ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/16Г от 25.01.2016 Малокарачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-43/16г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» января 2016 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Боташева Р.Б.

с участием представителя истца Гочияевой З.А.

представителя администрации Краснокурганского сельского поселения

Гаппоева А.П.

адвоката Семёновой З.С.

при секретаре Джанкезовой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Кечеруковой Марьям Муратовны, действующей в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1

к Администрации Малокарачаевского муниципального района, Администрации Краснокурганского сельского поселения об оспаривании решении органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л :

Кечерукова М.М. обратилась в суд с иском и просит восстановить срок для обращения с заявлением в суд, признать постановление Администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района № 132 от 28. 05.2014 года незаконным, признать отказ администрации Малокарачаевского муниципального района в восстановлении истца в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с октября 2012 года - незаконным, обязать администрацию Краснокурганского сельского поселения восстановить семью истца в сводном списке молодых семей, претендентов на получение субсидии на получение жилья по Малокарачаевскому району в рамках целевой программы Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015годы» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района подготовить акт обследования жилищных условий, взыскать расходы представителя в размере 30 000 рублей, при этом истец ссылается на то обстоятельство, что она 28 мая 2011 года вступила в зарегистрированный в брак с ФИО6, от этого брака у нее родилась дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании Постановления Администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района от 05.10.2012г. № 260 «О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья истца в составе трех человек состояла на учете в Списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Малокарачаевского муниципального района. Кроме того, семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище - на 2011-2015г. Однако указанное постановление было опротестовано прокурором Малокарачаевского района, в связи с тем, что не был составлен акт обследования жилищных условий администрацией Краснокурганского СП. На основании постановления администрации Краснокурганского сельского поселения № 260 от 05.10.2012г. семья истца была исключена из сводного районного списка семей вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца по основаниям, изложенным выше, требования истца поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, при этом добавила, что 29.12.2013 года супруг истицы Кечеруковой М.М., ФИО6, погиб в автокатастрофе, она одна воспитывает ребенка, своего жилья не имеет, и в настоящее время нигде не работает. О необходимости представить акт обследования им никто не говорил, на момент подачи документов в администрацию сельского поселения, в списке - бегунке, акта об обследовании жилищных условий не было. Сбором документов занималась она - как представитель истца, поскольку, истец занимается воспитанием малолетней дочери. Она периодически приходила в администрацию Малокарачаевского муниципального района и узнавала о продвижении очередности, поскольку на учете по улучшению жилищных условий по указанной программе состояли как семья истца, так и семья ее сестры, под №.№. 143 и 144.

Представитель ответчика - администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района Гаппоев А.П., исковые требования истца признал частично и объяснил суду, что на основании Постановления Краснокурганского сельского поселения от 05.10.2012г. № 262 «О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья истца из трех человек, состояла на учете в Списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Малокарачаевского муниципального района под № 409, и стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище - на 2011-2015 годы.

Однако указанное постановление было опротестовано прокурором Малокарачаевского района, в связи с тем, что не был составлен акт обследования жилищных условий администрацией Краснокурганского СП, т. к. на момент формирования списков, в перечень документов необходимых для постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставление акта обследования жилищных условий не требовалось. Поэтому не был составлен акт обследования жилищных условий истца. Впоследствии на основании протеста прокурора Малокарачаевского района, постановлением администрации Краснокурганского сельского поселения семья истца была исключена из сводного районного списка семей вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец Кечерукова М.М. в судебное заседание не явилась, но обратилась с заявлением рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя.

Представитель ответчика- администрации Малокарачаевского муниципального района в судебное заседание не явился, однако от него поступило возражение на требования истца, согласно которых представитель ответчика просить отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме по тем основаниям, что согласно ФЗ от 06.10. 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, вопрос признания семьи Кечеруковой М.М., нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий относится к ведению администрации сельских поселений, отказ администрации Малокарачаевского муниципального района в восстановлении Кечеруковой М.М. в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с октября 2012 года, основан на отмене постановления Краснокурганского сельского поселения от 05.10. 2012г.

№ 260; в части взыскания судебных расходов на оказание юридической помощи необходимо отказать в связи с отсутствием договора.

При таких обстоятельствах, и в соответствие с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителя ответчика- администрации Малокарачаевского муниципального района.

Выслушав в судебном заседании объяснения представителя истца, представителя ответчика администрации Краснокурганского сельского поселения Гаппоева А.П., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 27.05.2010 года № 738 - О - О требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции.

Постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015гг., а в качестве ее составной части - принята отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Во исполнение вышеназванной федеральной целевой программы постановлением Правительства КЧР № 67 от 04 марта 2011 года была утверждена соответствующая республиканская программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы». Постановление Правительства КЧР опубликовывалось в газете «День республики» № 53-54 от 22 марта 2011 года. А на муниципальном уровне Постановлением администрации Малокарачаевского муниципального района от 28 декабря 2011 года № 1060 утверждалась муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».

Вышеназванным постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, в соответствии с которыми участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы может быть признанная в установленном порядке, нуждающейся в жилом помещении молодая семья, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного и более детей, если возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, а также при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище - на 2011-2015 годы», целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Указанные выше республиканская и муниципальная программы также определяли соответствующие Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, содержащие аналогичные федеральным критерии, требования условия к участникам программы.

В силу данных Правил, органы местного самоуправления муниципальных образований в КЧР осуществляют формирование списка молодых семей - участников подпрограммы.

В соответствии с п.п. «а»-«д» п. 2 Правил и ст. 52 ч. 4 ЖК РФ, молодая семья для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты предоставляет документ подтверждающий право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст.52 ЖК РФ документов, органом осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня предоставления документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае, если необходимые документы не были предоставлены заявителем по собственной инициативе, органом осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).

Как установлено в судебном заседании, 28 мая 2011 года истец Кечерукова М.М. вступила в зарегистрированный брак с ФИО6. От этого брака у нее имеется дочь ФИО2, 05.12.2011 года рождения.

На основании Постановления Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района №260 от 05.10.2011 года «О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семья истца в составе трех человек состояла на учете в Списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в администрации Малокарачаевского муниципального района под № 409, тем самым став участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище-на 2011-2015 годы. 29.12.2013 года супруг истца ФИО6 погиб в автокатастрофе. Однако, указанное постановление было опротестовано прокурором Малокарачаевского района 30.04.2014г., в связи с тем, что отсутствовал акт обследования жилищных условий администрацией Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района. Впоследствии на основании Постановления администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района №132 от 28 мая 2014 года, семья истца была исключена из сводного районного списка семей вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент первоначального внесения в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» по Малокарачаевскому району семья Кечеруковой М.М. отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником программы.

Само по себе предоставление акта обследования жилищных условий для истца не предоставляется возможным, поскольку для этого необходимо создать комиссию органом правомочным и наделенным такими правами и обязанностями.

Его отсутствие является упущением органа правомочного обследовать жилищные условия при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку, в случае, если необходимые документы не были предоставлены заявителем по собственной инициативе, органом осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет (ч.4 ст. 52 ЖК РФ).

Пунктом 8 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 01 августа 2006г. № 62-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируется отдельное учетное дело, в которое подшиваются заявление, документы, представленные гражданином, акты обследования жилищных условий гражданина, решения органа местного самоуправления, уведомления, извещения и иные документы, необходимые для принятия гражданина на учет.

Представитель ответчика - администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района Гаппоев А.П. в судебном заседании подтвердил то обстоятельство, что на момент формирования списков молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в перечень документов необходимых для постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставление акта обследования жилищных условий не требовалось, поэтому ими не были обследованы жилищные условия семьи истца.

Несмотря на то, что на момент первоначального внесения в списки участников программы семья истца отвечала требованиям, которые предъявлялись к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками программы, и наличие акта обследования не требовалось, то после протеста прокурора, жилищные условия семьи истца администрацией Краснокурганского сельского поселения не были обследованы.

Между тем, Совет Краснокурганского сельского поселения по месту жительства истца при рассмотрении протеста прокурора, должен был руководствоваться Правилами, которыми возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине отсутствия акта обследования жилищных условий не была предусмотрена, также вправе были создать комиссию для обследования жилищных условий семьи истца, и по результатам обследования принять решение, что администрацией Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района сделано не было.

