ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4403/19 от 11.11.2019 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4403/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск 11.11.2019 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Чекурды А.Г., при секретаре Емцевой И.В., помощнике Огарь А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахтулова Александра Федоровича к ООО «Магнит» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Ахтулов А.Ф. обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что с 01.04.2019 ООО «Магнит» осуществляет на территории Омской области деятельность единого оператора по обработке твердых коммунальных отходов. В период с 01.04.2019 по 31.07.2019 приказом Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК Омской области) от 20.03.2019 №23/13 был установлен предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Магнит» для населения в размере 4 344,68 руб./тонна (без НДС) и 5 213,62 руб./тонна с НДС. 11.07.2019 Федеральная антимонопольная служба направила в адрес РЭК Омской области предписание об отмене указанного приказа, в связи с завышением тарифа на обработку твердых коммунальных отходов, по причине необоснованного включения в валовую выручку регоператора ряда расходов. 31.07.2019 РЭК Омской области приняло решение о признании утратившим силу приказа РЭК Омской области от 20.03.2019 №23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Магнит», а также об изменении размера тарифа на услуги регионального оператора ООО «Магнит». С 01.08.2019 этот тариф составляет 3034,44 руб./тонна без НДС и 3641,33 руб./тонна с НДС. 02.08.2019 он обратился к региональному оператору ООО «Магнит» с требованием произвести перерасчет стоимости услуги по вывозу твердых бытовых расходов в период с 01.04.2019 с 31.07.2019. ООО «Магнит» отказало ему в пересчете стоимости услуги, сославшись на то, что у ООО «Магнит» отсутствует обязанность по перерасчету стоимости услуги за период с 01.04.2019 по 31.07.2019. Считает действия регионального оператора незаконными. Как следует из предписания ФАС, при установлении размера тарифа РЭК Омской области допустила существенные нарушения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункты 1, 16, 53, 90) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункты 17, 18), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункты 16, 88), утв. Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16. Полагает, что суть нарушений свелась к тому, что РЭК Омской области при утверждении тарифа, не провела анализ величины расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов и не определила их экономически обоснованную величину, допустив включение в необходимую валовую выручку ООО «Магнит», в том числе расходов на транспортирование до несанкционированных мест их размещения. Кроме того, при утверждении тарифа учла в составе валовой выручки ООО «Магнит»: экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» в размере 185570,91 рублей; экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» в размере 4764738,016 рублей; экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Почтовые расходы» в размере 8925,11 рублей. Считает, что приказ РЭК Омской области не признан недействующим на будущее время, а признан утратившим силу, то есть фактически такого приказа не существовало, следовательно, в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 ООО «Магнит» не могло собирать с населения денежные средства, исходя из стоимости услуг в размере 4 344,68 руб./тонна (без НДС) и 5 213,62 руб./тонна с НДС. Оплата услуг регоператора, должна была исходить из 3 034,44 руб./тонна без НДС и 3 641,33 руб./тонна с НДС. Считает, что региональный оператор ООО «Магнит» незаконно получил денежные средства в большем размере, поэтому перерасчет стоимости услуги может быть произведен на основании п. 98 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При обращении к ответчику с заявлением произвести перерасчет (зачесть уплаченную сумму в счет будущей оплаты), ему было отказано. На основании изложенного просит обязать ответчика произвести перерасчет стоимости оказанной ему услуги по вывозу коммунальных отходов за период с 01.04.2019 по 31.07.2019, а также взыскать моральный вред в сумме 5 000 рублей.

В судебном заседании истец Ахтулов А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представил суду письменные пояснения по делу, в которых привел доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель истца по устному ходатайству Васильева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что при избранном способе приведения тарифа в соответствие права истца остаются не восстановленными.

