ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2015Г от 16.02.2015 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2-43/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд <адрес> Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сквороцовой Татьяны Антоновны, Мавровой Ольги Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Скворцова Т. А., Маврова О. В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве за каждым, на жилое помещение – квартиру № , расположенную в <адрес>, общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Истцы Скворцова Т. А. и Маврова О. В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, надлежащим образом извещенные судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 92, 93), в суд не явились. В письменных ходатайствах от ДД.ММ.ГГГГ оба истца настаивали на удовлетворении своих исковых требований и просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие (л. д. 49, 50).

В судебном заседании представитель истцов ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенных доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 7, 8), в ходе судебного разбирательства поддержал исковые требования своих доверителей Скворцовой Т. А. и Мавровой О. В., мотивируя их следующим.

Истец Скворцова Т. А. является нанимателем на условиях договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-1, <адрес>, что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ и финансовым лицевым счетом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на вышеуказанную квартиру в ЕГРП за кем-либо не зарегистрировано. Между тем, собственником данной квартиры является Российская Федерация.

Совместно с нанимателем Скворцовой Т. А. в жилое помещение были вселены члены и данный момент зарегистрированы в нем также члены ее семьи: истец Скворцова Татьяна Антоновна (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ, истец Маврова Ольга Валерьевна (добрачная фамилия - Скворцова) (дочь нанимателя) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внучка нанимателя) с ДД.ММ.ГГГГ, и третье лицо Чикивдя Анатолий Михайлович с ДД.ММ.ГГГГ. Третье лицо Чикивдя А. М. не возражает против приватизации квартиры истцами и отказался от своего права на приватизацию данной квартиры, что подтверждается в нотариально удостоверенном согласии третьего лица от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о даче им согласия на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения, на которое какого-либо ответа получено не было. Между тем, ранее никто из истцов в приватизации какого-либо жилого помещения не участвовал.

Поскольку занимаемая истцами квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, а именно не является служебным жилым помещением, находится в военном городке <адрес>, который не имеет статуса закрытого военного городка, он просит суд признать за Скворцовой Т. А., Мавровой О. В. и ФИО1 право общей долевой собственности, по 1/3 доле в праве за каждым, на вышеуказанное жилое помещение – квартиру № расположенную в <адрес>, общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Ответчик Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 98), в суд своего представителя не направил. В письменном отзыве по существу иска данный ответчик просил суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л. д. 40-41).

Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истцов, рассматривает данное дело в отсутствие ответчика Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенного судом о месте и времени судебного разбирательства и просившего суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ранее, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Министерство обороны РФ исковые требования не признал полностью, указывая, что Министерство обороны РФ не имеет полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации и по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность физических лиц. По указанной причине ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л. д. 40-42).

Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 97), в суд своего представителя не направил, об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам суд не просил, каких-либо мотивированных возражений по существу иска суду не представил.

Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истцов, рассматривает данное дело в отсутствие не явившегося ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенного судом о месте и времени судебного разбирательства и не просившего суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, МУП «Городское бюро приватизации жилья» и Чикивдя А. М., надлежащим образом извещенные судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 96, 91), в суд не явились, об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам суд не просили, каких-либо мотивированных возражений по существу иска суду не представили.

Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истцов, рассматривает данное дело в отсутствие указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных судом о месте и времени судебного разбирательства и не просивших суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав в ходе судебного разбирательства объяснения представителя истца, исследовав письменные возражения ответчика Министерства обороны РФ, а также иные письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании ордера № , выданного Замоскворецкой КЭЧ Министерства обороны СССР ДД.ММ.ГГГГ майору-инженеру ФИО5 на состав семьи из трех человек (супругу Скворцову Татьяну Антоновну и сына ФИО4) была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л. д. 11).

На момент обращения в суд с настоящим иском нанимателем вышеуказанного жилого помещения является истец Скворцова Татьяна Антоновна, что усматривается из финансового лицевого счета <адрес>, выданного ФИО6 (л. д. 12).

Вместе с нанимателем Скворцовой Т. А. в настоящий момент постоянно зарегистрированы члены ее семьи: Скворцова Татьяна Антоновна (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ, истец Маврова Ольга Валерьевна (добрачная фамилия - Скворцова) (дочь нанимателя) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (внучка нанимателя) с ДД.ММ.ГГГГ, и третье лицо Чикивдя Анатолий Михайлович (супруг нанимателя) с ДД.ММ.ГГГГ. Прежний наниматель жилого помещения ФИО5 снят с регистрационного учета с указанного места жительства ДД.ММ.ГГГГ, а совместный сын прежнего и настоящего нанимателей - ФИО4 снят с регистрационного учета с указанного места жительства с ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из копии финансового лицевого счет квартиры и выписки из домовой книги (л. д. 12-15).

Истцы обратились в суд с иском о предоставлении им в общую долевую собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, поскольку занимают данное жилое помещение по договору социального найма, с указанием, что данное жилое помещение не является служебным, право однократной приватизации жилья ранее истцами не использовалось.

