ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2016 от 25.02.2016 Шарангского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-43/2016 г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Шаранга 25 февраля 2016 года

Шарангский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Мохова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лесниковой М.А.,

с участием:

заместителя прокурора Шарангского района Нижегородской области Самарова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п.Шаранга Нижегородской области гражданское дело по иску прокурора Шарангского района Нижегородской области к администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области об обязании провести антикоррупционную экспертизу Решения Старорудкинского сельского Совета Шарангского муниципального района от 17.12.2015 № 17 «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год»,

установил:

Прокурор Шарангского района Нижегородской области обратился в суд с иском к администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту ответчик, Администрация) об обязании провести антикоррупционную экспертизу Решения Старорудкинского сельского Совета Шарангского муниципального района от 17.12.2015 № 17 «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год» по мотивам того, что прокуратурой Шарангского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее – ОМСУ сельсовета), в части соблюдения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ОМСУ сельсовета и их проектов (далее – НПА ОМСУ сельсовета).

Проведенной проверкой установлено следующее.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ) определено, что противодействие коррупции - это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселении, относится, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Аналогичная норма закреплена и в статьях 5,37,39 Устава сельсовета, принятого решением сельского Совета Старорудкинского сельсовета от 17.12.2012 №17 в новой редакции, со вступившими изменениями и дополнениями (далее - Устав).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч.1 ст.3, ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Статьями 7, 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:

1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;

2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Решением Старорудкинского Сельского Совета от 06.07.2009 №13 «а» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области и их проектов сельсовета и их проектов (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1.2,1.3,1.4 указанного Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты, связанные с распределением бюджетных средств. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы актов являются:

1) уполномоченный главой местного самоуправления Старорудкинского сельсовета, глава Старорудкинской сельской администрации исполнительный орган местного самоуправления администрации Старорудкинского сельсовета (далее - уполномоченный орган);

2) органы местного самоуправления Старорудкинского сельсовета в пределах своих полномочий;

3) органы прокуратуры.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов проводится в соответствии с разделом 2 Порядка.

Согласно информации главы администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация сельского поселения) от 22.12.2015 за №248 установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (далее-НПА) в 2015 году не проводилась.

Сельским Советом принято Решение от 17.12.2015 №17 «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год», которое вступает в силу с 01.01.2016 года.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного НПА субъектами проведения антикоррупционной экспертизы НПА, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка самостоятельно не проведена.

В соответствии с п.1 ч.1, п.2 ч.2 ст.3, ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся бюджетного, законодательства.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Вместе с тем, проект нормативного правового акта (далее – проект НПА) - решения Администрации «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год» в прокуратуру Шарангского района до его принятия на сельском Совете администрацией сельского поселения не направлялся, в связи с этим антикоррупционная экспертиза проекта НПА прокуратурой Шарангского района (в том числе и субъектами проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка, согласно раздела 3 Порядка) самостоятельно также не была проведена.

Тем самым, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории сельсовета НПА и их проектов надлежащим образом не проводится.

Таким образом, не направление ОМСУ сельсовета проекта указанного НПА в прокуратуру Шарангского района для проведения антикоррупционной экспертизы и не проведение самостоятельно субъектами проведения антикоррупционной экспертизы, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка названного НПА и его проекта, свидетельствуют о не ненадлежащем исполнении ОМСУ сельсовета требований законодательства о противодействии коррупции, о нарушении принципа публичности и открытости деятельности ОМСУ сельсовета и приоритетности применения мер по предупреждению (противодействию) коррупции, профилактике коррупционных правонарушений являющихся основой направления государственной политики реализуемой в области противодействия коррупции.

С учетом указанного, возникает необходимость для проведения самостоятельно администрацией сельского поселения антикоррупционной экспертизы принятого и действующего в настоящее время НПА «О бюджете поселения на 2016 год».