Представитель ответчика ООО «Магнит» по доверенности Шарманова А.М. в судебном заседании просила исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме, представила суду отзыв, в котором пояснила, что ООО «Магнит» выбрано региональным оператором по обращению с ТКО на основании конкурсного отбора, проведенного в порядке Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Свою деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Омска и Омской области ООО «Магнит» как Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет с 01.04.2019. ООО «Магнит» производится начисление платы за обращение с ТКО в соответствии с тарифами, утверждаемыми РЭК Омской области. До 01.08.2019 действовал тариф, утвержденный приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит»». Тариф применялся за вычетом стоимости услуг по обработке ТКО. Между ООО «Магнит» и ООО «Омская Энергосбытовая Компания» (ООО «ОЭК») заключен агентский договор № 11.101.011.19 от 14.01.2019, согласно которому ООО «ОЭК» ведет абонентскую работу с потребителями, производит начисления платы за ТКО, выставляет квитанции, осуществляет их печать и доставку, организует сбор денежных средств на всей территории г. Омска и Омской области. Самостоятельно данные функции ООО «Магнит» не осуществляет, других агентов не имеет. Тариф на обработку установлен РЭК Омской Приказом № 23/13 от 20.03.2019 «Об установлении предельного тарифа на обработку ТКО для потребителей ООО «Магнит» в размере 1197,77 рублей за тонну с учетом НДС. Следовательно, стоимость обработки для потребителей, с учётом нормы накопления ТКО, утвержденной согласно Приказу РЭК от 31.05.2017 № 61/27 должна была бы составлять ежемесячно порядка 4,84 рублей, в зависимости от типа благоустройства жилья. Письмом ООО «ОЭК» (исх. № 01/9466 от 25.09.2019) подтверждается, что ООО «ОЭК» по указанию ООО «Магнит» в июне 2019 года выполнило перерасчет платы за коммунальные услуги ТКО и исключило из состава размера платы стоимость услуг по обработке ТКО. Из приложения к письму следует, что ООО «ОЭК», как агент ООО «Магнит» произвело уменьшение начислений потребителям с начала деятельности регионального оператора с 01.04.2019 и в последующем начисления не производились. Указанные факты подтверждаются также справкой о расчетах по оплате за услугу «Обращение с ТКО» по квитанции ООО «ОЭК». Приказом РЭК Омской области № 109/44 от 31.07.2019 года установлен новый тариф, действие которого распространяется с 01.08.2019 по 31.12.2019. Приказ не распространяет свое действие на предыдущие периоды. При внесении изменений в ранее действующий тариф, Региональной энергетической комиссией были произведены расчеты предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Магнит» на 2019 год в соответствии с предписанием ФАС России от 11.07.2019 № СП/59526-ПР/19, в том числе исключены расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в размере 185,6 млн. рублей, что подтверждается выпиской из протокола заседания правления РЭК Омской области от 31.07.2019, а также приложением № 1 к указанной выписке. Таким образом, оснований для перерасчета Ахтулову А.Ф. платы за «Обращение с ТКО» не имеется.

Представитель третьего лица РЭК Омской области по доверенности Новохова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований, представила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Магнит» по обращению с ТКО: с 1 апреля по 31 декабря - 5213,62 руб./тонна (с учетом НДС) - для категории «население»; с 1 апреля по 31 декабря - 4344,68 руб./тонна (без учета НДС) - для категории «прочие потребители». Во исполнение предписания ФАС России от 11.07.2019 приказом РЭК Омской области от 31.07.2019 № 109/44 внесены изменения в Приказ № 24/13, согласно которым размер предельного тарифа на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года составил: 3641,33 руб./тонна (с учетом НДС) - для категории «население»; 3034,44 руб./тонна (без учета НДС) - для категории «прочие потребители». Из состава необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит» были исключены излишне учтенные экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» в размере 185 570,91 руб., а также излишне учтенные экономически необоснованные расходы, и излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» в размере 4 764 738,016 руб. (за период с 01.04.2019 - 31.07.2019). В связи с изъятием необоснованных доходов неосновательное обогащение ООО «Магнит» отсутствует. Таким образом, все расходы были приняты в строгом соответствии с предписанием ФАС России от 11.07.2019, а также из тарифа были исключены необоснованные доходы (включающие в себя расходы на обработку и транспортировку ТКО), полученные региональным оператором за период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2019 года. В соответствии с п. 25 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. Следовательно, изменения, внесенные Приказом № 109/44, вступили в силу с 1 августа 2019 года и обратной силы не имеют. Необоснованные доходы, полученные ООО «Магнит» за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 были изъяты, в связи с чем, повторное их изъятие невозможно. Таким образом, правовые основания для перерасчета размера платы отсутствуют.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (ред. от 13.04.2019) "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" утверждены:

- Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

- Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 4 «Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.

Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема) (п. 5).

Согласно п. 3 «Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее - орган регулирования), до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Действие настоящего пункта не распространяется в том числе:

- на решения органов регулирования, принятые в связи с вступившим в законную силу решением суда, предусматривающим необходимость пересмотра утвержденных тарифов;

- на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

- на решения органов регулирования тарифов по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

В случае принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации орган регулирования при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в инвестиционную и (или) производственную программу изменения начиная со следующего периода регулирования (п. 5 Правил).

Согласно пункта 25 Правил, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 N 212-п (ред. от 22.05.2019) утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области согласно приложению к настоящему постановлению.

Пунктом 1 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" предусмотрено, что Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - Комиссия) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

Согласно п. 8 Положения основными задачами Комиссии являются, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги.

Пунктом 13.2. Положения предусмотрено, что Комиссия осуществляет следующие полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области (далее - отходы):

1) утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

2) утверждает производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

3) устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов;

4) устанавливает предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям, в том числе одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (п.3).

В ходе судебного разбирательства установлено, что 17.08.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, согласно которому ООО «Магнит», именуемое в дальнейшем «Региональный оператор», обеспечивает на территории Омской области деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет, с установленной даты применения утвержденного (принятого) Региональной энергетической комиссией Омской области тарифа на услуги регионального оператора.

Лицензией № (54)-3211-СТ/П от 24.03.2017 подтверждается право ООО «Магнит» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

20.03.2019 приказом Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК Омской области) №23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Магнит», в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ", установлен и введен в действие предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Магнит»:

Период

Тариф по категориям потребителей, руб./тонна

Население <*> (с учетом НДС)

Прочие потребители (без учета НДС)

С 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 года

1197,23

997,69

Указанный приказ вступил в силу с 01.04.2019.

Приказом также установлена «Производственная программа ООО «Магнит» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год»:

1

Паспорт производственной программы

1.1

Наименование организации

Общество с ограниченной ответственностью "Магнит"

1.2

Адрес

644024, <адрес>, помещение 6П (офис 21)

1.3

Наименование уполномоченного органа

Региональная энергетическая комиссия <адрес>

1.4

Адрес

644099, <адрес>

1.5

Период реализации производственной программы

С 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 года

2

Перечень мероприятий производственной программы

Наименование мероприятий

График реализации мероприятий (месяц, год)

2.1

Техническое обслуживание объектов

апрель - декабрь 2019 года

2.2

Текущий ремонт объектов

апрель - декабрь 2019 года

3

Планируемый объем обрабатываемых твердых коммунальных отходов

Наименование показателя

Величина показателя

3.1

Объем обрабатываемых твердых коммунальных отходов, тыс. тонн

186,00

4

Объем финансовых потребностей, необходимый для реализации производственной программы, тыс. руб.

185 570,91

5

Плановое значение показателя эффективности объектов обработки твердых коммунальных отходов

Наименование показателя

Величина показателя

5.1

Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку, %

33

11.07.2019 Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) вынесено предписание № СП/59526-ПР/19, согласно которому предписано:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения Закона № 89-ФЗ; пункты 14, 16, 53, 90 Основ ценообразования № 484; пункты 17 и 18 Правил регулирования № 484, пункты 16, 88 Методических указаний № 1638/16.

2. Предписать органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области в части государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» и приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» предельных тарифов, а именно:

2.1. отменить приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит»;

2.2. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 185 570,91 тыс. руб. в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 4 764 738,016 тыс. руб. в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.4. провести анализ и включить в необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 экономически и технологически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, обеспечиваемое региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на территории Омской области, исходя из схемы потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в Территориальной схеме, от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания или захоронения твердых коммунальных отходов (включенных в государственный реестр объектов размещения отходов или в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Территориальную схему), для которых установлены тарифы на обработку, обезвреживание или захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, исходя из непревышения стоимости транспортирования 1 тонны твердых коммунальных отходов над средними значениями такой стоимости, учтенными при тарифном регулировании в субъектах Российской Федерации в сопоставимых условиях деятельности и указанными в пункте 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.5. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Почтовые расходы» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 8 925,11 тыс. руб. в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) определить необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. В срок до 01.08.2019 (включительно) органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 4 Правил регулирования № 484 принять и ввести в действие решение о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» 2019 года, утвержденных Региональной энергетической комиссией Омской области для ООО «Магнит» на 2019 год, по результатам исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2019 год.