Оценивая данные доводы истцов в ходе настоящего судебного разбирательства, суд соглашается с ними по следующим основаниям.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение каких-либо прав, в том числе право собственности, за кем-либо из граждан или юридических лиц не зарегистрировано (л. д. 44).

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, данный дом и спорная квартира не были переданы в муниципальную собственность и не находятся на балансе муниципального образования. Указанная квартира является федеральной собственностью, находящееся в ведении Министерства обороны РФ, что подтверждено письменным отзывом ответчика Министерства обороны РФ (л. д. 40-42).

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1888 от 23 декабря 2010 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года было принято решение о реорганизации федеральных государственных квартирно­эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской к ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.

Статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в введении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения могут передаваться в общую собственность.

В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

Ответчик Министерство обороны РФ не признал исковые требования только по той причине, что не является лицом, в полномочия которого входят вопросы передачи жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность граждан в порядке приватизации.

Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ вообще не представил в суд каких-либо письменных мотивированных возражений относительно приватизации истцами спорного жилого помещения.

Вместе с тем, согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно п. 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно п. п. «г» п. 1 Указа Президента РФ от 25 ноября 1996 года «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» предписывалось до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Ранее, военный городок <адрес> имел статус закрытого. Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно изменениям, которые были внесены в раздел «Вооруженные Силы РФ», из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р, исключен военный городок <адрес>, в связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ военный городок <адрес>, на территории которого находится спорная квартира, имеет статус открытого.

То обстоятельство, что <адрес>, являющаяся объектом социальной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение данного Указа, не передана в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность, не должно отражаться на реализации прав граждан Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации жилья.

Часть 2 ст. 35 Конституции РФ гарантирует право каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставлено право гражданам на приобретение жилых помещений в собственность.

Также суд отмечает тот факт, что спорное жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации, в частности не является служебным жилым помещением.

Так, согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что спорная квартира была предоставлена истцу и членам ее семьи на основании ордера № 4/17 от 29 января 1982 года (л. д. 11).

Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 1983 года), утратившего силу с 01 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам и только после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).

Исходя из положений ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих. При этом, в силу положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.

В период действия Жилищного кодекса РСФСР в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 1984 года № 5 (в редакции от 21 декабря 1993 года) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР» было указано, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии, местной администрации. При этом, само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.

Также отсутствуют основания для отнесения спорной квартиры к служебной в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». В соответствии с пунктом 12 указанных Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, квартира становится служебной только при соблюдении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. Иной порядок присвоения жилому помещению статуса служебного законодательством не предусмотрен.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО6» спорная <адрес> не является служебной (л. д. 13).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Истцы Скворцова Т. А., Маврова О. В., в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., просят суд передать им в общую долевую собственность вышеуказанную квартиру в равных долях, а именно в размере по 1/3 доле в праве каждому, что суд считает обоснованным и справедливым, поскольку член семьи нанимателей зарегистрированный в спорном жилом помещении Чикивдя А. М. (супруг нанимателя – л. д. 27) ДД.ММ.ГГГГ отказался в пользу истцов от своего права от участия в приватизации данного жилого помещения (нотариальное согласие - л.д. 22), а истцы ранее в приватизации каких-либо жилых помещений участия не принимали (л. д. 24, 25).

Объектом приватизации является двухкомнатная квартира № , расположенная в <адрес>, общей площадью жилых помещений общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., что усматривается из Технического паспорта <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л. д. 16-21).

Таким образом, какие-либо запреты или ограничения в приватизации спорного жилого помещения судом не выявлены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истцов Скворцовой Т. А., Мавровой О. В. и несовершеннолетней ФИО1, законных оснований для признания за ними права общей долевой собственности, в размере по 1/3 доле в праве за каждым, на жилое помещение – двухкомнатная квартира , расположенная в <адрес>, общей площадью жилых помещений общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сквороцовой Татьяны Антоновны, Мавровой Ольги Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Скворцовой Татьяной Антоновной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: д. <адрес>, гражданство: <адрес>, паспорт , выдан 6-ым отделением милиции Коломенского УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , зарегистрированной по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности в размере 1/3 (одной третьей) доли в праве на квартиру № , расположенную в <адрес>, общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Признать за Мавровой Ольгой Валерьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: пгт. <адрес>, гражданство: <адрес>, паспорт , выдан 6-ым отделением милиции Коломенского УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения зарегистрированной по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности в размере 1/3 (одной третьей) доли в праве на квартиру № расположенную в <адрес>, общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, гражданство: <адрес>, свидетельство о рождениисерии , выдано Солнечногорским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о рождении № , зарегистрированной по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности в размере 1/3 (одной третьей) доли в праве на квартиру , расположенную в <адрес>, общей площадью жилых помещений - 46,90 кв.м., в том числе жилой площадью – 27,70 кв.м., в порядке приватизации.

Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права общей долевой собственности истцов на вышеуказанную квартиру в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд <адрес> в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Е. В. Сергеева