось бы проведение публичных слушаний в порядке ст. 5.1, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая выше перечисленные нормы закона и оценивая совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме, поскольку в отношении земельного участка Ответчика не проводились процедуры по изменению ВРИ, а было осуществление приведение существующего ВРИ действующему классификатору ВРИ, за что взимание платы не предусмотрено.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области к Хадырке Виктору Григорьевичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме - 15.06.2022г.

Судья: