ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4407/13 от 19.09.2013 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-4407/13

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 19 сентября 2013 года г. Ижевск

 Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

 при секретаре Фарраховой А.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

 у с т а н о в и л :

 ФИО1, ФИО2 (далее по тексту – заявители ) обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

 Требования мотивированы тем, что заявители обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на что получили письмо об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что на земельный участок, на котором предполагается строительство жилого дома расположен в зоне Ж-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с малоэтажной жилой застройкой, размещение индивидуальных жилых домов на земельном участке не предполагается. Кроме того, на часть 3 земельного участка, расположена в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, на указанную территорию действие градостроительных регламентов не распространяется. Также в отказе было указано, что в схеме планировочной организации земельного участка значительно превышены коэффициенты застройки ( более 20 %) и коэффициент плотности застройки земельного участка ( более 0,4), что не соответствует градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки г Ижевска.

 Заявители считают, что данный отказ является незаконным, поскольку в зоне Ж-2 максимальный коэффициент застройки не регламентируется, а коэффициент плотности застройки земельного участка установлен только для территориальной зоны Ж-3 п. 2.1 Правил землепользования и застройки г Ижевска.

 Земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки. В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок от <дата> разрешенный вид использования земельного участка: под строительство индивидуального жилого дома. В связи с чем противоречий между указанными в документах на земельный участок разрешенным использованием и действительным правовым режимом использования земельного участка не усматривается.

 Заявители ФИО1, ФИО2 в суд не явились, представили заявления о рассмотрении заявления в их отсутствие. Судом дело рассмотрено в отсутствие заявителей в порядке ст. 257 ГПК РФ.

 Представитель заявителей ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении. Считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права заявителей как собственников земельного участка, препятствуют им осуществить строительство жилого дома.

 В судебного заседания представитель ГУАиГ ФИО4, действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась. Представила письменный отзыв на заявление, согласно которого указала, что на основании данных имеющихся в ГУАиГ, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, ведется строительство жилого дома. В перечень объектов, имеющих признаки многоквартирных жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, включена также постройка на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Перечень составляется на основании выездов архитекторов районов, а также данных, предоставляемых в ГУАиГ Администрациями районов г. Ижевска, и публикуется на сайте Администрации г. Ижевска. Факт самовольной постройки также подтверждается запросами о наличии разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской республики, зарегистрированного в ГУАиГ <номер>, от <дата>, Инспекцией государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от <дата> <номер>.

 Строительство объекта капитального строительства должно вестись на основании разрешения на строительства, которое выдается органом местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

 Администрацией г.Ижевска разрешение на строительство до начала строительства объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не выдавалось.

 Таким образом, объект незавершенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, обладает признаками самовольного строительства.

 В силу п.2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившего самовольное строительство, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившем ее лицом или за его счет.

 Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу, следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

 Таким образом, поскольку строительство жилого дома уже начато - заявителем выбран неверный способ защиты права.

 Пунктом 8 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

 Следовательно, при использовании земельного участка, важно знать к какой категории относится земельный участок, и какие виды разрешенного использования в соответствии с зонированием установлены в отношении него.

 Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.

 Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

 Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков  , равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

 Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

 Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны.

 Из вышеприведенных норм следует, что именно Правила землепользования и застройка устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования) и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.

 В соответствии с п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательно для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

 Соблюдение правового режима земельных участков устанавливается ст. 260 Гражданского кодекса РФ, ст.40 Земельного кодекса РФ, регулирующих правомочия собственника земельного участка.

 Необходимо отметить, что Правила землепользования и застройки города Ижевска вступили в силу, никем не оспорены и на момент рассмотрения дела являются действующим нормативным актом, а соответственно подлежат неукоснительному исполнению гражданами и организациями.

