Дело 46RS0031-01-2022-000054-53
производство №2- 439/8-2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2022 года город Курск
Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Гладковой Ю.В.,
при секретаре: Подустовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «САБ по уборке города Курска» о признании услуги неоказанной, обязании отменить начисленную плату за неоказанную услугу по обращению с ТКО, обязанииосуществлять безконтейнерный сбор ТКО, обязании предоставить пакеты для сбора ТКО, взыскании компенсации морального вреда, штрафа по Закону о защите прав потребителей, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «САБ по уборке города Курска» о признании услуги неоказанной, обязании отменить начисленную плату за неоказанную услугу, обязать осуществлять безконтейнерный сбор ТКО, обязать предоставить пакеты для сбора ТКО, взыскании компенсации морального вреда, штрафа по Закону о защите прав потребителей, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что с 01.11.2021 года жителям <адрес> должны были оказываться ответчиком услуги по сбору твердых коммунальных отходов. С момента размещения объявления и до настоящего времени услуга по обращению с ТКО истцу не отказывается, однако оплата выставляется. Считает, что выставление оплаты за не оказанную услугу является незаконным. Поскольку места расположения контейнерных площадок по <адрес> находятся на удалении от его дома более трех км и на территории военного городка, на который вход осуществляется по пропускам военнослужащих и их семей через КПП воинской части, проход к данным контейнерам не возможен, поскольку ФИО1 не подпадает под эту категорию граждан. Временно установленный контейнер вблизи д. <адрес> не соответствует действующим требования СанПиН, и находится на удалении от дома истца более 450 метров, не имеет подъездного пути, в связи, с чем он не имеет законного прав и возможности осуществлять накопление отходом в данном контейнере. Истец обращался с жалобой на отсутствие мест для накопления ТКО в Администрацию <данные изъяты> на что ему был дан ответ, что на территории <адрес> осуществляется бесконтейнерный сбор ТКО. Кроме того, истцом по факту отсутствия мест накопления ТКО, отвечающих санитарным требованиям было подано обращение в прокуратуру Курского района. Прокуратурой Курского района в адрес главы сельсовета вынесено представление, акт прокурорского реагирования находится на стадии рассмотрения. Так же истец указывает, на то, что ответчиком не представлялись и не предоставляются пакеты для утилизации твердых бытовых отходов. Поскольку услуга по сбору и вывозу ТКО ответчиком не оказана надлежащим образом, считает, что начисление платы за данную услугу не законно. Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, поскольку он не может реализовать свое право на безопасное проживания в соответствии с санитарными нормами в принадлежащем ему доме. На основании изложенного, просит признать услугу по обращению с ТКО АО «САБ по уборке г. Курска» не оказанной, обязать АО «САБ по уборке г. Курска» отменить начисленную плату за не оказанную услугу по обращению с ТКО за жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, расположенный по адресу: <адрес> обязать АО «САБ по уборке г. Курска» осуществлять бесконтейнерный сбор ТКО (без накопления ТКО) с адреса: <адрес> в соответствии с п. 2.3 Договора и требованием п. 15 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, обязать АО «САБ по уборке г. Курска» предоставить истцу пакеты для сбора ТКО в соответствии с нормами потребления, взыскать с АО «САБ по уборке г. Курска» моральный вред в размере 50 000 рублейй, взыскать сАО «САБ по уборке г. Курска» штраф в соответствии с п.с6 ст. 13 Закона РФ О защите прав потребителей», взыскать с АО «САБ по уборке г. Курска» расходы по оплате почтового отправления в сумме 150,5 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои исковые требования, по изложенным в иске основаниям.
Представитель АО «Спецавтобаза по уборке города Курска»ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором удовлетворении исковых требований оставили на усмотрение суда. Дело просили рассмотреть в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, выслушав, явившихся участников процесса, принимая во внимание письменный отзыв третьего лица, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.2, ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 1 ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно п.1 ст. 441 ГК РФ когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения по адресу: <...> является истец ФИО1(л.д.94)
Из объяснений истца следует, что он, является собственником дома <адрес> где никто не зарегистрирован и не проживает. По данному адресу приходят квитанции за вывоз ТКО, хотя мусор по данному адресу никто не выбрасывает и не вывозит, считает, что нарушены его права, просит признать услугу по обращению с ТКО АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» не оказанной, обязать АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» отменить начисленную плату за неоказанную услугу по обращению с ТКО за жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности.
Разрешая требования истца, суд приходит к следующему.
Между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» по результатам проведенного конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами 09 октября 2017г. подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области по Северо-восточной зоне, в соответствии с которым Акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, с 1 сентября 2018г АО «САБ по уборке г.Курска» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Северо-Восточной зоны Курской области.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. №641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных потребителями.
Пунктом 148(1)(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Региональным оператором в средствах массовой информации была опубликована оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями которой АО «САБ по уборке г.Курска» заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, далее -услуги с любым физическим лицом, зарегистрированным на территории Северо- Восточной зоны деятельности Регионального оператора по Курской области : г.Курска, г.Щигры, Горшеченского района, Золотухинскогорайона, Касторенского района, Курского района, Мантуровского района, Поныровского района, Советского района, Солнцевского района, Тимского района, Черемисиновского района, Щигровского района.
