Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Индустриальный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4406/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе
Председательствующего судьи Симаковой М.Е.,
с участием :
заявителя Чибисова А.В., а также представителей заявителя Яскиной О.В., Мишиной М.В., Савельевой В.А.,
при секретаре судебного заседания Алтуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чибисова А.В. о признании незаконным представления прокурора Кировского района г. Хабаровска от 27.08.2010 года,
Установил:
Чибисов А.В. обратился в суд с заявлением о признании вынесенного в его адрес представления прокурора Кировского района г. Хабаровска об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, № 346-ж-10 от 27.08.2010г. незаконным.
В обоснование заявленного требования указал на то, что он является начальником Хабаровского отделения филиала ОАО "ДЭК" - Хабаровскэнергосбыт", и в его адрес, по итогам проверки соблюдения норм жилищного законодательства при предоставлении электрической энергии жильцам дома, проведенной по заявлениям потребителей, проживающих по адресу: г. Хабаровск ул. , прокурором Кировского района г. Хабаровска внесено представление об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.06г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», поскольку данной проверкой установлено, что гражданам, проживающим по указанному адресу предъявляются к оплате платежные документы за потребленную электрическую энергию, исходя из коллективного прибора учета, без согласия собственников, тем самым нарушены требования федерального законодательства, в частности право на выбор оплаты коммунальных услуг.
Считает, что в действиях ДЭК отсутствуют нарушения действующего законодательства. В соответствии с требованиями жилищного законодательства, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов несут бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, содержание общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по оплате коммунальных услуг. Общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционального их показаниям. В доме по был установлен общедомовой прибор учета ЦЭ 68803 №0865680902098368, который принят комиссией, что позволяет его использовать в качестве расчетного в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и потребителями многоквартирного дома. Действующим законодательством на управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией МУП ГХ «СЗ СМО» и ОАО «ДЭК», которая в свою очередь делегировала все права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе по показаниям коллективного прибора учета. Условия заключенного Соглашения не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют.
При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, на что в своем Представлении указывает прокурор, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы, на собственников возложена в силу закона.
Считает, что действия ОАО «ДЭК» по предъявлению к оплате платежных документов за потребленную коммунальную услугу-энергоснабжение совершаются в полном соответствии с требованиями законодательства и не влекут за собой нарушения жилищных прав граждан.
В судебном заседании заявитель Чибисов А.В., а также его представители, заявленные требования поддержали, указав на вышеизложенные обстоятельства. При этом дополнительно указали, что жилой дом по А имеет статус специализированного жилищного фонда, поскольку является общежитием и находится в собственности муниципалитета. Администрация города Хабаровска, являясь единственным собственником, в рамках заключенного «Договора управления муниципальными общежитиями, все помещения которых находятся в муниципальной собственности» от 19.06.2007 г. делегировало право на управление указанным домом МУП «СЗ по СМО» Из положений ч.2 ст. 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом управляющей организации. Полагает, что при установке общедомового прибора учета и принятии его в качестве расчетного, согласие собственников жилых помещений на принятие такого прибора не требовалось, поскольку от имени единственного собственника - администрации г. Хабаровска, выступала управляющая организация. Письма уведомительного характера об изменении с 01.07.2009 года схемы оплаты за электроснабжение мест общего пользования, были направлены всем собственникам жилых помещений. Полагают, что установка общедомового прибора учета электроэнергии в данном доме является необходимостью, поскольку это позволит заставить жильцов общежития задуматься об экономии электроэнергии, а собственника о замене старых сетей, изношенность которых ведет в большим потерям.
И. о. прокурора Кировского района г. Хабаровска О.Ю. Аристархов в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, просил заявителю отказать.
Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №№ по заявлению Б. суд пришел к следующему.
Как установлено судом, 05.08.2010 года в прокуратуру Кирвоского района г. Хабаровска обратилась гражданка Б. В своем заявлении Б. указала, что является собственником жилого помещения №, оборудованного индивидуальным прибором учета энергии. Начиная с ноября 2009 года ОАО «ДЭК» в платежных документах стала выставлять к оплате дополнительные платежи, обозная их по разному- ОДН, ОДП, а во 2 кв. 2010 года дополнительный платеж был никак не обозначен. ОДН в 4 квартале 2009 года не вызвал вопрос, но ОДП в 1 квартале 2010 года несоизмерим потреблению по индивидуальному прибору учета и составляет в процентом отношении около 60 % к квартирному расходу электроэнергии, а неизвестный объем, выставленный к оплате во 2 квартале 2010 года составляет в среднем 192,87 %. На ее неоднократные обращения в ресурсоснабжающую организацию ответа на вопрос, каким образом рассчитывается доля ОДН, получено не было. Учитывая, что общедомовые нужды включают в себя освещение мест общего пользования, усилитель антенны, домофон, лифт и т.п., то объем ОДН полученный расчетным путем составит на каждую квартиру около 100 рублей в месяц. Из представленных ей к оплате квитанций, следует, что на общедомовые нужды она должна вносить плату в 1,5-3 раза, превышающую размер платы на ее квартиру, что нарушает ее права как потребителя, поскольку фактически на нее возлагается обязанность вносить плату за 3 квартиры.
По заявлению Б. прокуратурой Кировского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при предоставлении электрической энергии жильцам дома. В ходе проведенной проверки было установлено, что дом по является общежитием, включающим в себя 45 квартир, в которых имеются подсобные помещения- кухня, туалет, ванные. В квартирах, оборудованных приборами учета оплата за электроэнергию начисляется на основании показаний, в остальных квартирах- по нормативу. На каждом этаже общежития имеются вспомогательные помещения ( санузлы и подсобные), которые не оборудованы приборами учета электроэнергии, являются общедомовым имуществом и предназначены для общего пользования жильцами общежития. Ряд квартир находится в собственности граждан. Так, плата за предоставление коммунальной услуги «электроснабжения» жильцам данного дома, начисляется с учетом потребления электроэнергии на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета. Общедомовой прибор учета был установлен без согласия граждан, проживающих в многоквартирном доме, при этом установка индивидуальных приборов всем жильцам данного жилого дома не произведена. Изменение порядка оплаты с потребителями не согласовывалось и носило уведомительный характер.
По итогам проверки прокурором Кировского района г. Хабаровска внесено представление № от 27.08.2010 года об устранении нарушений в сфере защиты прав потребителей, в частности нарушения права на выбор оплаты коммунальных услуг, руководителю Хабаровского отделения филиала ОАО "ДЭК" - Хабаровскэнергосбыт" Чибисову А.В. предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Кировского района и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 3 Правил определено, что "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация- юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; а "потребителем", является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Абзацем 2 пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются #M12291 9027690Гражданским кодексом Российской Федерации#S (#M12291 9027690ГК РФ#S), #M12291 9005478Жилищным кодексом РФ#S, #M12291 9005388Законом РФ "О защите прав потребителей"#S, и иными #M12291 9003426#S нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с данными законами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Доводы заявителя о том, что начисление платы за электроэнергию, потребленной на общедомовые нужды, в соответствии с показаниями общедомового прибора учету, производилось на основании соглашение о взаимодействии между управляющей компанией, выступающей от имени собственника жилого дома - администрации города Хабаровска и ОАО "ДЭК", предоставившего ОАО «ДЭК» права по начислению и предъявлению к оплате гражданам платежных документов исходя из показаний, в том числе коллективного прибора учета, не имеет правового значения, поскольку стороной договора энергоснабжения в случае, когда абонентом выступает гражданин, в силу закона, является энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация.
Пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Подпунктом "а" пункта 23 Правил установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле, в которой учтен объем (количество) коммунального ресурса - электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Пунктами 26, 30 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 " Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
Ни одним из нормативных актов, отдельный расчет оплаты за общедомовые нужды не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, отдельное ежеквартальное начисление платы за общедомовые нужды не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, представление прокурора является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявления Чибисова А.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Чибисова А.В. о признании незаконным представления прокурора Кировского района г. Хабаровска от 27.08.2010 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней, с даты изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, представления в Хабаровский краевой суд, через суд Индустриального района города Хабаровска.
Судья Симакова М.Е.