В судебном заседании заместитель прокурора Шарангского района Нижегородской области Самаров Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил. Исковые требования признает, просит рассмотреть дело без представителя Администрации.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства каждое в отдельности и в совокупности в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

На основании п.1 ст.77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Прокуратурой Шарангского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области, в части соблюдения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ОМСУ сельсовета и их проектов.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселении, относится, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Аналогичная норма закреплена и в статьях 5,37,39 Устава сельсовета, принятого решением сельского Совета Старорудкинского сельсовета от 17.12.2012 №17 в новой редакции, со вступившими изменениями и дополнениями.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч.1 ст.3, ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Статьями 7, 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе: устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции; устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Решением Старорудкинского Сельского Совета от 06.07.2009 №13 «а» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области и их проектов.

Согласно пунктам 1.2,1.3,1.4 указанного Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты, связанные с распределением бюджетных средств. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих должности муниципальной службы органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы актов являются: уполномоченный главой местного самоуправления Старорудкинского сельсовета, глава Старорудкинской сельской администрации исполнительный орган местного самоуправления администрации Старорудкинского сельсовета; органы местного самоуправления Старорудкинского сельсовета в пределах своих полномочий; органы прокуратуры.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов проводится в соответствии с разделом 2 Порядка.

Согласно информации главы администрации Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области от 22.12.2015 за №248 установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов в 2015 году не проводилась.

Вместе с тем, сельским Советом принято Решение от 17.12.2015 №17 «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного НПА субъектами проведения антикоррупционной экспертизы НПА, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка самостоятельно не проведена.

В соответствии с п.1 ч.1, п.2 ч.2 ст.3, ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся бюджетного, законодательства.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Проект нормативного правового акта - решения сельсовета «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год» в прокуратуру Шарангского района до его принятия на сельском Совете администрацией сельского поселения не направлялся, в связи с этим антикоррупционная экспертиза проекта НПА прокуратурой Шарангского района (в том числе и субъектами проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка, согласно раздела 3 Порядка) самостоятельно также не была проведена.

В ходе проверки прокуратуры установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории сельсовета НПА и их проектов надлежащим образом не проводится.

Таким образом, не направление ОМСУ сельсовета проекта указанного НПА в прокуратуру Шарангского района для проведения антикоррупционной экспертизы и не проведение самостоятельно субъектами проведения антикоррупционной экспертизы, указанными в подпунктах 1,2 пункта 1.4 Порядка названного НПА и его проекта, свидетельствуют о не ненадлежащем исполнении ОМСУ сельсовета требований законодательства о противодействии коррупции, о нарушении принципа публичности и открытости деятельности ОМСУ сельсовета и приоритетности применения мер по предупреждению (противодействию) коррупции, профилактике коррупционных правонарушений являющихся основой направления государственной политики реализуемой в области противодействия коррупции.

С учетом указанного, возникает необходимость для проведения самостоятельно администрацией сельского поселения антикоррупционной экспертизы принятого и действующего в настоящее время НПА «О бюджете поселения на 2016 год».

В соответствии со ст.15 Конституции РФ обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Контроль за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов находится в ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселении, относится, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

15.07.2015 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Данный Указ содержит ряд важных положений, требующих реализации, в том числе на уровне муниципальных образований, что необходимо учитывать при исполнении законодательства о противодействии коррупции.

Следовательно, иск прокурора обоснован на законе и подлежит удовлетворению.

Суд полагает, что с учетом разумности, ответчику необходимо предоставить для разработки и принятия нормативного акта три месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.

С ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.12,67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Шарангского района Нижегородской области к администрации муниципального образования (сельского поселения) Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования (сельского поселения) Старорудкинского сельсовета Шарангского муниципального района Нижегородской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу Решения Старорудкинского сельского Совета Шарангского муниципального района от 17.12.2015 № 17 «Об утверждении бюджета поселения на 2016 год».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Шарангский районный суд Нижегородской области.

Судья Л.А.Мохов