ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44 от 17.01.2012 Междуреченского районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Междуреченский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Междуреченский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 44/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шуйское 17 января 2012 года.

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Решетова В.Н.,

с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,

представителя заинтересованного лица от администрации  П.А.

при секретаре Копениной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрацию  в срок до 01.07.2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района, расположенное , путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Междуреченского района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свое требование тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов , было установлено, что на территории района проживает  инвалидов, из них  инвалида пользуются креслами-колясками. Вместе с тем, большинство объектов социальной инфраструктуры района, в том числе и здание администрации района , не оборудованы специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла - коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относится и здание администрации 

Строительные нормы СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в части общих требований к зданиям, сооружениям, и их участкам так же предусматривают дублирование лестниц пандусами, а при необходимости и другими средствами подъема.

Указанные требования законодательства администрацией района не исполняются, в связи с чем, прокурор района просит суд обязать администрацию  в срок до 01.07.2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района , путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам.

В судебном заседании помощник прокурора района Соколова М.В. поддержала заявленные требования в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица от администрации  П.А. заявленное прокуратурой района требование не признал и показал, что здание, в котором находится администрация  было построено в 1961 году. Указанное здание находится в федеральной, а не в муниципальной собственности, в связи с чем, заявленные прокуратурой района требования не могут подлежать удовлетворению.

Более того, в указанном здании вообще не производился капитальный ремонт, не заложены средства в бюджете муниципального района на установку на входе в здание администрации района пандуса с перилами для беспрепятственного доступа в здание инвалидов.

По действующему законодательству в обязательном порядке обустройство входа в здания социальной инфраструктуры пандусами, перилами, дублирующими лестницы, предусматривается лишь при проектировании новых зданий, их строительстве, реконструкции.

Законодательство, принятое после постройки указанного здания, на которое имеется ссылка прокуратуры в заявлении, не может быть применено к данному отношению в соответствии с положением ст. 4 ГК РФ.

Своевременно извещенное о дате и времени рассмотрения дела заинтересованное лицо от Департамента имущественных отношений Вологодской области оставляет в своем отзыве, направленном в суд, удовлетворение заявленного требования на усмотрение суда, указывая на то, что, исходя из имеющихся документов (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №), здание администрации  (бывшее имущество КПСС) находится в федеральной собственности. В настоящее время управление и распоряжение федеральным имуществом на территории Вологодской области в рамках своей компетенции осуществляет Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Вологодской области.

Своевременно извещенное о дате и времени рассмотрения дела заинтересованное лицо от Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в своем отзыве оставляет разрешение вопроса об удовлетворении заявленного прокуратурой района требования на усмотрение суда, указывая на то, что административное здание (бывшее здание райкома КПСС)  включено в реестр федерального имущества и является собственностью РФ на основании п. 1 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Вместе с тем, согласно п. 3 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 года № 90 право пользования на территории РСФСР недвижимым и движимым имуществом КПСС и Коммунистической партии РСФСР, принадлежавшим районным комитетам КПСС и Коммунистической партии РСФСР, передавалось соответствующим органам исполнительной власти в РСФСР, на территории которых находятся эти организации. Согласно письму администрации  ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости находится на балансе и в пользовании администрации  на основании акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ фактически находился у администрации  на праве безвозмездного пользования.

В связи с тем, что указанный объект недвижимости используется администрацией  и как следствие является объектом социальной инфраструктуры, то обязанность по обеспечению и созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанному объекту социальной инфраструктуры возложена на администрацию .

Кроме того, Территориальное управление Росимущества в Вологодской области, в соответствии с его Положением, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 года № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агенства по управлению государственным имуществом», осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Вологодской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ. Согласно Положению Территориальное управление не уполномочено осуществлять мероприятия по обеспечению и созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам федеральной собственности.

Заинтересованное лицо, руководитель Департамента социальной защиты населения Вологодской области в отзыве на заявленное прокуратурой района требование, разделил позицию прокуратуры района, указав на то, что собственники зданий и сооружений, введенных до вступления в силу СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. № 73 также обязаны производить необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здания и сооружения, например, произвести реконструкцию здания путем установки как минимум одного пандуса.

Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, заинтересованных лиц, выслушав представителя заинтересованного лица от администрации , исследовав все материалы дела, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории  проживает  инвалидов, из которых  человека пользуются креслами - колясками.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Доступность инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе и использующих кресла-коляски для передвижения, важны, о чем указывается и в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 01.07.2011 года), где, в частности, на органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возлагается обязанность по созданию условий для инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что администрация  использует для своих нужд административное здание 1961 года постройки, расположенное , которое включено в реестр федерального имущества (указанному объекту присвоен ДД.ММ.ГГГГ реестровый №, свидетельство №) и является собственностью РФ на основании п. 1 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Вместе с тем установлено, что согласно п. 3 Указа Президента РСФСР от 25.08.1991 года № 90 право пользования на территории РСФСР недвижимым и движимым имуществом КПСС и Коммунистической партии РСФСР, принадлежавшим районным комитетам КПСС и Коммунистической партии РСФСР, передавалось соответствующим органам исполнительной власти в РСФСР, на территории которых находятся эти организации. Согласно письму администрации  ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости находится на балансе и в пользовании администрации  на основании акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ фактически находился у администрации  на праве безвозмездного пользования.

В связи с тем, что указанный объект недвижимости используется администрацией  и как следствие является объектом социальной инфраструктуры, зданием, открытым для публичного доступа, то обязанность по обеспечению и созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанному объекту социальной инфраструктуры возложена на администрацию .

Установлено, что до настоящего времени администрацией  беспрепятственный доступ инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями в здание администрации не обеспечен.

Вместе с тем, пункт 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусматривает, что доступные для маломобильных групп населения объекты должны быть досягаемы и обеспечивать безопасность путей движения (в том числе и эвакуационных).

Суд также учитывает и то, что в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 02.10.1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в редакции Указа Президента РФ от 03.11.1999 года № 1474), органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, предприятиям, учреждением и организациям необходимо начать с 1993 года и не позднее 2003 года завершить реконструкцию застройки городов и других поселений, приспособление зданий и сооружений в целях обеспечения доступности их для инвалидов.

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры предусматривалось также ранее действовавшей Федеральной программой «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 года № 832 и действующей программой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года № 175, в которой определены цели, задачи, этапы, сроки реализации.

В связи с этим, ссылка представителя заинтересованного лица от администрации  на то, что у администрации района отсутствуют правовые основания для установки на входе в здание администрации пандуса с перилами для беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание, несостоятельна.

По мнению суда, указанное здание должно соответствовать всем предъявляемым к нему действующим законодательством требованиям, вне зависимости от года возведения здания, должны соблюдаться, в частности, санитарные, противопожарные и иные требования для объектов с массовым посещением людей, в том числе лицами с ограниченными возможностями, использующими для передвижения кресла-коляски.

В связи с изложенным, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленного прокуратурой района требования, поскольку приведенные выше нормы действующего законодательства предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в учреждения, в данном случае, в здание администрации

Суд соглашается с тем, что предложенный заявителем срок - до 01.07.2012 года для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района  путем установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам, является реальным для исполнения.

На основании вышеустановленного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить.

Обязать администрацию  в срок до 01.07.2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района, расположенного , путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих действующим строительным нормам и правилам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение тридцати дней.

Судья Решетов В.Н.