 Правила землепользования и застройки города Ижевска являются открытым для пользования нормативным актом, ознакомиться может с ним любое заинтересованное лицо. Незнание заявителями при приобретении земельного участка о виде его разрешенного использования не может являться основанием для признания решения органа власти незаконными и возложения на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности по выдаче разрешения на строительство.

 Строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требованиями градостроительных регламентов. Аналогичные положения содержатся и в ст.40 Земельного Кодекса РФ.

 Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ).

 Именно в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования) той территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

 Это обстоятельство подтверждает, что заявитель ФИО2, получив градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, утвержденный Приказом Администрации г. Ижевска от <дата> № <номер>, знал о правовом режиме своего земельного участка.

 Согласно указанному градостроительному плану, часть 1 земельного участка расположена в зоне Ж1 -Зона многоквартирной жилой застройкой зданиями высокой этажности (5-9 этажей), для которой размещение индивидуальных жилых домов не является видом разрешенного использования земельных участков.

 В территориальной зоне Ж1 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков.

 На часть 2 и часть 3 земельного участка, в которой преимущественно планируется строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, действие градостроительного регламента не распространяется.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Согласно пункту 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Сам Градостроительный кодекс РФ не устанавливает особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка, но пункт 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.

 Согласно письма Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2010 г. № Д23-5348 схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна выполняться в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также градостроительным планом.

 В силу пункта 1, пункта 2 Положения установлено, что состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, в том числе при подготовке проектной документации на различные

 виды объектов капитального строительства, к которым также относятся объекты непроизводственного назначения- здания, строения, сооружения жилищного фонда.

 В соответствии с пунктом 12 Положения "Схема планировочной организации земельного участка" должна содержать:

 в текстовой части

 а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в
отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

 г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

 е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;

 ж) описание решений по благоустройству территории;

 з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для
объектов производственного назначения;

 и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

 к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

 л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

 в графической части

 м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:

 мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

 границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

 зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

 решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

 этапов строительства объекта капитального строительства;

 схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

 н) план земляных масс;

 о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

 п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

 В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 51 ГУАиГ проводит проверку схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана, а также красным линиям. В случае отсутствия обозначения места размещения объекта, его размеров схема планировочной организации теряет свой смысл и утрачивает свое значение, как документ, позволяющий определить законность строительства объекта индивидуального жилищного строительства, а также соответствие постройки требованиям градостроительного плана и красным линиям.

 Из вышеизложенных норм следует, что схема планировочной организации, которая хотя и может подготавливаться в произвольной форме, но должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, а также должны быть указаны длина и ширина объекта индивидуального строительства и расстояния от этого объекта до границ земельного участка. При подготовке схемы планировочной организации земельного участка должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, градостроительные и друге нормы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, предоставленная заявителем схема планировочной организации земельного участка в ГУАиГ Администрации г. Ижевска не содержит необходимых сведений, позволяющих определить размеры застройки, а также место размещения планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, следовательно, не соответствует градостроительному плану земельного участка.

 Коэффициент застройки - доля территории земельного участка, которая занята зданиями (в процентах), коэффициент плотности застройки - отношение площадей всех этажей зданий и сооружений к площади участка (ст.1 Правил землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007г. №344).

 Согласно Правилам землепользования и застройки г.Ижевска, коэффициент застройки земельного участка при строительстве индивидуального жилого дома не должен превышать 20%,а коэффициент плотности застройки не должен превышать значения 0,4.

 Вместе с тем, согласно представленной в ГУАиГ Администрации г.Ижевска схеме планировочной организации земельного участка, а также площади указанной в заявлении, коэффициент застройки составляет 69 %, а коэффициент плотности застройки земельного участка 2,06, что превышает установленные показатели.

 В соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. На основании вышеизложенного с учетом того, что решение органа местного самоуправления признается соответствующим закону на момент его вынесения, просили в удовлетворении заявления отказать.

 Письменные пояснения представителя ГУАиГ ФИО4 приобщены к материалам дела.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно договора купли-продажи <номер> от <дата> ФИО1 и ФИО2 купили в общедолевую собственность ( по <данные изъяты> доли) у ФИО5, ФИО6 земельный участок и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, при этом указано, что площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, жилой дом <данные изъяты>этажный ( подземных гаражей <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты>.

 Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <адрес> ФИО2 на праве собственности ( <данные изъяты>) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием : под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>. Кадастровый номер <номер>

 Согласно свидетельства о регистрации права собственности серии <адрес> ФИО1 на праве собственности ( <данные изъяты>) принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием : под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>. Кадастровый номер <номер>

 <дата> Приказом Администрации г. Ижевска № <номер> утвержден градостроительный план № <номер> земельного участка с кадастровым номером <номер>

 Согласно кадастровой выписке о земельном участке <номер> от <дата> с кадастровым номером <номер> в графе 9: «разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома».

 <дата> представитель ФИО1, ФИО2 обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>

 <дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, в связи с тем, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, указанным в градостроительным планом <номер>, утвержденном Приказом Администрации г. Ижевска № <номер>. Кроме того, вышеуказанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1- зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше), в которое новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены. Часть 3 земельного участка, на которой предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположена в границах красных линий, обозначающих территорию общего пользования, планируемую под развитие улично-дорожной сети города. На указанную территорию действие градостроительных регламентов не распространяется. Кроме того, из представленной схемы планировочной организации земельного участка выявлено, что коэффициент застройки превышает 20 %, а коэффициент плотности застройки земельного участка составляет более 0,4, что не соответствует градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки г. Ижевска, в отношении объектов индивидуальной жилой застройки.

 <дата> в Октябрьский районный суд г.Ижевска поступило заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным отказа ГУАиГ от <дата> № <номер>

 Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

 Заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

 Статьей 4 ГПК РФ определено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

 В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Проверяя полномочия ГУАиГ при вынесении оспариваемого распоряжения, суд приходит к следующему.

 ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

 Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

 В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

 Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителями не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

 Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

 Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо одновременное наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности.

 Поскольку земельный участок является собственностью заявителей, то в силу статьи209 ГК РФ - они вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственники земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

 В соответствии со статьями 40 и 41 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

 Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

 Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ), согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

 По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

 В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

 Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

 1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

 Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

 Из смысла приведенных выше положений статьи 51 ГрК РФ следует, что, получив представленные заявителем документы (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства), уполномоченный орган проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению и проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

 При этом основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:

 - отсутствие документов, предусмотренных частью 9 статьи 51 ГрК РФ,

 -несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

 Согласно статье 2 ГрК РФ - законодательство о градостроительной деятельности (деятельно­сти по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений) и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, основываются, в том числе, на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; а так же осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

 Землями населенных пунктов (ранее «землями поселений») признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года №232-ФЗ)).

 В соответствии со статьей 85 ЗК РФ - в состав земель населенных пунктов мо­гут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим террито­риальным зонам:

 1) жилым;

 2) общественно-деловым;

 3) производственным;

 4) инженерных и транспортных инфраструктур;

 5) рекреационным;

 6) сельскохозяйственного использования;

 7) специального назначения;

 8) военных объектов;

 9) иным территориальным зонам.

 Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежно­сти ка­ждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориаль­ной зоны инди­видуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности тер­риториального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреаци­онного и иных видов использования земельных участков).

 Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участ­ков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

 Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на зе­мельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

 Статьей 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муници­пальных образований отнесены, в том числе генеральные планы поселений.

 Решением Городской Думы г.Ижевска №96 от 06 июня 2006 года утвержден Гене­ральный план г.Ижевска, в котором определено функциональное назначение го­родских территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологи­ческих и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, раз­вития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также интересов всей Российской Федера­ции, субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований.

 На основе Генерального плана г.Ижевска, утвержденного решением Го­родской думы г.Ижевска от 6 июня 2006 года №96, разработаны Правила землепользования и за­стройки г.Ижевска (далее – Правила землепользования и застройки), которые являются результатом градостроительного зонирования террито­рии г.Ижевска - разделения на территориальные зоны с установлением для ка­ждой из них градостроительного регламента.

 Указанные Правила землепользования и застройки утверждены решением Городской Думы г. Ижевска от 27.11.2007 г. № 344.

 В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что земель­ный участок заявителей, в соответствии с Правилами землепользова­ния и застройки, расположен на землях населенных пунктов, однако часть 1 участка – в зоне Ж-1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), а на часть 2 – расположена за красной линией, и на часть 3 участка: действие градостроительного регламента не распространяется.

 Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ - градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, при этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

 В силу положений пункта 4 статьи 85 ЗК РФ - земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

 виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

 их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

 Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

 В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

 Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

 Из смысла пунктов 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ следует, что законодателем допускается использование объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту территориальной зоны, если использование таких объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, но новое строительство на земельных участках, не соответствующих установленному градостроительному регламенту территориальных зон, должно осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

 Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, по мнению суда, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

 Из смысла положений ст. 51 ГрК РФ и Правил землепользования и застройки следует, что пользователь земельного участка обязан получить разрешение на строительство до фактического осуществления им строительства объекта недвижимости.

 Судом установлено, что на земельном участке начато строительство ( имеется объект незавершенный строительством), что подтверждается п. 3.1 градостроительного плана земельного участка, а также фототаблицей, письмом от <дата> и от <дата> на адрес Инспекции государственного строительного надзора при Минстрое Удмуртской Республики, письмом от <дата> в Управление Росреестра по Удмуртской Республике, согласуется и с условиями договора купли-продажи <номер> от <дата> Представителем заявителей в ходе судебного заседания доказательств обратного в суд не представлено.

 Таким образом, на земельном участке по адресу: <адрес>, заявителями фактически осуществляется строительство трехэтажного дома до получения разрешения на строительство, а объект незавершенного строительства на указанном земельном участке обладает признаками самовольного строительства.

 В соответствие с пунктами 2,4,5,9 статьи 1, статей 36, частью 5 статьи 41 и частью 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой техническую документацию по планировке территории ( ее развитию, определению границ и функционального назначения, размещению объектов капитального строительства), содержащую: сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о градостроительном регламенте ( видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; предельных ( минимальных и ( или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства), если он распространяется на искомый земельный участок; информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке ( в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.

 В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов органами местного самоуправления осуществляется градостроительное зонирование, результатом которого является принятие Правил землепользования и застройки ( пункты 6, 8 статьи 1, часть 5 статьи 31 ГрК РФ).

 Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской Думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 и подлежат применению при рассмотрении данного спора, поскольку земельный участок был приобретен 27.04.2012 года, в августе 2013 года заявители обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и с этого момента возникли правоотношения сторон, связанные с выдачей указанного разрешения.

 В градостроительном плане № <номер> земельного участка с кадастровым номером <номер> содержится, в том числе информация о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования) той территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

 Это обстоятельство подтверждает, что заявители ФИО2 и ФИО1, получив градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, утвержденный Приказом Администрации г. Ижевска от <дата> № <номер>, знали о правовом режиме своего земельного участка.

 Кроме того, из кадастровой выписки о земельном участке от <дата> <номер> видно, что за красной линией площадь земельного участка составляет <данные изъяты>

 Согласно Правилам землепользования и застройки красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

 В соответствие с пунктом 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки территориальная зона Ж1 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), выделена преимущественно на развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий зон комфортной многоквартирной жилой застройки высокой этажности; на развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

 Согласно указанному градостроительному плану № <номер>, часть 1 земельного участка расположена в зоне Ж1 - зона многоквартирной жилой застройкой зданиями высокой этажности (5-9 этажей), для которой размещение индивидуальных жилых домов не является видом разрешенного использования земельных участков.

 В территориальной зоне Ж1 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков.

 На часть 2 и часть 3 земельного участка, в которой преимущественно планируется строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, действие градостроительного регламента не распространяется.

 Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или действие градостроительного регламента не установлено, определяется уполномоченными органами исполнительной власти Удмуртской Республики или уполномоченными органами местного самоуправления города Ижевска, в соответствии с федеральными законами ( часть 7 статьи 36 ГрК РФ, пункт 5 ст.7 Правил землепользования и застройки ). В настоящее время на территории муниципального образования « город Ижевск» отсутствуют правовые акты, регулирующие вопросы использования указанных земель.

 Кроме того, отказ в выдаче разрешения на строительство содержит также указания на то, что место размещения объекта индивидуального жилищного строительства выполнено не в масштабе. Согласно указанной в заявлении площади объекта определено, что проектируемый дом выходит за границы участка.

 Особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка ГрК РФ не устанавливает, однако пункт 13 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.

 Согласно письма Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2010 г. № Д23-5348 схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна выполняться в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также градостроительным планом.

 В силу пункта 1, пункта 2 Положения установлено, что состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, в том числе при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, к которым также относятся объекты непроизводственного назначения- здания, строения, сооружения жилищного фонда.

 В соответствии с пунктом 12 Положения "Схема планировочной организации земельного участка" должна содержать:

 в текстовой части

 а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в
отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

 г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

 е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;

 ж) описание решений по благоустройству территории;

 з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для
объектов производственного назначения;

 и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

 к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

 л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

 в графической части

 м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:

 мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

 границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

 зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

 решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

 этапов строительства объекта капитального строительства;

 схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

 н) план земляных масс;

 о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

 п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

 В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 51 ГУАиГ проводит проверку схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана, а также красным линиям. В случае отсутствия обозначения места размещения объекта, его размеров схема планировочной организации теряет свой смысл и утрачивает свое значение, как документ, позволяющий определить законность строительства объекта индивидуального жилищного строительства, а также соответствие постройки требованиям градостроительного плана и красным линиям.

 Из вышеизложенных норм следует, что схема планировочной организации, которая хотя и может подготавливаться в произвольной форме, но должна быть выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, а также должны быть указаны длина и ширина объекта индивидуального строительства и расстояния от этого объекта до границ земельного участка. При подготовке схемы планировочной организации земельного участка должны учитываться противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, градостроительные и другие нормы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Предоставленная заявителем схема планировочной организации земельного участка в ГУАиГ Администрации г. Ижевска не содержит необходимых сведений, позволяющих определить размеры застройки, а также место размещения планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, следовательно, не соответствует градостроительному плану земельного участка.

 Коэффициент застройки - доля территории земельного участка, которая занята зданиями (в процентах), коэффициент плотности застройки - отношение площадей всех этажей зданий и сооружений к площади участка (ст.1 Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007г. №344).

 Согласно Правилам землепользования и застройки г.Ижевска, коэффициент застройки земельного участка при строительстве индивидуального жилого дома фактически установлен только для зоны Ж-3, поэтому доводы ГУАиГ о превышении коэффициентов застройки и плотности застройки максимальным значениям в данной части судом не принимаются.

 В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт не соответствия оспари­ваемого решения закону или иному нормативному правовому акту в судебном засе­дании не установлен.

 Поскольку для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо неза­конное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности, а в судебном заседании факт не соответствия оспари­ваемых решений закону или иному нормативному правовому не установлен, суд полагает заявление ФИО2, ФИО1 о признании недействительными ненормативного акта органа местного самоуправления - ГУАиГ, о восстановлении нарушенного права - возложении на ГУАиГ обязанности выдать разрешение на строительство не обоснованным и не подлежащим удовле­творению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 Р е ш и л :

 Заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено судьей 07 октября 2013 года.

 Судья- Ю.В. Фролова