ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2018 от 05.03.2018 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-43/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе:

Председательствующего судьи Лунева А.В.

При секретаре Кочергиной О.А.,

с участием ответчика-истца ФИО2, представителя ответчика-истца ФИО3, прокурора Семироговой С.Г., представителя органа опеки и попечительства ФИО4

рассмотрев ***** в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении, по встречному исковому заявлению ФИО2 к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Министерства обороны Российской Федерации обратилось с исковым заявлением к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении, указывая следующие основания.

МО РФ в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Постановлением главы администрации г. Котельниково Котельниковского района Волгоградской области от 17 февраля 2004 года № 26 «О переводе квартиры №29 по улице Гришина, 20 в число служебных и выдаче служебного ордера» вышеназванное жилое помещение включено в число служебных.

С 22 января 2002 года ФИО2 работала в домоуправлении №2 Армавирской КЭЧ района в должности *****.

На основании решения жилищной комиссии ДУ №2 от 22 апреля 2002 года ДОЛЖНОСТЬ ФИО2 выдан ордер на служебное жилое помещение от 17 февраля 2004 года серия 1-АГК , расположенное по адресу: <адрес>. в последующем в жилое помещение была вселена дочь – ФИО1, ***** года рождения.

20 августа 2010 года ФИО2 уволена из Армавирской КЭЧ района по сокращению штатной численности. С этого момента ФИО2 утратила связь с Министерством обороны РФ.

ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ направило ФИО2 уведомление от 01 февраля 2017 года о необходимости освобождения (прекращения пользования) специализированного жилого помещения в срок до 01 марта 2017 года.

До настоящего времени квартира не освобождена и не сдана в установленном порядке.

Представитель МО РФ со ссылкой на ст.ст.92, 103, 104 ЖК РФ просит признать прекращенным право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возникшее у ФИО2 на основании ордера на служебное жилое помещение от 17 февраля 2004 года и выселить ФИО2, ***** горда рождения, ФИО1, ***** года рождения, из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

ФИО2 обратилась со встречным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая следующие основания.

С 22 апреля 2002 года на основании протокола заседания жилищной комиссии ДУ №2 Армавирской КЭЧ района ФИО2 предоставлена квартира <адрес>. С указанной даты она стала там проживать.

21 января 2003 года ФИО2 встала на регистрационный учет (зарегистрировалась) в указанной квартире, а с 12 сентября 2006 года зарегистрировала в квартире несовершеннолетнюю дочь ФИО1

ФИО2 с 22 апреля 2002 года осуществляла права и исполняла обязанности нанимателя этого жилого помещения.

В связи с обращением ДУ №2 Армавирской КЭЧ района в администрацию г. Котельниково с заявлением о переводе квартиры в число служебных и выдаче служебного ордера, администрация г. Котельниково, на основании постановления от 17 февраля 2004 года №26 перевела спорное жилое помещение в число служебных и ФИО2 выдали ордер на служебное жилое помещение.

На момент перевода в служебное жилое помещение ФИО2 уже была зарегистрирована, пользовалась спорным помещением и осуществляла права и обязанности, возложенные как на нанимателя жилого помещения на условиях социального найма.

Решение об отнесении квартиры к служебному жилью могло быть принято лишь в тот период, когда в ней никто не проживал. Соответственно, дата решения об отнесении квартиры к специализированному жилому фонду должно быть ранее даты предоставления этой квартиры гражданам в качестве служебной.

ФИО2 на основании ст.ст.47, 101 ЖК РСФСР, ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» просит признать за ней право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях социального найма и признать право собственности на указанную квартиру за ФИО2 в порядке приватизации.

Представитель истца (ответчика) Министерства обороны РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковое заявление о признании прекращенным право пользования служебным жилым помещением и выселении ФИО2 с ФИО1 поддерживает. Возражает против удовлетворения встречного искового заявления ФИО2 о признании за ней право пользования квартирой на условиях социального найма и признании за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

Ответчик (истец) ФИО2 просила отказать представителю МО РФ в удовлетворении искового заявления о её выселении, и удовлетворить её исковое заявление о признании за ней право пользования квартирой на условиях социального найма, признании за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

Представитель ответчика (истца) ФИО2 ФИО3 поддержал требования искового заявления о признании за ней право пользования квартирой на условиях социального найма, признании за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации. Возражал против удовлетворения искового заявления Министерства обороны РФ о признании прекращенным право пользования служебным жилым помещением и выселении ФИО2 с ФИО1 Просит применить срок исковой давности к требованиям истца о признании прекращенным права пользования спорным служебным жилым помещением.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель просил удовлетворить исковое заявление Министерства обороны и возражал против удовлетворения встречного искового заявления ФИО2

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель просил удовлетворить исковое заявление Министерства обороны и возражал против удовлетворения встречного искового заявления ФИО2

Представитель органа опеки и попечительства администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО4 возражала против удовлетворения искового заявления Министерства обороны РФ о выселении ФИО2 с несовершеннолетней дочерью ФИО1.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 22 апреля 2002 года ДОЛЖНОСТЬ ДУ №2 Армавирской КЭЧ района ФИО2 распределена 1 комнатная служебная квартира по адресу: <адрес>.

На основании постановления главы администрации г. Котельниково №26 от 17 февраля 2004 года квартира <адрес>, находящаяся в ведении Армавирской КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации включена в число служебных квартир.

17 февраля 2004 года ФИО2 выдан ордер на служебное жилое помещение, однокомнатную квартиру по <адрес>.

На основании приказа от 16 августа 2010 года ДОЛЖНОСТЬ Армавирской КЭЧ района ФИО2 уволена 20 августа 2010 года по сокращению штатной численности.

Начальником ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ 01 февраля 2017 года в порядке ст.35 ЖК РФ ФИО2 направлено уведомление о необходимости освобождения (прекращении пользования) специализированного жилого помещения в срок до 01 марта 2017 года.

Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 14 августа 2012 года в удовлетворении искового заявления ФИО2 к ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение квартиру <адрес> в порядке приватизации отказано. Решение вступило в законную силу 16 ноября 2012 года.

По сообщению ГКУ Волгоградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал по работе с заявителями Котельниковского района от 29 января 2018 года, ФИО2 с 21 января 2003 года, ФИО1 с *****, зарегистрированы в квартире <адрес>.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 19 февраля 2018 года, правообладателем квартиры <адрес> является на праве оперативного управления Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные

В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Как следует из ст.106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, &#0;G


0
A
B
8
 &#0;статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.

В силу ст.107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

В ст.108 ЖК РСФСР указан перечень лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Как следует из материалов дела, на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) ФИО2 не являлась одиноким лицом с проживающим вместе с ней несовершеннолетним ребенком. Дочь ФИО2 ФИО1 родилась *****, то есть после 01 марта 2005 года.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, непосредственное управление жилищным фондом осуществляет ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, такое решение об обеспечении ФИО2 жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует. Спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного. ФИО2 обратного не доказано.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Служебный ордер и решение о предоставлении ФИО2 спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

При таких обстоятельствах доводы ФИО2 о том, что она занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после введения Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Поскольку спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а ордер на служебное жилое помещение, на основании которого ФИО2 продолжает занимать служебное жилое помещение, не прекратил своего действия, то оснований для применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется.


Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает необходимым исковое заявление Министерства обороны РФ удовлетворить и прекратить право пользования ФИО2 служебной квартирой <адрес>. Также суд считает необходимым выселить ФИО2 с несовершеннолетней дочерью ФИО1 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма, признании права собственности на данную квартиру в порядке приватизации следует отказать.

В силу п.19 ст.333.36 НК РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины. Учитывая данные положения НК РФ, необходимо взыскать с ФИО2 в пользу бюджета Котельниковского муниципального района государственную пошлину 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прекратить право пользования ФИО2 служебной квартирой <адрес>.

Выселить ФИО2, <данные изъяты>, с несовершеннолетней дочерью ФИО1, <данные изъяты>, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с ФИО2 в пользу бюджета Котельниковского муниципального района государственную пошлину 300 рублей.

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма, признании права собственности на данную квартиру в порядке приватизации отказать.

Решение принято в окончательной форме 12 марта 2018 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд Волгоградской области со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Лунев