ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2014 от 19.11.2014 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-43/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Корткерос 19 ноября 2014 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Стахиеве С.А., с участием прокурора Кокаревой О.Е., представителя ответчика Айдашевой Л.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Карабань Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

прокурора Корткеросского района

к ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница»

об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корткеросского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» (далее по тексту: ГБУЗ РК «КЦРБ») об обязании в срок до 31.12.2014 устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>. А именно: по объекту, расположенному по адресу: <адрес>: обеспечить расстояние между пристройкой к столовой V степени огнестойкости (по техническому паспорту А5) и зданием амбулатории (скорой помощи) V степени огнестойкости не менее 15 метров; разместить в коридоре амбулатории на пути эвакуации оборудование (отопительные трубы), выступающее из плоскости стены на высоте не менее 2 метров; обеспечить высоту эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 1,9 м.; обеспечить ширину эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 0,8 м.; убрать горючие материалы из под лестничных маршей; переход между зданиями стационарного отделения и поликлиники необходимо выполнить из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним перехода выполнить из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2ч. Установить противопожарные двери 2-го типа в проемах этих стен, ведущие в переход; запретить размещение палат для тяжелобольных на втором этаже здания стационара; обеспечить расстояние не менее 10 метров между зданием (корпусом) II степени огнестойкости (по техническому паспорту А1 (поликлиника) и зданием V степени огнестойкости (по техническому паспорту А3 (флюорографии); обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации (участок пути по техническому паспорту около кабинетов: 49,51,36,35) не менее 1,2 м.; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (стационар) (по техническому паспорту А)первого этажа; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (поликлиники) (по техническому паспорту А 1)первого этажа; привести в исправное состояние огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре; разместить в складских и общественных помещениях таблички с номерами телефона для вызова пожарной охраны; обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взыровопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; объект расположенный по адресу: <адрес>: запретить размещение палат для тяжелобольных на втором и третьем этаже больницы; установить двери не менее 0,6 часов предела огнестойкости двери во всех (трех) помещений электрощитовых, веткамер (по техническому паспорту помещения 14,16,17) расположенных в помещении подвала; обеспечить ограждающие конструкции перехода между зданиями (корпусами) (по ситуационному плану А и А1) пределами огнестойкости, соответствующие основному зданию (корпусу). Пешеходные и коммуникационные тоннели спроектировать из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним переходов и тоннелей следует выполнить из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2 ч. Установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 1ч.; установить в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (по техническому паспорту лифты 81,102,243,292). Установить в подавльном помещении самозакрывающиеся двери, соединяющие холлы с коридорами; произвести работы негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (стены между помещениями по техническому паспорту № 70, 68 и № 68,63, а также в перекрытии помещения №29); установить предусмотренной проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (по техническому паспорту дверь ведущая из помещения 48 в помещение 51); установить предусмотренной проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (по техническому паспорту дверь ведущая из помещения 79 в помещение 76); установить холлы с противопожарными перегородками 1-го типа, или экраны, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, повсеместно на всех этажах в целях ограждения лифтовых шахт (по техническому паспорту лифты 81,102,143,192); запретить установку кроватей больных в коридоре на третьем этаже (по техническому паспорту помещения коридора 72); устранить выступ (труба) (по техническому паспорту помещение 8) на пути эвакуации; оборудовать лестницу (по техническому паспорту №98) устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; руководителю учреждения пройти обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре с отрывом от производства в организации, имеющую лицензию на данный вид; определить лицо в учреждении ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей. В обоснование требований в заявлении указано, что несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан находящихся в указанных учреждений.

