ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2018 от 23.04.2018 Локнянского районного суда (Псковская область)

КОПИЯ Дело № 2-43/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Локня Псковская область 23 апреля 2018 года.

Локнянский районный суд Псковской области в составе : председательствующего

судьи Сорокиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локнянском районе о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначения пенсии по старости с момента обращения с заявлением,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локнянском районе о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначения пенсии по старости с момента обращения с заявлением, в обоснование поданного заявления указав, что ДД.ММ.ГГГГ она приехала из Эстонии <адрес> в Российскую Федерацию вместе с детьми: дочерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения; сыном - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения; дочерью - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения; сыном - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Для решения вопроса о назначении страховой пенсии по старости, истцом в ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в Пенсионный фонд Локнянского района, но в назначении пенсии было отказано, поскольку отсутствовал документ о её добрачной фамилии, в связи с чем, в Пенсионном фонде ей было предложено повторно написать заявление о назначении пенсии. Кроме этого, также необходимо было сделать запрос о её стаже работы в Эстонии. Поскольку ответ из Эстонии задерживался, она была вынуждена в третий раз написать заявление в Пенсионный фонд о назначении ей пенсии. Однако, из Эстонии пришел ответ о том, что данное государство не дает справки о стаже, и ФИО1 вновь было отказано в назначении страховой пенсии по старости. Истец считает, что данный отказ является незаконным, поскольку для исчисления индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) подлежат включению периоды её ухода за детьми до полутора лет, которые были рождены в Эстонской СССР, и моментом начала начисления страховой пенсии является - ДД.ММ.ГГГГ, когда истец впервые подала заявление о назначении ей пенсии по старости.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что у неё имеется «эстонский трудовой стаж», однако трудовая книжка её не сохранилась, организации, в которых она работала, также ликвидированы. Запросы в Эстонию о трудовом стаже платные и ей необходимо направлять их самостоятельно. Однако, находясь в Эстонской ССР, ею были рождены четверо детей, за которыми она осуществляла уход по полутора лет. Учитывая, что на тот момент дети были рождены в СССР, считает, что ответчиком неправомерно не зачислены данные периоды в пенсионный стаж и отказано в назначении ей страховой пенсии по старости. При этом, до момента рождения, и после ухода по полутора лет за детьми ФИО12 и ФИО13, она работала. Впервые истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, потом в ДД.ММ.ГГГГ, а затем в ДД.ММ.ГГГГ года, но по каждому заявлению ей было отказано в связи с недостаточностью ИПК.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Локнянском районе ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив суду, что действительно истец трижды писала заявление о назначении страховой пенсии, однако, это было связано с отсутствием документов для разрешения вопроса по существу. Решением УПФ РФ в Локнянском районе Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку её индивидуальный пенсионный коэффициент составил 7,823 единицы, при установленном с ДД.ММ.ГГГГ пенсионном коэффициенте - 11,4. При этом, периоды ухода за детьми, рожденными на территории Эстонской ССР, не могут быть учтены, поскольку между Эстонской Республикой и Российской Федерацией заключен договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, согласно которому существует принцип пропорциональности, т.е. каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на её территории. В случае если право на назначение пенсии возникает в результате суммирования стажа, то принцип пропорциональности предусматривает возможность сложения только страхового стажа государств, однако периоды ухода за детьми являются «не страховыми периодами» и не могут быть сложены. При этом, ИПК исчислен истцу исходя из размера её заработной платы до ДД.ММ.ГГГГ года, а также страховых отчислений после данной даты за периоды работы на территории Российской Федерации.

Суд, выслушав стороны, свидетеля изучив, имеющиеся в материалах гражданского дела документы, приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается гражданам при достижении возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин); наличия страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента, равной 30. Для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году страховой стаж составлял - 8 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже 11,4 (ч.5 ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ.)

Согласно ст. 11 данного ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

14 июля 2011 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01 апреля 2012 года (далее Договор).

Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации – к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике – к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст.2 договора).

В силу статьи 3 данного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимися их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 данного договора.

При назначении пенсии в соответствии с названным Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на какой территории какой Договаривающей Стороны проживает лицо. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающей стороны, которая назначает пенсию (п.1,2 ст. 5 Договора).

В силу п.1 ст. 6 Договора, каждая Договаривающая Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на её территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретённые на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимается: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (п.п.4 п.1 ст. 1 Договора).

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающих Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающая Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на её территории, согласно своему законодательству.

В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.

Согласно положений п.3 статьи 5 данного Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретаемый на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

В соответствии с п.4 статьи 5 Договора, в случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

Согласно объяснениям свидетеля ФИО6 следует, что она была рождена в Эстонской ССР и приходится истцу дочерью. Её брат и сестры: ФИО11, ФИО10 и ФИО9 также были рождены в Эстонской ССР. Она помнит, что, когда они проживали в Эстонской ССР, то их мать работала в санатории, на фабрике, и в магазине.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, место её рождения <адрес> ССР. Согласно решениям Локнянского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в браке (ФИО7) был установлен факт проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ до момента вынесения решений. В период, нахождения на территории Эстонской ССР, истицей было рождено четверо детей : ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Эстонская ССР; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения : <адрес> ССР ; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Эстонская ССР; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения : <адрес>, Эстонская ССР. За данными детьми истец осуществляла уход до полутора лет.

ФИО1 практически по достижению возраста ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года обратилась в клиентскую службу Управления ПФР в Локнянском районе с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости. В связи с отсутствием свидетельства о браке, рассмотрение заявления было отложено на 3-х месячный срок, а ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда ввиду отсутствия на момент обращения необходимого ИПК - 11,4 установленного с ДД.ММ.ГГГГ год, ФИО1 было отказано в назначении пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в Пенсионный фонд Локнянского района за назначением страховой пенсии по страсти, предоставив свидетельство о браке, однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь было отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия на момент обращения необходимого ИПК.

ДД.ММ.ГГГГ последняя вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, при этом предоставила свидетельство о рождении ребенка, рожденного на территории РФ и заявление о периодах её работы в Эстонской ССР, однако свидетельство о рождении ребенка было практически не читаемым, в связи с чем, ответчиком был произведен межведомственный запрос в ЗАГС, а также был направлен формуляр в Департамент Эстонии для назначения пенсии по Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.2011 года и заявление ФИО1 о периодах работы в Эстонии. Департаментом Эстонской Республики было вынесено отрицательное решение о назначении заявителю пенсии, поскольку данное право возникает только по достижению 65-летнего возраста, также было указано, что периоды работы в Эстонии подтвердить не имеется возможности, поскольку предприятия ликвидированы, в связи с чем, ФИО1 было предложено самостоятельно обратиться за подтверждением стажа в Государственный архив <адрес>. В формуляре о пенсионном стаже Департаментом Эстонии подтвержден страховой период - период учебы в Эстонской Республике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и специалистами УПФР в Локнянском районе был произведен расчет пенсии в рамках Договора с Эстонской Республикой от ДД.ММ.ГГГГ, где период учебы включен в стаж только для права, также была произведена замена периода работы на период ухода за ребенком до 1,5 лет, который был рожден ФИО1 на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Локнянском районе решением , ФИО1 было вновь отказано в назначении пенсии, поскольку её индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 7,823 единицы, то есть, не достиг 11,4 размера, установленного с 01.01.2017 года.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что периоды ухода за детьми до полутора лет, а именно: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлялись истцом на территории Эстонской ССР. В связи с чем, обязанность исчисления пенсионного стажа с заменой периодов ухода за детьми на период работы, также возлагается на Эстонию. Однако, как следует из формуляра, спорный данный период времени Департаментом Эстонии как пенсионный стаж не подтвержден.

Также, в формуляре отсутствуют и иные данные о пенсионном стаже, приобретенном истцом на территории Эстонской ССР, которые после прохождения специальной процедуры, могли быть суммированы ответчиком для назначения страховой пенсии по старости ФИО1 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом « О страховых пенсиях» введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п.3 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ). Наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости.

При исчислении величины ИПК в рамках реализации международных договоров, ни законодательство Российской Федерации, ни международные правовые акты не предусматривают возможности определения разной величины ИПК отдельно для права на страховую пенсию и отдельно для исчисления её размера.

Заключенные до 01 января 2015 года Российской Федерацией международные договоры с иностранными государствами о сотрудничестве в области социального (пенсионного) обеспечения (страхования), основанные на пропорциональном принципе, предусматривают возможность суммирования страхового стажа государств. При исчислении величины ИПК за периоды до 01 января 2002 года стаж, приобретенный на территории иностранного государства, может быть учтен только для определения теоритического размера пенсии, если такой вариант закреплен в соответствующем договоре. При этом, величина ИПК в данном случае определяется из начального расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 года, исчисленного исходя из стажа, приобретенного на основании российского правового регулирования.

Таким образом, учитывая, что индивидуального пенсионного коэффициента дающего право на назначение страховой пенсии по ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» у истца недостаточно, документов о том, что уход за данными детьми осуществлялся на территории Российской Федерации (РСФСР), также не имеется, суд считает, что расчет индивидуального пенсионного коэффициента произведен ответчиком правильно, оснований для суммирования периодов ухода за детьми, осуществляемые истцом на территории Эстонской ССР, а также увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента не имеется, в связи с чем, оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется. На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локнянском районе о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначения пенсии по старости с момента обращения с заявлением, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в исковых требованиях к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Локнянском районе о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначения пенсии по старости с момента обращения с заявлением - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд, через Локнянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято - 25 апреля 2018 года.

Председательствующий подпись И.В.Сорокина.

Копия верна : Судья И.В.Сорокина.