Моментом полного принятия предложения исполнителя заключить договор в соответствии с п.п. 1,3 ст.438 ГК РФ, постановлением Правительства РФ №1156 « Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2018г. №641» является направление Потребителем в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заявки потребителя и необходимых документов.
В выпуске газеты Курская правда от 02.11.2018 г. АО «САБ по уборке г.Курска» была опубликована публичная оферта о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.93).
Таким образом, между собственниками домовладений и региональным оператором АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с которым ООО АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для собственников жилых домов, что сторонами не оспаривается.Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Истец утверждает, что услуга по обращению с ТКО ответчиком не была оказана так как на территории ул. Рябиновая д. Халино не оборудована контейнерная площадка, соответствующая нормам, указанным в СанПиН 2.1.3684-21, а так же то, что отсутствовало движение специализированного автомобиля по месту нахождения дома истца. Суд не может согласиться с представленными истцом доводами по следующим основаниям. В соответствии с положениями п. 14 ч.1 ст. 15 и п. 24 части 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на соответствующих территориях муниципальных районов. В соответствии со ст. 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Феттепаттии случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона №89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО). В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Обязанности регионального оператора определены пунктом 5.1.1. типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (публичная оферта опубликована в газете «Курская правда» от 02.11.2018 года) (далее - договор), а именно «принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены настоящим договором». В соответствии с договором складирование ТКО потребителями осуществляется в местах, определенных органами местного самоуправления (п. 2.2).В силу пункта 9 Правил №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641" потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 1(Правил №1156).Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов шли системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Абзацем 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КТО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках). Контейнерная площадка, соответствующая требования, указанным в СанПиН 2.1.3684-21 на территории ул. Рябиновая д. Халино отсутствует. В ходе рассмотрения дела установлено, Письмом от 15.06.2021 г. № 02-12/604 Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области уведомила АО «САБ по уборке г. Курска» об определении места складирования ТКО для жителей ул. Рябиновая д. Халино. Согласно комиссионно составленному Акту об определении технического состояния контейнера и места размещения контейнера от 09 сентября 2021 года по адресу: <...> установлен 1 (один) евроконтейнер для сбора ТКО объемом 1,1 куб.м. Контейнер расположен у обочины дороги у края проезжей части, с асфальтированным покрытием, что подтверждается в том числе фототаблицей, представленной ответчиком( л.д. 78-80).
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее Правила №354) также предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В пункте 148 (22) Правил № 354 определено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими допустимую продолжительность за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В конфликтных ситуациях истец мог обратиться к ответчику с заявлением о том, что услуга не оказана, или оказана услуга не надлежащего качества. Доказательств того, что истец в ноябре и декабре 2021 года обращался к ответчику с соответствующими заявлениями суду не представлено. Кроме того, ответчиком в подтверждение оказания услуги в материалы дела представлены данные системы «Сирена-ЖКХ» (л.д. 60-77).
Проанализировав Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, суд приходит к выводу, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» доказал факт наличия договорных отношений с истцом. Обязанность обеспечивать обращение с ТКО с региональным оператором путем доставки ТКО до организованных мест (площадок) их накопления возложена на истца. Зона ответственности исполнения данной коммунальной услуги региональным оператором АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» определена с мест (площадок) накопления ТКО, установленных органами местного самоуправления. Несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 метров расстоянии от жилых домов, что подтверждается материалами дела.
Доказательств самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности, в том числе данных о заключении истцом договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» в материалы дела не представлено.В связи с чем, требования истца о признании услуги по обращению с ТКО АО «САБ по уборке г. Курска не оказанной и обязании АО «САБ по уборке г. Курска» отменить начисленную плату за не оказанную услугу по обращению с ТКО за жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, расположенный по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению.
Таким образом, с учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, в случае если данная обязанность не возложена на других лиц.
Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится к сфере обязательств исполнителя услуги - АО «Спецавтобаза по уборке города Курска».
Исходя из чего, суд приходит к выводу, что требования об обязании АО «САБ по уборке г. Курска» осуществлять безконтейнерный сбор ТКО (без накопления ТКО) заявлены к ненадлежащему ответчику.
Основанием для предоставления пакетов для сбора ТКО в соответствии с нормативами потребления является решение органов местного самоуправления об организации пакетированного сбора мусора на ул. Рябиновая д. Халино Курского района Курской области. Поскольку в настоящее время администрацией Клюквинского района Курской области и АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» не достигнуто соглашение об организации пакетированного сбора мусора, то действует соглашение о вывозе мусора из контейнера, расположенного на данной территории. В связи с чем, требование об обязании АО «САБ по уборке г. Курска предоставить пакеты для сбора ТКО в соответствии с нормативами потребления не подлежит удовлетворению.
В числе заявленных требований истец просит взыскать моральный вред в размере 50 000 рублей, штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», расходы по оплате почтового отправления в сумме согласно приложенной квитанции. В силу ст. 98 ГПК РФ, в связи с отказом в иске отсутствуют основания для взыскания с ответчика морального вреда, штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», понесенных истцом по делу судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» о признании услуги неоказанной, обязании отменить начисленную плату за неоказанную услугу по обращению с ТКО, обязании осуществлять безконтейнерный сбор ТКО, обязании предоставить пакеты для сбора ТКО, взыскании компенсации морального вреда, штрафа по Закону о защите прав потребителей, судебных расходов-отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 08.04.2022 года.
Председательствующий судья: