Дело № №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Дуровой И.Н.
При секретаре Глинской К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 04.09.2013г.
гражданское дело по заявлению Прокурора г. Новокузнецка об оспаривании нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта и просит признать пункты 2 и 3 Постановления Администрации города Новокузнецка от 11.01.2010г. «Об утверждении Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания» противоречащими закону, недействующими.
Требования мотивированы тем, что в рамках исполнения предоставленных прокуратуре полномочий при проведении проверки по заданию Генеральной прокуратуры РФ было установлено, что пункты 2 и 3 Постановления Администрации города Новокузнецка от 11.01.2010г. «Об утверждении Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания» противоречат требованиям действующего законодательства.
Оспариваемыми пунктами утверждено Положение об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2), а также рекомендовано собственникам и руководителям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания оформлять характеристику каждой точки торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Администрации района по месту ее нахождения или на сайте Администрации города для включения в информационную систему потребительского рынка города (пункт 3).
Указанные пункты являются незаконными, т.к. приняты органом местного самоуправления за пределами полномочий, предоставленных федеральным законодательством. Органам местного самоуправления не предоставлено право принимать правовые акты, рекомендательно-обязывающие предпринимателей получать у органа местного самоуправления на каждую торговую точку в городе документ, характеризующий данную торговую точку.
В соответствии с преамбулой Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, целью его издания и выдачи характеристик торговых точек является создание в городе информационной системы потребительского рынка города. Однако данная цель не должна достигаться путем издания нормативных правовых актов, которые носят обязательный характер, т.к. обязательность исполнения нормативного правового акта является одним из его признаков.
В нарушение установленных принципов, Администрация города во властном порядке приняла правовой акт, который возлагает на предпринимателей не предусмотренные законом обязательства.
Так как при принятии оспариваемых пунктов Постановления орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий, оспариваемые пункты содержат в себе и коррупциогенный фактор, предусмотренный в п.п. «д» п. 3 Постановления Правительства РФ № 96 от 26.02.2010г. «Об антикоррупциогенной экспертизе нормативных правовых актов».
В судебном заседании старший помощник прокурора Скорых Е.М. поддержала заявленные требования.
Представитель Администрации г. Новокузнецка ФИО1, действующая на основании доверенности, против доводов заявления возражала, указала, что при принятии оспариваемого акта орган местного самоуправления действовал в пределах своих полномочий, постановление носит рекомендательный характер для предпринимателей, за весь период его действия замечаний от заинтересованных лиц не поступало, на его проект в <данные изъяты> году было выдано положительное заключение Прокурора города.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении требований должно быть отказано по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
В судебном заседании установлено, что 11.01.2010г. Администрацией города Новокузнецка принято Постановление № 1 «Об утверждении Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Данное постановление опубликовано 21.01.2010г. в газете "Новокузнецк", № 4.
В силу п. 6 оспариваемого Постановления, оно вступило в силу с 21.01.2010г.
Данным Постановлением утверждено Положение об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2), а также рекомендовано собственникам и руководителям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания оформлять характеристику каждой точки торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Администрации района по месту ее нахождения или на сайте Администрации города для включения в информационную систему потребительского рынка города (пункт 3).
Пунктом 1 этого Постановления Управление по торговле и бытовым услугам (<данные изъяты>.), Администрации районов (<данные изъяты>) обязаны вести по единой программе учетную регистрацию точек торговли, общественного питания и бытового обслуживания города Новокузнецка. Пунктом 4 Постановления отделу информационных технологий <данные изъяты>.) предписано разработать в месячный срок единую для всех районов программу ведения сводного реестра точек торговли, общественного питания и бытового обслуживания города и соответствующий раздел сайта Администрации города.
Заявитель полагает незаконными пункты 2 и 3 указанного постановления, ссылаясь на принятие оспариваемых пунктов Администрацией города Новокузнецка с нарушением предоставленных ей полномочий, возложение на предпринимателей не предусмотренных законом обязательств, а также на наличие в оспариваемых пунктах коррупциогенного фактора.
Из преамбулы Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания следует, что целью его издания и выдачи характеристик торговых точек является создание в городе информационной системы потребительского рынка города. Указанное усматривается из оспариваемого Постановления, собственно Положения об учетной регистрации точек, подтверждается показаниями представителя Администрации г. Новокузнецка и не оспаривается заявителем.
Суд полагает, что принимая оспариваемое Постановление, Администрация города Новокузнецка действовала в соответствии с полномочиями, предоставленными ей на основании части 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а именно проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализа эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Как следует из оспариваемого Постановления, выдача характеристики на точку торговли, общественного питания и бытового обслуживания осуществляется по обращению заявителя бесплатно, в день обращения, а при утрате характеристики ее дубликат также выдается бесплатно.
Суд также полагает, что для заявителей, обращающихся за выдачей характеристики, оспариваемым постановлением не установлено обязательности получения указанной характеристики. В пункте 3 оспариваемого Постановления указано на то, что собственникам и руководителям рекомендовано оформление характеристики. В пункте 2.2 Положения об учетной регистрации точек, обеспечивающих население города Новокузнецка услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания установлено, что оформление характеристики носит рекомендательно-уведомительный характер. Действующими нормативно-правовыми актами ответственности за неполучение характеристики точки не установлено, что сторонами не оспаривалось.
Каких-либо доказательств того, что оспариваемым Постановлением на собственников и руководителей предприятий возложена обязанность оформления характеристики точки, заявителем суду не представлено. Представитель Администрации г. Новокузнецка указывала, что за период действия Постановления жалоб по поводу обязательности оформления характеристики, не поступало.
Суд также не усматривает в оспариваемых пунктах Постановления коррупциогенного фактора, поскольку, как указано выше, по мнению суда, Постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не установлено.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, гл. 24 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Прокурора об оспаривании нормативно-правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.Н. Дурова