Поскольку Администрацией Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района решение об исключении семьи истца из сводного списка молодых семей принято без проведения обследования жилищных условий истца, то, их действиями были нарушены конституционные права, как истца, так и членов ее семьи на жилье, в том числе и малолетнего ребенка, поэтому суд считает необходимым обязать администрацию Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района провести обследование жилищных условий семьи истца.

В силу ст. 56 ч. 2 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Согласно Постановлению № 260 05.10.2012г. семья истца Кечеруковой М.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а спустя более одного года и семи месяцев, 28 мая 2014г. Постановлением № 132 Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района семья истца была исключена из списка молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, без указания основания снятия с такого учета, т. к. такие решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Кроме того, решения о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Эта обязанность возложена законодателем на органы местного самоуправления (ст. 56 ч. 2 ЖК РФ).

В судебном заседании письменных доказательств, свидетельствующих о получении истцом письменных извещений о снятии с очереди как нарочно, так и по почте с уведомлением, стороной ответчика не представлено.

Представитель ответчика администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района Гаппоев А.П., в судебном заседании, подтвердил то обстоятельство, что на момент формирования списков семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, в перечень документов необходимых для постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставление акта обследования жилищных условий не требовалось, поэтому не были обследованы жилищные условия истца.

Администрация Малокарачаевского муниципального района отказала Кечеруковой М.М. в восстановлении ее семьи в сводном списке молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий сославшись на Постановление № 132 от 28.05.2014 года Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района. Однако, это постановление, не содержит в себе основания снятия с учета семьи Кечеруковой М.М., и принято без соблюдения требований ст. 56 ч. 2 ЖК РФ. Далее в нарушение требований ст. 56 п. 2 ЖК РФ, о принятии такого решения в течение трех рабочих дней семья истца не была поставлена в известность, тем самым, была лишена права на его обжалование.

Следовательно, Администрация Малокарачаевского муниципального района, незаконно отказала Кечеруковой М.М. в восстановлении ее семьи в сводном списке молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Постановления № 132 от 28. 05.2014г., принятого Краснокурганским сельским поселением, без указания основании снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Таким образом, действия ответчика - администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района по исключению семьи истца из списка претендентов на улучшение жилищных условий суд признает незаконными, так как были нарушены конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав, в том числе право на жилье, поэтому считает необходимым восстановить семью истца в сводном списке молодых семей нуждающихся в улучшений жилищных условий Администрации Малокарачаевского муниципального района.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Такая возможность защиты нарушенного права ограничена определенным сроком, который законом определяется исковой давностью.

При применении положений п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" необходимо учитывать, что помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.

В силу вышеуказанного, назначение исковой давности - предоставить потерпевшему строго определенный, но вполне достаточный срок для защиты его права. По истечении исковой давности потерпевший лишается возможности принудительной (судебной) защиты своего права, но само нарушенное право сохраняется.

Однако в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", следует, что в соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходит из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. В мотивировочной части решения указывается только на установление судом данного обстоятельств.

Согласно материалам гражданского дела, истец просит восстановить срок для обращения с заявлением в суд, признав его пропуск уважительным, поскольку о снятии с учета ее семьи 30.04.2014г., ей стало известно в феврале 2015 года при очередном обращении в комитет молодежи для уточнения продвижения очередности.

Доводы представителя истца о том, что истцу не было известно об исключении ее семьи из списка лиц нуждающихся в улучшении жилищных условии вплоть до февраля 2015 года, материалами дела не опровергаются. Сведений о том, что решение о снятии с учета ее семьи было выдано ей на руки, или документ был направлен по почте, сторонами суду не представлено. По этим основаниям представитель истца просит восстановить срок для обращения с заявлением в суд, и признать причину пропуска уважительным.

Согласно возражениям представителя ответчика администрации Малокарачаевского муниципального района исследованным в судебном заседании, в этой части исковых требований представитель ответчика своего мнения не выразил.

Представитель ответчика администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района Гаппоев А.П., также в этой части иска своего мнения не выразил и не просил отказать в восстановлении срока для обращения с заявлением в суд.

