Дело № 2-439/2023
УИД 29RS0011-01-2023-000563-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года село Верхняя Тойма
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Коровкиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к Верхнетоемскому муниципальному округу в лице администрации Верхнетоемского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области обратился в суд с иском к Верхнетоемскому муниципальному округу в лице администрации Верхнетоемского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. Свои требования мотивировал тем, что источником водоснабжения с. Вознесенское Верхнетоемского района является водозаборная скважина с. Вознесенское. В 2013 году министерством прирородных ресурсов Архангельской области утвержден проект организации зон санитарной охраны водозаборной скважины № 1562 на территории МО «Афанасьевское» (с. Вознесенское Верхнетоемского района). В настоящее время в отношении указанного водного объекта, используемого в целях питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует. Просит обязать ответчика получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, а именно скважины по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Вознесенское, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01 октября 2024 года.
В своем возражении глава Верхнетоемского муниципального округа указал о несогласии с заявленными требованиями. Указывает, что порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 № 747, поэтому для получения такого заключения необходимо представить ряд документов и результаты лабораторно-инструментальных исследований качества воды в динамике, а именно анализы проб, которые согласно пункту 3.5 ГОСТ 2761-84, предоставляются ежемесячно не менее чем за последние три года. В связи с чем процесс получения санитарно-эпидемиологического заключения является длительным и требующим значительных финансовых трат. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайств об отложении или заявлений об уважительности причин неявки суду не представили.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», (далее - ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), под федеральным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно пункту 1 статьи 46 указанного ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность муниципального округа организовывать в границах муниципального округа водоснабжениенаселения.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабженияи водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.11.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжениии водоотведении».
В силу положений ч.ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжениии водоотведении» (далее - ФЗ о водоснабжении и водоотведении) органы местного самоуправления, … обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 18 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Как следует из материалов дела, водозаборное сооружения - водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, муниципальное образование «Афанасьевское», с. Вознесенское, имеет кадастровый номер 29:02:020601:381, состоит в реестре муниципального имущества и является собственностью Верхнетоемского муниципального округа.
Право собственности на указанный объект водоснабжения в Котласском отделении ГБУ АО «АрхОблКадастр» не регистрировалось.
В отношении водозаборной скважины № 1562 на территории МО «Афанасьевское» (с. Вознесенское Верхнетоемского района Архангельской области) составлен проект организации зон санитарной охраны указанной скважины, который утвержден 30 ноября 2012 года
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Устава Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области, к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах Верхнетоемского муниципального округа водоснабжениянаселения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Неисполнение обозначенных требований закона отрицательно сказывается на обеспечении должного уровня экологической безопасности, что влечет нарушение прав граждан.
Из представленных доказательств установлено, что водный объект питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителями с. Вознесенское Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области, используется без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с действующим законодательством полагает требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При этом в силу ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.
Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в исковом заявлении просит установить срок для исполнения решения суда до 01 октября 2024 года, ответчик возражений против установления указанного срока не заявил.
Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает объективную необходимость выполнения объема работ, поэтому считает разумным установить срок исполнения решения суда до 01 января 2025 года.
При этом, суд исходит из того, что решения суда подлежат обязательному выполнению, а ответчик, при наличии исключительных и уважительных причин, делающих объективно невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок, вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к Верхнетоемскому муниципальному округу в лице администрации Верхнетоемского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Верхнетоемский муниципальный округ в лице администрации Верхнетоемского муниципального округа (ОГРН 1212900008254, ИНН 2908005127) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта - водонапорной башни со скважиной, расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, муниципальное образование «Афанасьевское», с. Вознесенское, с кадастровым номером 29:02:020601:381, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01 января 2025 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областнойсудв течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3.
Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2023 года.
Председательствующий Я.А. Королева