ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4406/12 от 17.07.2012 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №2-4406/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года                                                                                                   город Нальчик

Нальчикский городской суд КБР

В составе: председательствующего - Тлеужевой Л.М., при секретаре - Кулиевой Л.Д., с участием: представителя истца ФИО1, действующего по доверенности от 15.07.2012г., представителя Местной администрации г.о. Нальчик ФИО2, действующего по доверенности №03 от 10.01.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 ФИО7 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик», Местной администрации г.о. Нальчик о признании незаконным отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности по принятию решения о формировании, постановке на государственный кадастровый учет и передаче земельного участка в общую долевую собственность

у с т а н о в и л:

        Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> № №2 от 18.01.2012г. было решено определить пределы использования земельного участка, на котором расположен дом с учетом дворовой территории согласно межевого плана площадью 1038 кв.м. Этим же протоколом было решено выбрать ФИО3 для обращения в ДУГИ с заявлением о формировании земельного участка, предоставив ей также полномочия для обращения в судебные органы для решения данного вопроса.

В марте 2012г. ФИО3 обратилась в МКУ «Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик» (далее ДУГИ) с заявлением о закреплении на праве общей долевой собственности сособственников многоквартирного дома земельного участка под указанным домом, представив межевой план.

Письмом ДУГИ от 12.03.2012г. в передаче указанного земельного участка отказано со ссылкой на то, что на нем имеется посторонний землепользователь (трансформаторная подстанция), и незаконные жилые и нежилые строения. В связи с этим, передача бесплатно в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка возможна под объектом недвижимости и площади, необходимой для его обслуживания.

28 мая 2012 года ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором просит признать отказ ДУГИ незаконным, обязав местную администрацию г.о. Нальчик принять решение о формировании, постановке на государственный кадастровый учет и передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме №147 по ул. Кабардинской в г. Нальчике земельного участка с учетом дворовой территории с элементами озеленения и благоустройства площадью 1038 кв.м. в границах, согласно межевому плану в установленные земельным кодексом сроки. В обоснование иска истец, что является одним из сособственником жилых помещений в многоквартирном доме №147 по ул. Кабардинской в г. Нальчике, выступает от имени всех сособственников дома, и считает отказ незаконным, так как согласно градостроительного, жилищного и земельного законодательства РФ собственники квартир в многоквартирных домах имеют право на закрепление им в собственность земельного участка под домом и прилегающей территории с элементами благоустройства и озеленения. При обращении к ответчикам ею были представлены доказательства обоснованности их требований. При определении границ запрашиваемого земельного участка сособственники помещений в многоквартирном доме исходили из положений Постановления Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которого территория каждого домовладения должна иметь хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, площадку для отдыха взрослых, детские и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, бачок для мусора и стол со скамейками, площадку следует оградить живой изгородью. Считает, что земельный участок согласно межевому плану соответствует указанным требованиям.

Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснил, что границы испрашиваемого земельного участка согласованы в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала и просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что данный отказ является обоснованным. Также пояснила, что по сложившейся практике формирование земельных участков, передаваемых собственникам жилья, производится по метровой отмостке. Кроме того пояснила, что местной администрацией г.о. Нальчик готовятся материалы о сносе самовольных строений, расположенных на спорном земельном участке.

Представитель ДУГИ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился по неизвестной причине. Суд рассмотрел дело в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КБР в суд не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие и вынести решение по усмотрению суда.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, межевого дела, инвентарного дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

На основании п.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, помимо иного имущества, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу п.2 ст.36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размеров и установления границ земельных участков регламентировался Федеральным законом от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" с учетом нормативного размера земельного участка.

С 1 марта 2005 года на основании п.1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности с учетом того, что на данном участке помимо самого дома могут находиться иные объекты, которые предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в том числе элементы озеленения и благоустройства.

На основании п.7 ст. 36 ЗК РФ, п.4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Как установлено в п.2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3, и 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", частей 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п.3 ст.3 и п.5 ст. 36 ЗК РФ переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.

Такое регулирование согласуется с ГК РФ, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до 1 марта 2005 года, лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом (п.3 ст.16 названного Федерального закона).

На основании п.4 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Статья 16 Федерального закона N 189-ФЗ содержит лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в общую долевую собственность, но не определяет порядок такого перехода.