Решением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 02.08.2019 в предписание ФАС России от 11.07.2019 № СП/59526-ПР/19 внесены изменения, согласно которым, в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, рассмотрев обращение Региональной энергетической комиссии Омской области (исх. от 31.07.2019 № ИСХ-19/РЭК-5565), в целях недопущения резкого роста предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит» на 2020 год и стабильного функционирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, принято решение о внесении следующих изменений в предписание ФАС России от 11.07.2019 № СП/59526-ПР/19 (далее - предписание):

1) пункт 2.3 резолютивной части предписания исключить;

2) пункты 2.4 и 2.5 считать соответственно пунктами 2.3 и 2.4;

3) пункт 3 резолютивной части изложить в следующей редакции:

«3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом мотивировочной части, а также пункта 2 резолютивной части настоящего предписания исключить экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» сумму средств в размере 4 764 738,016 тыс.руб., распределив соответствующее исключение следующим образом: из необходимой валовой выручки 2019 года исключить сумму средств в размере 3 564 738,016 тыс.руб., из необходимой валовой выручки 2020 года - 1 200 000,0 тыс.руб.»;

4) пункты 3-5 резолютивной части считать соответственно пунктами 4-6 резолютивной части;

5) в пункте 4 резолютивной части предписания слова «пункта 2» заменить словами «пунктов 2 и 3»;

6) в пункте 5 резолютивной части предписания слова «пунктами 2 и 3» заменить словами «пунктами 2-4»;

7) в первом и втором абзаце пункта 6 резолютивной части предписания слова «2-4» заменить словами «2-5»;

8) в пункте 6 резолютивной части предписания слова «на 2019 год» заменить словами «на 2019-2020 годы».

Согласно выписке из протокола заседаний правления Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.07.2019 № 109/44 «О признании утратившим силу приказа Региональной энергетической комиссии Омской области и о внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области, на основании предписания Федеральной антимонопольной службы от 11.07.2019 № СП/59526-ПР/19 пересмотрены тарифные решения РЭК Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» и от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит».

Расчет необходимой валовой выручки и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год представлен в приложении к протоколу по данному вопросу.

Согласно дополнительного экспертного заключения заместителя председателя РЭК Омской области от 29.07.2019, на основании Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 внесены в виды и величины расходов следующие изменения:

- согласно п. 2.1, 2.2 Предписания (п. 1 мотивировочной части Предписания) исключены из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год экономически необоснованные расходы по статье «Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» в размере 185,6 млн. руб., а также излишне полученные доходы в размере 61,8 млн. руб.;

- согласно п. 2.3 Предписания (п. 2 мотивировочной части Предписания) Предписания исключены из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» в размере 4 764,7 млн. руб., с учетом исключения в 2019 году - 3 564, 7 млн. руб., в 2020 году - 1 200,0 млн. руб. Анализ фактических доходов за 2019 год будет проведен и учтен в соответствии с порядком, предусмотренном Основами;

- согласно п. 2.4 Предписания (п. 2 мотивировочной части Предписания) проведен анализ и включен в состав необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год технологически и экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» со снижением стоимости транспортирования твердых коммунальных отходов на 49,8 %, исходя из стоимости транспортирования 1 тонны твердых коммунальных отходов 2 018,04 рублей, согласно п. 2 мотивировочной части Предписания, в размере 2 373,6 млн. руб.;

- согласно п. 2.5 Предписания (п. 3 мотивировочной части Предписания) исключены из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год экономически необоснованные расходы по статье «Почтовые расходы» в размере 8,9 млн. руб., а также излишне полученные доходы в размере 3,0 млн. руб.;

- согласно п. 3 Предписания (п. 2 резолютивной части Предписания), определена необходимая валовая выручка регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год в размере 3 569 057 860 руб.

Правление РЭК Омской области решило:

Признать утратившим силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит».

Таблицу пункта 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» изложить в следующей редакции:

Период

Тариф по категориям потребителей, руб./тонна

население * (с учетом НДС)

прочие потребители (без учета НДС)

С 1 августа по 31 декабря 2019 года

3 641,33

3 034,44

В приложении № 1 к протоколу заседания правления РЭК Омской области от 31.07.2019 № 44, приведен Расчет предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на 2019 год в соответствии с предписанием ФАС России от 11.07.2019 № СП/59526-ПР/19:

п/п

Наименование расхода

Единица

измерения

2019 год

предложено

предприятием

принято РЭК

отклонение от предложения предприятия,

+ /-

1

Необходимая валовая выручка регионального оператора

(приказ РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13 "Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Магнит"), в год

тыс. руб.

5 484 436,66

5 ПО 147,80

-374 288,86

2

Экономически необоснованные расходы, в год

тыс. руб.

0,00

194 496,02

194 496,02

2.1

Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами

тыс. руб.

0,00

185 570,91

185570,91

2.2

Собственные расходы регионального оператора по статье затрат "Почтовые расходы"

тыс. руб.

0,00

8 925,11

8 925,11

3

Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в год

тыс. руб.

0,00

1 191 150,00

1 191 150,00

3.1

Экономически необоснованные расходы (излишне полученные доходы)

тыс. руб.

0,00

3 564 738,02

3 564 738,02

3.2

Экономически обоснованные расходы

тыс. руб.

0,00

2 373 588,02

2 373 588,02

4

Итого необходимая валовая выручка регионального оператора, в год

тыс. руб.

5 484 436,66

3 724 501,78

-1 759 934,88

J

Необходимая валовая выручка регионального оператора в сопоставимых условиях, август - декабрь 2019 года

тыс. руб.

0,00

/ 551 875,74

1 551 875,74

6

Излишне полученные доходы в сопоставимых условиях, в т.ч расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами и собственные расходы регионального оператора по статье затрат "Почтовые расходы", апрель - июль 2019 года

тыс. руб.

0,00

64 768,30

64 768.30

7

ИТОГО необходимая валовая выручка регионального оператора для расчета тарифа в сопоставимых условиях, август-декабрь 2019 года

тыс. руб.

5 484 436,66

1 487 107,44

-3 997 329,22

8

ИТОГО необходимая валовая выручка регионального оператора для расчета тарифа, в год

тыс. руб.

5 484 436,66

3 569 057,86

-1 915 378,80

9

Масса (объем) твердых коммунальных отходов

тонна

1 176 184,82

1 176 184,823

0,00

10

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (без учета НДС)

руб./тонна

4 662,90

3 034,44

-1 628,46

02.08.2019 Ахтулов А.Ф. обратился через единую федеральную централизованную информационную систему ГИС ЖКХ в ООО «Магнит» с заявлением осуществить перерасчет стоимости услуги по вывозу твердых бытовых отходов за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 включительно в соответствии с вновь утвержденным тарифом, установленным Приказом РЭК Омской области № 109/44 от 31.07.2019 в течение 30 дней со дня направления данного заявления.

02.08.2019 ООО «Магнит» направлен истцу ответ № 020819-14, в котором указано, что приказом РЭК Омской области № 109/44 от 31.07.2019 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит». Приказ РЭК Омской области № 109/44 от 31.07.2019 вступает в силу с 01.08.2019 и период действия предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.08.2019 по 31.12.2019. Таким образом, оснований для перерасчета платы за «Обращение с ТКО» в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 не имеется.

Допрошенная в ходе разбирательства по делу в качестве специалиста, с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ – за дачу заведомо ложного показания, заместитель начальника отдела регулирования коммунальных услуг РЭК Омской области П.Н.А. суду пояснила, что принимала непосредственное участие в исполнении предписания ФАС России от 11.07.2019. Также пояснила, что приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13 был установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Магнит» по обращению с ТКО. В указанный приказ на основании Предписания ФАС России внесены изменения, согласно которым размер предельного тарифа на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года составил: 3641,33 руб./тонна (с учетом НДС) - для категории «население»; 3034,44 руб./тонна (без учета НДС) - для категории «прочие потребители». Необходимая валовая выручка (НВВ) регионального оператора ООО «Магнит», первоначально принятая РЭК Омской области составила – 5 110 147,80 руб. Во исполнение Предписания ФАС России из годового размера НВВ ООО «Магнит» были исключены годовые экономически необоснованные расходы (излишне полученные доходы, включающие в себя расходы по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, почтовые расходы), в результате чего НВВ регионального оператора в год составила 3 724 501,78 руб. В связи с тем, что тариф устанавливался на период с августа по декабрь 2019 года, размер годовой НВВ был пропорционально рассчитан на сопоставимые условия (5 месяцев) и составил 1 551 875,74 руб. Из НВВ в сопоставимых условиях РЭК Омской области были исключены излишне полученные доходы ООО «Магнит» с апреля по июль 2019 года (по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, почтовые расходы). Таким образом, НВВ регионального оператора ООО «Магнит» в сопоставимых условиях с августа по декабрь 2019 года составила 1 487 107,44 руб. или 3 569 057,86 в год. Все расходы были приняты в строгом соответствии с Предписанием, в том числе из тарифа были исключены плановые необоснованные доходы регионального оператора за период с 01.04.2019 по 31.07.2019, то есть излишне полученные доходы по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» в размере 4 764,7 млн. руб., с учетом исключения в 2019 году - 3 564, 7 млн. руб., в 2020 году - 1 200,0 млн. руб. После устранения нарушений по предписанию Комиссией в ФАС России были направлены все расчеты, при этом никаких нарушений в установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Магнит» по обращению с ТКО с 01.08.2019 ФАС России не выявлено, так как нового предписания не направлено. Следовательно, изменения, внесенные Приказом № 109/44, вступили в силу с 1 августа 2019 года и обратной силы не имеют. Поскольку необоснованные доходы, планово включенные в НВВ ООО «Магнит» за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 были исключены, то повторное их исключение невозможно. Таким образом, правовые основания для перерасчета размера платы для абонентов отсутствуют.

Оценив собранные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и соответственно необходимости отказа в их удовлетворении.

Так, судом в ходе разбирательства по делу бесспорно установлено, что региональным оператором ООО «Магнит» обоснованно отказано истцу в перерасчете стоимости услуги по вывозу твердых бытовых отходов за период с 01.04.2019 с 31.07.2019, поскольку изменения в тариф, внесенные приказом № 109/44, вступили в силу с 01.08.2019 и обратной силы не имеют.

При этом, необоснованные доходы, планово включенные в необходимую валовую выручку ООО «Магнит» за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 были исключены, то есть в новом тарифе учтены как все необоснованно включенные расходы, так и необоснованные доходы ООО «Магнит» за спорный период, в связи с чем, повторное их исключение недопустимо, как и невозможен перерасчет размера оплаченной Ахтуловым А.Ф. услуги по вывозу коммунальных отходов за период с 01.04.2019 с 31.07.2019.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в связи с использованием неверного тарифа в период с 01.04.2019 по 31.07.2019, ООО «Магнит» неосновательного обогащения не получило.

Кроме того, суд учитывает, что ответчик не наделен полномочиями по установлению и перерасчету тарифов, указанными полномочиями наделено исключительно третье лицо - РЭК Омской области.

Довод истца о том, что его права с принятием нового тарифа не восстановлены, судом отвергается как несостоятельный.

Так, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" предусмотрено, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта. Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ). При этом поставщик не лишен права представить доказательства того, что излишне уплаченные денежные средства полностью или частично компенсированы потребителю ресурса иным способом.

Действительно, в данном случае, предписанием ФАС России от 11.07.2019 Региональная энергетическая комиссия Омской области как орган исполнительной власти Омской области, осуществляющий государственное регулирование тарифов в пределах своей компетенции на территории Омской области, признана нарушившей положения Закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484, Методических указаний № 1638/16 при установлении с 01.04.2019 тарифа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Однако, данный нормативный правовой акт не был признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, указанный нормативный акт решением РЭК Омской области от 31.07.2019 был признан утратившим силу, с установлением нового тарифа.

Более того, как указано выше у поставщика услуги – ООО «Магнит» излишне полученные доходы от необоснованного тарифа за период с 01.04.2019 по 31.07.2019 были полностью изъяты РЭК Омской области при формировании нового тарифа от 01.08.2019 путем его снижения в период действия с августа по декабрь включительно 2019 года и оставшейся части в плановом 2020 году на размер переплаты.

Таким образом, излишне уплаченные ответчику денежные средства полностью компенсированы потребителю ресурса, в частности Ахтулову А.Ф., в связи с чем, повторное их изъятие у ответчика путем перерасчета, на чем настаивает истец, невозможно.

Требования истца о компенсации ему морального вреда также являются необоснованными.

Так, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" предусмотрено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, возникшие между Ахтуловым А.Ф. и ООО «Магнит» правоотношения подпадают по действие Закона о защите прав потребителей, в том числе в части права на компенсацию морального вреда.

В соответствии с п. 45 данного Постановления при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В данному же случае, судом бесспорно установлено, что ответчиком истцу предоставлена надлежащая услуга, следовательно его права нарушены не были, и соответственно не имеется оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ахтулова Александра Федоровича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в апелляционную инстанцию Омского областного суда в течение одного месяца.

Судья: А.Г. Чекурда

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2019.