Прокурор Кокарева О.Е. в судебном заседании отказалась от части требований в связи с добровольным исполнением ответчиком, в части обязания ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>. А именно: по объекту, расположенному по адресу: <адрес>: убрать горючие материалы из под лестничных маршей; запретить размещение палат для тяжелобольных на втором этаже здания стационара; разместить в складских и общественных помещениях таблички с номерами телефона с для вызова пожарной охраны; по объекту расположенному по адресу: <адрес>: установить двери не менее 0,6 часов предела огнестойкости двери во всех помещений электрощитовых; установить в подавльном помещении самозакрывающиеся двери, соединяющие холлы с коридорами; запретить размещение палат для тяжелобольных на втором и третьем этаже больницы; произвести работы негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (стены между помещениями по техническому паспорту № 70, 68 и № 68,63, а также в перекрытии помещения №29); установить предусмотренной проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (по техническому паспорту дверь ведущая из помещения 48 в помещение 51); запретить установку кроватей больных в коридоре на третьем этаже (по техническому паспорту помещения коридора 72); устранить выступ (труба) (по техническому паспорту помещение 8) на пути эвакуации; руководителю учреждения пройти обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действи1й при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре с отрывом от производства в организации, имеющую лицензию на данный вид; определить лицо в учреждении ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.

Судом принят отказ прокурора от части требований.

Прокурор Кокарева О.Е. на уточненных требованиях настаивала, просила обязать ответчика устранить выявленные нарушения до 01.03.2016.

Представитель ответчика Айдашева Л.Н. возражений по уточненным требованиям прокурора не имеет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Карабань Е.Ю. поддержал требования прокурора, не возражал по установлению срока устранения нарушений до 01.03.2016.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, следовательно, соблюдение требований пожарной безопасности является реальной гарантией защиты жизни, здоровья, имущества граждан в случае пожара.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту- Закон №69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Указанный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту- Закон №123-ФЗ) установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно Уставу ГБУЗ РК «КЦРБ» 2013 года, учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей получение прибыли в качестве основной деятельности. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В состав учреждения входят территориально обособленные структурные подразделения, в том числе <адрес> больница. Учреждение обязано обеспечить сохранность недвижимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему органом исполнительной власти РК.

Из представленных материалов дела следует, что в ходе проверки ОНД по Корткеросскому району ГБУЗ РК «КЦРБ» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов»; СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; свода правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы»; СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения; СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения; Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»; СНиП II-69-78 «Лечебно-профилактические учреждения»; СНиП 2.01.02-85*. В нарушение указанных актов по объекту, расположенному по адресу: <адрес>: не обеспечено расстояние между пристройкой к столовой V степени огнестойкости (по техническому паспорту А5) и зданием амбулатории (скорой помощи) V степени огнестойкости не менее 15 метров; допускается размещение в коридоре амбулатории на пути эвакуации оборудование (отопительные трубы), выступающее из плоскости стены на высоте не менее 2 метров; не обеспечена высота эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 1,9 м.; не обеспечена ширина эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 0,8 м.; переход между зданиями стационарного отделения и поликлиники необходимо не выполнены из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним перехода не выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2ч. Установить противопожарные двери 2-го типа в проемах этих стен, ведущие в переход; расстояние менее 10 метров между зданием (корпусом) II степени огнестойкости (по техническому паспорту А1 (поликлиника) и зданием V степени огнестойкости (по техническому паспорту А3 (флюорографии); ширина горизонтального участка пути эвакуации (участок пути по техническому паспорту около кабинетов: 49,51,36,35) менее 1,2 м.; отсутствует второй эвакуационный выход из здания (стационар) (по техническому паспорту А) первого этажа; отсутствует второй эвакуационный выход из здания (поликлиники) (по техническому паспорту А 1) первого этажа; не в исправном состояние огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре; не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взыровопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По объекту расположенному по адресу: <адрес>: не установлены двери не менее 0,6 часов предела огнестойкости двери во всех помещениях, веткамер, расположенных в помещении подвала; не обеспечены ограждающие конструкции перехода между зданиями (корпусами) (по ситуационному плану А и А1) пределами огнестойкости, соответствующие основному зданию (корпусу). Пешеходные и коммуникационные тоннели не спроектированы из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним переходов и тоннелей должны быть выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2 ч. Не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 1ч.; в подвальном этаже перед лифтами не предусмотрены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (по техническому паспорту лифты 81,102,243,292); не установлены предусмотренной проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (по техническому паспорту дверь ведущая из помещения 79 в помещение 76); не предусмотрены холлы с противопожарными перегородками 1-го типа, или экраны, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, повсеместно на всех этажах в целях ограждения лифтовых шахт (по техническому паспорту лифты 81,102,143,192); лестница (по техническому паспорту №98) не оборудована устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

С учетом изложенного судом установлено, что в ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» на объектах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, требования пожарной безопасности в указанной в иске части не выполняются. Ненадлежащее исполнение возложенных обязательств в части обеспечения мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Довод представителя ответчика Айдашевой Л.Н. о том, что предписание ОНД Корткеросского района от 2012 г., постановления о привлечении ответчика к административной ответственности от 2012г., 2013г., в которых отражены указанные в иске нарушения, Арбитражным судом РК признаны незаконными и отменены (предписание частично признано недействительным), в связи с чем указанные нарушения не могут быть предметом рассмотрения настоящего иска, суд считает не состоятельным, т.к. отмена предписания, постановления о привлечении к административной ответственности, в которых также отражены указанные в требованиях прокуратуры нарушения, не является для суда основанием для отказа в иске. Указанные в иске нарушения в настоящее время частично ответчиком устранены и подтверждены предписанием от 14.11.2013, пояснениями Карабань Е.Ю. и другими доказательствами, из чего суд делает вывод о бесспорном наличии в настоящее время нарушений требований пожарной безопасности, поддержанных прокурором.

По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В делах по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к ГБУЗ «КЦРБ» о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 марта 2016 года.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» в срок до 01.03.2016 устранить нарушения требований пожарной безопасности:

по объекту, расположенному по адресу: <адрес>: обеспечить расстояние между пристройкой к столовой V степени огнестойкости (по техническому паспорту А5) и зданием амбулатории (скорой помощи) V степени огнестойкости не менее 15 метров; разместить в коридоре амбулатории на пути эвакуации оборудование (отопительные трубы), выступающее из плоскости стены на высоте не менее 2 метров; обеспечить высоту эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 1,9 м.; обеспечить ширину эвакуационного выхода в свету амбулатории не менее 0,8 м.; переход между зданиями стационарного отделения и поликлиники необходимо выполнить из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним перехода выполнить из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2ч. Установить противопожарные двери 2-го типа в проемах этих стен, ведущие в переход; обеспечить расстояние не менее 10 метров между зданием (корпусом) II степени огнестойкости (по техническому паспорту А1 (поликлиника) и зданием V степени огнестойкости (по техническому паспорту А3 (флюорографии); обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации (участок пути по техническому паспорту около кабинетов: 49,51,36,35) не менее 1,2 м.; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (стационар) (по техническому паспорту А) первого этажа; обеспечить второй эвакуационный выход из здания (поликлиники) (по техническому паспорту А 1) первого этажа; привести в исправное состояние огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны и др.) в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре; обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взыровопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

по объекту расположенному по адресу: <адрес>: установить двери не менее 0,6 часов предела огнестойкости двери во всех помещениях венткамер, расположенных в помещении подвала; обеспечить ограждающие конструкции перехода между зданиями (корпусами) (по ситуационному плану А и А1) пределами огнестойкости, соответствующие основному зданию (корпусу). Пешеходные и коммуникационные тоннели спроектировать из негорючих материалов. Стены зданий в местах примыкания к ним переходов и тоннелей следует выполнить из негорючих материалов с пределом огнестойкости 2 ч. Установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 1ч.; установить в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (по техническому паспорту лифты 81,102,243,292); установить предусмотренной проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (по техническому паспорту дверь ведущая из помещения 79 в помещение 76); установить холлы с противопожарными перегородками 1-го типа, или экраны, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, повсеместно на всех этажах в целях ограждения лифтовых шахт (по техническому паспорту лифты 81,102,143,192); оборудовать лестницу (по техническому паспорту №98) устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 ноября 2014 года.