На основании ст.ст. 28 и 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Как следует из пояснений представителей сторон, формирование земельного участка для передачи его в собственность собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме до настоящего времени не произведено.

Согласно разъяснений совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).

Суд полагая, требования истца подлежащими удовлетворению в первую очередь исходит из принципа состязательности сторон, и положений ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается.

По настоящему делу позиция ответчика о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, никакими доказательствами не подкреплена.

Также не обоснованна позиция о необходимости выделения собственникам жилья участка под домом и 1 метр отмостки. На какой нормативный акт при этом ссылается ответчик суду не ясно. Этот порядок было бы возможным применить при отсутствии волеизъявления собственников дома по закреплению им в собственность участка большего, однако по настоящему делу собственниками дома заявлено о желании закрепления за ними земельного участка в определенном размере.

Ссылка ДУГИ на наличие на земельном участке постороннего землепользователя не являться основанием к отказу в передаче спорного земельного участка, поскольку, межевым планом предусмотрено, что на земельный участок, занятый трансформаторной подстанцией, предполагается установление сервитута на земельный участок площадью 118 кв.м. Законом предусмотрена возможность установления сервитута, который может быть установлен с согласия собственников или по решению суда.

Имеющимся в деле актом согласования местоположения границы земельного участка, подтверждается, что границы участка согласованы с местной администрацией г.о. Нальчик в лице начальника Управления архитектуры и градостроительства ФИО4

Что касается указания на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены незаконные жилые и нежилые строения, то, как следует из пояснений представителя истца, указанные строения возведены собственниками квартир в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае формирования земельного участка в размере, требуемом истцом, и передаче его в общую долевую собственность, у лиц, которые возвели указанные строения, возникнут основания для их узаконения. Кроме того, суд учитывает, что требований о сносе этих строений, ответчиками не заявлено.

С учетом изложенного, суд считает незаконным отказ ДУГИ в передаче спорного земельного участка в общую долевую собственность сособственников жилых помещений в многоквартирном доме № по ул. Кабардинской в г. Нальчике.

        Суд полагает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности на местную администрацию г.о. Нальчик обязанности принять решение о формировании, постановке на государственный кадастровый учет, передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме № по ул. Кабардинской в г. Нальчике земельного

участка под указанным домом с учетом дворовой территории с элементами
озеленения и благоустройства площадью 1038 кв.м. в границах согласно схеме расположения земельного участка.

При этом суд исходит из того, что межевой план соответствует положениям п. 3.5.11 Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» согласно которого территория каждого домовладения должна иметь хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды ковров и предметов домашнего обихода, площадку для отдыха взрослых, детские и спортивные площадке с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей на хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, бочок для мусора и стол со скамейками, площадку следует оградить живой изгородью.

         Суд полагает установленным, что земельный участок, согласно представленной схеме отвечает требованиям указанного Постановления и поэтому, согласно Протоколу собрания собственников дома № по ул. Кабардинской в г. Нальчике, требования истца о возложении обязанности на ответчика принять решение о формировании, постановке на государственный кадастровый учет, передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме № по ул. Кабардинской в г. Нальчике земельного участка под указанным домом с учетом дворовой территории с элементами озеленения и благоустройства площадью 1038 кв.м. в границах согласно схеме расположения земельного участка суд полагает обоснованными.

При указанных обстоятельствах, суд исходя из положений статьи 258 ГПК РФ удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, поскольку установлено, что оспариваемое решение, нарушает права и свободы истца, а также не соответствует закону.

Также истцом заявлено об установлении срока для формирования нового земельного участка, его постановке на учет в установленные Земельным законодательством сроки.

Согласно ст. 36 ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п.5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В связи с чем, с учетом необходимости изготовления кадастрового плана, суд полагает необходимым установить двухмесячный срок для исполнения решения суд с момента вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения «Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г.о. Нальчик» в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1038 кв.м. под многоквартирным домом № по ул. Кабардинской в г. Нальчике.

Обязать местную администрацию городского округа Нальчик принять решение о формировании, постановке на государственный кадастровый учет и передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме № по ул. Кабардинской в г. Нальчике земельного участка под указанным домом с учетом дворовой территории с элементами озеленения и благоустройства площадью 1038 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка в межевом деле в установленные земельным кодексом сроки.

Установить срок два месяца с момента вступления в законную силу решения суда для его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.

Председательствующий -                                                Л.М. Тлеужева