РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Ханты-Мансийск
Тюменской области
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к <адрес> о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с требованиями к ответчику о признании незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда».
Требования мотивированы тем, что приказом <адрес> истец награжден Почетной грамотой за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, воспитание подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни. Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», так как почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> отказ в присвоении звания ветеран труда незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда. Таковыми в частности являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, истец просит рассмотреть дело в его отсутствие, представитель ответчика уважительных причин неявки суду не сообщил. На основании статьи 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как усматривается из копии трудовой книжки выданной на имя ФИО2, вкладыша в трудовую книжку серии №№, справки от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> истец имеет общий трудовой стаж работы более <данные изъяты> лет.
ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту №, истец награжден Почетной грамотой «За большой вклад в развитие физической культуры и спорта, воспитание подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни в <адрес> – Югре», о чем свидетельствует почетная грамота, запись в трудовой книжке.
Письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1270 (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 442 (с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
На основании постановления Федерального агентства по физической культуре и спорту «о Почетной грамоте Федерального агентства по физической культуре и спорту» утв. приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту» почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту является ведомственным знаком отличия в труде. Почетной грамотой Федерального агентства по физической культуре и спорту (далее - Почетная грамота) награждаются сотрудники Росспорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций за образцовое выполнение должностных обязанностей и безупречную работу по развитию физической культуры и спорта, имеющие стаж работы в области физической культуры не менее 5 лет. Сотрудники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций могут представляться к награждению Почетной грамотой только при наличии ведомственной награды Российской Федерации либо органа местного самоуправления за вклад в развитие физической культуры и спорта.
Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" и в целях приведения ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от ДД.ММ.ГГГГ N 636 "О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту" утратил силу. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, упразднено, его функции переданы Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту, которой истец на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№нг награжден за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, воспитание подрастающего поколения и пропаганду здорового образа жизни в ХМАО-Югре, является ведомственным знаком отличия в труде, дающим истцу право на присвоение звания "Ветеран труда". Указанное подтверждается почетной грамотой, записью в трудовой книжке.
Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации (<адрес> – <адрес>) незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При установленных обстоятельствах, награждение истца почетной грамотой Федерального агентства по физической культуре и спорту, относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому, решение <адрес> об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем обязания ответчика присвоить звание «Ветеран труда».
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда».
Обязать <адрес> присвоить ФИО2 звание «Ветеран труда».
Взыскать <адрес> в пользу ФИО2 судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова