ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-43/2021 от 11.02.2021 Намского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 11 февраля 2021 г.

Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Христофоровой Е.В., при секретаре судебного заседания Ивановой У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутской природоохранной прокуратуры Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению «Агентство по развитию территории муниципального образования «Ленский наслег» Намского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, Якутский природоохранный прокурор в защиту интересах Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на муниципальное автономное учреждение «Агентство по развитию территории муниципального образования «Ленский наслег» (далее - МАУ АРТ МО «Ленский наслег») принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, причин и условий им способствовавших, изложенных в представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:18:060001:2090, в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия), с приложением документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России.

В судебном заседании прокурор Ноговицын А.К. исковые требования поддержал, просит удовлетворить.

Представитель ответчика Яковлев В.Е. исковые требования признал, пояснив, что им предприняты все меры, акт ввода отсутствует по причине того, что архитектура района не подписывает акт ввода в эксплуатацию, шлагбаум им установлен, переносные сетчатые перегородки имеются, посильная работа по введению объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации ведется и будет продолжена.

Представители третьих лиц надлежащим образом извещены, на судебное заседание не явились, в адрес суда заявления и ходатайства не направили.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что ответчик МАУ АРТ МО «Ленский наслег» является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: РС(Я) Намский улус <адрес>, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 14:18:060001:2090, площадью 109353+/-116 кв.м. что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до ДД.ММ.ГГГГ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (таковым является Минприроды РФ), о возможности использования данных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (таковым на территории Республики Саха (Якутия) является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики) могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Перечень).

Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в такой перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок).

Согласно п.п. 2, 4 указанного Порядка Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение о Министерстве ЖКХ и энергетики), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти республики, осуществляющим проведение единой государственной политики республики в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Таким образом, на территории Республики Саха (Якутия) органом, уполномоченным на ведение Перечня, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство).

В силу п. 5 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен объект размещения твёрдых коммунальных отходов (далее – объект), и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в Перечень.

В соответствии с п. 6 указанного Порядка заявление о включении объекта в Перечень должно содержать:

- наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения;

- основной государственный регистрационный номер, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию;

- идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

- планируемый срок использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов;

- наименование объекта;

- место нахождения объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты);

- ближайший населенный пункт по отношению к объекту;

- расстояние от объекта до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту, км;

- площадь земельного участка, на котором расположен объект, м2;

- массу отходов производства и потребления, размещенных на объекте, т;

- максимальную мощность объекта, т/год или м3/год;

- массу твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на объекте до окончания срока его использования, т/год;

- сведения о технологии складирования твердых коммунальных отходов;

- реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (при наличии);

- информацию о системах защиты окружающей среды, применяемых на объекте, или об отсутствии применяемых на объекте систем защиты окружающей среды;

- сроки проведения рекультивации земельного участка, на котором расположен объект, после завершения осуществления на объекте деятельности по размещению твердых коммунальных отходов;- предполагаемая стоимость услуг по размещению твердых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, руб.

Согласно п. 7 Порядка к заявлению о включении объекта в Перечень прилагаются следующие документы:

- копии документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте;

- документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию);

- информация, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;

- копия утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду.

В силу п. 10 Порядка в случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы заявителя в Минприроды России для дачи заключения о возможности использования такого объекта для размещения твердых коммунальных отходов.

В нарушение п.п. 6, 7 Порядка МАУ АРТ МО «Ленский наслег» соответствующее заявление о включении в объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) в уполномоченный орган – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не направлено.

В указанной связи ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) Якутской природоохранной прокуратурой в адрес директора МАУ АРТ МО «Ленский наслег» Яковлева В.Е. внесено представление с предложением принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-I «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Вопреки указанным требованиям Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) с участием представителя природоохранной прокуратуры не рассмотрено, о результатах его рассмотрения в Якутскую природоохранную прокуратуру не сообщено

По информации Министерства от ДД.ММ.ГГГГ (исх. /-9452-06) ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление МАУ АРТ МО «Ленский наслег» о включении объекта в перечень.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. /-6434-01) Министерство уведомило МАУ АРТ МО «Ленский наслег» о недостатках заявочных материалов.

ДД.ММ.ГГГГ от МАУ АРТ МО «Ленский наслег» поступило повторное заявление в Министерство.

Вместе с тем, по результатам их рассмотрения Министерством, установлено их несоответствие требованиям указанного выше Порядка, выразившееся в следующем, к заявлению не приложены:

1) к заявлению не приложены документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию;

2) копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте;

3) фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

ДД.ММ.ГГГГ об указанных недостатках заявочных материалов МАУ АРТ МО «Ленский наслег» уведомлено Министерством (исх. ).

Из информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства от МАУ АРТ МО «Ленский наслег» поступило заявление о включении объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов РС(Я).

Вместе с тем, в связи с отсутствием документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, указанное заявление Министерством направлено адресату обратно с установленными замечания, что подтверждается письмами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком суду не представлено доказательств повторного направления в адрес Министерства указанного заявления с учетом выявленных замечаний.

Таким образом, ответчиком фактически не выполнены исковые прокурора в части направления в адрес Министерства заявления о включении объекта в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов РС(Я) с приложением копий документов подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России.

В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение по заявленным требованиям, иных требований истец не заявлял.

При таких обстоятельствах уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению «Агентство по развитию территории муниципального образования «Ленский наслег» Намского улуса Республики Саха (Якутия) о возложении обязанностей удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное учреждение «Агентство по развитию территории муниципального образования «Ленский наслег» Намского улуса Республики Саха (Якутия) принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, причин и условий им способствовавших, изложенных в представлении Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:18:060001:2090, в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия), с приложением документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме через Намский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.В. Христофорова