Между тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассматриваемых исковых требований.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Кечерукова М.М. не знала и не могла знать о том, что ее семья была исключена из сводного списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым, была лишена возможности своевременно обжаловать в судебном порядке принятие такого решения. Следовательно, суд признает причину пропуска срока для обращения с заявлением в суд уважительным, а потому считает необходимым восстановить пропущенный срок.

В части требований истца признать отказ администрации Малокарачаевского муниципального района в восстановлении истца в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с октября 2012 года - незаконным, суд приходит к следующему выводу.

Представитель истца утверждает, что семья истца Кечеруковой М.М. с 05.10.2012г. состояла в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий» под № 143 или 144, поэтому, просит восстановить семью истца в прежней очереди с 05.10.2012г.

Однако, как следует из представленного суду Списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» федеральной целевой программы «Жилище - на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2013 году по Малокарачаевскому муниципальному району, семья Кечеруковой М.М. в составе трех человек (истца Кечеруковой М.М, супруга ФИО6, дочери ФИО1) считается включенным в список участников подпрограммы на основании Постановления администрации Краснокурганского сельского поселения от 05.10.2012 года № 260, под № 409. Иных письменных доказательств, подтверждающих доводы представителя истца о том, что семья Кечеруковой М.М. состояла в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий» под № 143 или 144, суду не представлено.

Между тем, в этой части требования истца необходимо удовлетворить частично и восстановить семью Кечеруковой М.М. в сводном Списке молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий» с 05.10. 2012 года под № 409, в составе семьи из двух человек (истца Кечеруковой М.М. и дочери ФИО1), т. к. согласно представленного суду свидетельства о смерти серии 1-ЯЗ № 590301 от 21.01.2014г. супруг истца ФИО6, 29.12.2013г. погиб.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из п. 8 ст. 94 ГПК РФ следует, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочих, могут быть отнесены и другие признанные судом необходимыми расходы.

Суд относит к судебным издержкам истца: расходы на оплату услуг адвоката об оказании юридической помощи истцу и ее представителю в размере - 30 000 рублей.

В силу ст. 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату услуг адвоката за оказание юридической помощи истцу в размере - 30 000 рублей, подтверждается представленным суду копией соглашения № 15 от 16 марта 2015г.

В силу Определения Конституционного суда от 22 марта 2011 года № 361-О-О, суд не вправе уменьшать произвольно возмещение расходов по оплате услуг адвоката. Между тем, сторона не заявила возражений и не представила доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и взыскать с ответчика Администрации Краснокурганского СП в пользу истца - 30 000 рублей.

По данному делу истцом уплачена государственная пошлина в доход государства в размере - 300 рублей, которая также подлежат взысканию с ответчика Администрации Краснокурганского СП в пользу истца.

На основании ст. ст. 52, 56 ЖК РФ и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кечеруковой Марьям Муратовны удовлетворить частично.

Признать Постановление Администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района № 132 от 28 мая 2014 года «Об отмене Постановления Администрации Краснокурганского сельского поселения № 260 от 05 октября 2012 года «О включении семьи Кечеруковой Марьям Муратовны в очередь и признании нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий» незаконным.

Обязать администрацию Краснокурганского сельского поселения отменить Постановление Администрации Краснокурганского сельского поселения № 132 от 28 мая 2014 года «Об отмене Постановления Администрации Краснокурганского сельского поселения № 260 от 05 октября 2012 года «О включении семьи Кечеруковой Марьям Муратовны в очередь и признании нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий» и обязать представить в Администрацию Малокарачаевского муниципального района документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать отказ Администрации Малокарачаевского муниципального района в восстановлении семьи Кечеруковой Марьям Муратовны в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий с октября 2012 года - незаконным.

Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района восстановить семью Кечеруковой Марьям Муратовны в составе двух человек - Кечеруковой Марьям Муратовны и дочери ФИО1, в Списке молодых семей, претендентов на получение субсидии на приобретение жилья по Малокарачаевскому району в рамках целевой программы Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» с 05.10. 2012г. под № 409.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации Краснокурганского сельского поселения Малокарачаевского района в пользу истца Кечеруковой Марьям Муратовны 30 300 (тридцать тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий: