ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4408/19 от 29.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело №2-4408/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 29.10.2019 года)

г. Екатеринбург 22 октября 2019 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тихоновой О.А., при секретаре Серебрякове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному автономному образовательному учреждению «Гимназия № 70» о признании незаконным решения об отказе в зачислении ребенка в первый класс,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к МАОУ «Гимназия № 70» о признании незаконным решения об отказе в зачислении ребенка в первый класс. В обоснование заявленных требований указал, что 01.02.2019 им было подано заявление через сайт «Госуслуги» о зачислении его сына ФИО2, <данные изъяты> года рождения в первый класс МАОУ «Гимназия № 70».поскольку сайт «Госуслуги» корректно не работал, ему пришлось несколько раз заполнять форму заявления. Не зная, поступило ли заявление в учебное учреждение, он 04.02.2019 обратился в МАОУ «Гимназия № 70», где ему подтвердили, что его заявление успешно зарегистрировано и для оформления документов необходимо обратиться в МФЦ. Сотрудник МФЦ приняла документы и оформила заявление, присвоив ему номер 1467695, сообщив, что заявление о зачисление в МАОУ «Гимназия № 70» находится в очереди под номером 66, отметив при этом, что номер очереди окончательным не является, поскольку есть также дети, подлежащие зачислению в школу во внеочередном порядке. 12.02.2019 ответчиком были опубликованы списки детей, зачисленных в первые класс, однако ФИО2 в данных списках не оказалось. Впоследствии появилось заявление под номером 1473186, на основании которого МАОУ «Гимназия № 70» было отказано в зачислении ФИО2 в первый класс, чем было нарушено право несовершеннолетнего ФИО2 на получение образования в учебном учреждении согласно его месту жительства и право родителей на выбор учебного учреждения для своего ребенка, являющегося неотделимой частью конституционного принципа общедоступности образования. Учитывая изложенное, просил признать незаконным отказ МАОУ «Гимназия № 70» в принятии ФИО2 в первый класс, установить.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МАОУ «Лицей № 3», Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 27.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Представитель ответчика МАОУ «Гимназия № 70» - директор ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица МАОУ «Лицей № 3» - директор ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании указала, что является матерью несовершеннолетнего ФИО2 и возражает против удовлетворения исковых требований его отца ФИО1, поскольку ее абсолютно устраивает, что ФИО2 был зачислен в первый класс МАОУ «Лицей № 3», у них хороший учитель, и мальчик уже привык к классу, а лицей расположен ближе к месту жительства ребенка. Также указала, что заявление в лицей она заполняла собственноручно и не оспаривает отказ ответчика МАОУ «Гимназия № 70» в зачислении ее сына в первый класс и не жалеет, что ее сын учится в МАОУ «Лицей № 3»

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение. Оснований для проведения судебного заседания посредством видеоконференцсвязи судом не усмотрено, поскольку ответчиком к своему заявлению не приложены доказательства, подтверждающие невозможность явиться в судебное заседание.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Отношения в сфере образования регулируются Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отно­шения в сфере образования.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием обучающихся в образовательные организации является компетенцией образовательной организации.

Прием заявлений о предоставлении муниципальной услуги «Зачисление в обра­зовательное учреждение» осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образо­вательным программам начального общего, основного общего и среднего общего об­разования»; Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.12.2018 № 3029 «Об утверждении Административного регламента предоставления услуги «Зачисле­ние в образовательное учреждение».

В соответствии с указанными документами формами (способами) подачи заяв­ления являются: личное обращение в образовательное учреждение, Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - многофункциональный центр) и его филиалы, Муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных услуг» и его отделы; электронное заявление, подаваемое через Единый портал государственных и муниципальных услуг, или официальный сайт Администрации города Екатеринбурга (раздел «Личный кабинет гражданина», кабинет.екатеринбург.рф).

Сроки приема заявлений о предоставлении муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» определены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

График приема заявлений при личном обращении устанавливается самостоя­тельно образовательным учреждением, многофункциональным центром, Муници­пальным казенным учреждением «Центр муниципальных услуг».

Режим работы Единого портала государственных и муниципальных услуг уста­навливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осу­ществление функций)», с учетом требований Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (за начало календарного дня принимается мо­мент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам).

Регистрация заявлений о предоставлении муниципальной услуги осуществляет­ся в день поступления в едином электронном реестре в соответствии с датой и време­нем поступления, и не зависит от способа подачи заявления. Законодательством не установлен приоритет зачисления в зависимости от способа подачи заявления.

Зачисление производится на свободные места в порядке поступления заявлений (по очередности в соответствии с датой и временем поступления заявления и независимо от способа подачи заявления).

Обязанность обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме установлена пунктом 2 статьи 6 Фе­дерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государ­ственных и муниципальных услуг».

Муниципальная услуга по зачислению в образовательные учреждения входит в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предо­ставляемых органами исполнительной власти субъектов российской федерации и ор­ганами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов российской феде­рации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденный Распоря­жением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р.

Во исполнение Распоряжение Правительства Свердловской области от 22.07.2013 № 1021-РП, в соответствии с Постановлением Администрации города Ека­теринбурга от 12.08.2019 № 1950 «Об утверждении сводного перечня услуг, предо­ставляемых Администрацией города Екатеринбурга и подведомственными ей учре­ждениями (организациями), и перечня функций, исполняемых Администрацией горо­да Екатеринбурга, подлежащих внесению в реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области» (а также техническими требованиями по ин­теграции порталов государственных м муниципальных услуг и информационных си­стем) была реализована возможность получения услуги по зачислению в образова­тельные учреждения (школы Екатеринбурга) с Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муници­пальных услуг (осуществление функций)» постановлено: определить Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Феде­рации- оператором федеральных государственных информационных систем «Феде­ральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый пор­тал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее соответственно - фе­деральный реестр, единый портал).

Согласно пункту 8 Положения «О федеральной государственной информацион­ной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осу­ществление функций)», оператор единого портала не несет ответственность за невозможность предо­ставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме надлежащего качества, если это вызвано ограничениями программных или технических средств, используемых заявителем для доступа к единому порталу и получения услуг в электронной форме.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно­технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предо­ставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Феде­рации постановлено осуществить в соответствии с Положением, утвержденным настоящим поста­новлением, формирование соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации и обеспечить ее подключение к инфраструктуре взаимодействия.

Также п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе меж­ведомственного электронного взаимодействия» было предусмотрено, что в целях осуществления информационного взаимодействия с использова­нием системы взаимодействия при предоставлении государственных и муниципаль­ных услуг органы и организации и исполнении государственных и муниципальных функций в соответствии с техническими требованиями:

а) разрабатывают электронные сервисы и поддерживают работоспособность этих сервисов;

б) поддерживают работоспособность программных и технических средств ин­формационных систем, подключенных к системе взаимодействия;

в) осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с ис­пользованием системы взаимодействия;

д) обеспечивают устранение неисправностей, выявленных в ходе мониторинга системы взаимодействия, а также соблюдение процедур, предусмотренных техниче­скими требованиями, соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, в порядке, установленном регламентом осуществления мо­ниторинга единой системы межведомственного электронного взаимодействия, соблю­дения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимо­действия, соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межве­домственного электронного взаимодействия».

Способами подачи заявления о зачислении в общеобразовательную организа­цию также являются личное обращение заявителя в образовательную организацию и (или) муниципальный многофункциональный центр.

Судом установлено, что до начала приема в первые классы на 2019/2020 учебный год Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга была организована «горячая линия» для родителей будущих первоклассников по вопросам приема в первые классы. Также на официальном портале города Екатеринбурга в раз­деле «Образование» была опубликована вкладка «Прием в первый класс» с подробной информацией.

Как следует из материалов дела, ФИО1, действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО2, <данные изъяты> года рождения, подал заявление о зачислении последнего в образовательную организацию МАОУ «Гимназия № 70» через портал Госуслуг 01.02.2019. Но электронная система «Зачисление в первый класс не дала возможности зачислить ребенка, так как в системе было зарегистрировано более раннее заявление, по которому ребенок был зачислен в другое общеобразовательное учреждение по за­явлению родителей, а именно его матери ФИО3, что подтверждается Журналом регистрации заявлений из АИС «Образо­вание», услуга «Зачисление в первый класс».)

Судом также установлено, что в МАОУ «Гимназия № 70» родители ФИО2 не обращались, никаких отказов семье М-вых в зачислении ФИО2 не выдавалось, тем более не из­давалось никаких приказов об отказе в зачислении.

Более того, в судебном заседании третье лицо ФИО3 указала, что являясь законным представителем несовершеннолетнего ФИО2, она возражает против удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку в настоящее время ребенок по ее заявлению зачислен в МАОУ «Лицей № 3», с 01.09.20219 посещает первый класс, качество образования и местонахождение учебного учреждения ее устраивает.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право ФИО2 на образование не нарушено, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МАОУ «Гимназия № 70» о признании незаконным решения об отказе в зачислении ребенка в первый класс.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к муниципальному автономному образовательному учреждению «Гимназия № 70» о признании незаконным решения об отказе в зачислении ребенка в первый класс оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Тихонова