ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/13Г от 06.08.2013 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2- 440/2013г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Чегдомын 6 августа 2013 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Костиной Е.В.

с участием

заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района ФИО2,

представителя заинтересованного лица – Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района ФИО3,

при секретаре Орешенковой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия Территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района, заинтересованные лица - Территориальная избирательная комиссия Верхнебуреинского муниципального района, Собрание депутатов Верхнебуреинского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района (далее ТИК Верхнебуреинского района), обосновывая свои требования тем, что она жительница п. Шахтинский, в связи с отсутствием в посёлке муниципальной избирательной комиссии обратилась в ТИК Верхнебуреинского района с заявлением о назначении выборов главы посёлка Шахтинский и получила отказ. Считает, что ее права нарушены. Дело в том, что законодательством предусмотрен единый день голосования в сентябре. В Верхнебуреинском районе в настоящее время идет избирательная компания, на 8 сентября 2013г. назначены выборы главы п. Чегдомын, таким образом жители п. Чегдомын могут осуществлять свое конституционное право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления посёлка, а она не может, так как ТИК не назначила выборы п. Шахтинский. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ она имеет право избирать и быть избранной в органы местного самоуправления своего посёлка, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свободы человека и гражданина независимо от места жительства …, а также других обстоятельств. Считает отказ ТИК назначить выборы главы п. Шахтинский необоснованным и создающим препятствие для осуществления её конституционного права избирать и быть избранной в органы местного самоуправления п. Шахтинский, где она проживает, а так же нарушающим равноправие граждан. На основании изложенного просит суд признать бездействие ТИК Верхнебуреинского района незаконным, обязать ТИК Верхнебуреинского района назначить выборы главы п. Шахтинский.

Заявитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала, предоставила заявление об изменении заявленных исковых требований, согласно которым В соответствии с ч.2 ст.18 Избирательного кодекса Хабаровского края выборы главы муниципального образования проводятся по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию муниципального образования. Территория района была установлена законом Хабаровского края от 28.06.2006г. № 41 «О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об устройстве их границ». Соответственно межселенная территория посёлка Шахтинский не входит в территорию Верхнебуреинского муниципального района, так как упразднение п.Шахтинский изменение границ муниципального образования возможно только законом Хабаровского края. Однако ни каких изменений в закон Хабаровского края от 28.06.2006т N? 41 не вносилось. Следовательно, п. Шахтинский не входит в единый избирательный округ Верхнебуреинского муниципального района и выборы главы района не относятся к п.Шахтинский сточки зрения избрания главы органа местного самоуправления п.Шахтинский. В соответствии со всем вышеизложенным, так кзк территория п.Шахтинский не входит в территорию Верхнебуреинского муниципального района, и соответственно не входит в единый избирательный округ района, ТИК должна была сформировать избирательную комиссию п.Шахтинский и объявить выборы главы п.Шахтинский. Однако ТИК не объявило выборы главы п.Шахтинский, что привело к созданию препятствий для осуществления моего конституционного права на осуществление местного самоуправления, а именно, избирать и быть избранной главой п.Шахтинский. На основании изложенного просит суд признать бездействия ТИК Верхнебуреинского района незаконным, обязать ТИК Верхнебуреинского района назначить выборы главы п.Шахтинский.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района в судебном заседании пояснил, что не согласен с заявленными требованиями, так как выборы глав муниципальных образований назначаются в муниципальных образованиях. Законом Хабаровского края от 28.07.2010 г №23 «Об упразднении сельского поселения «поселок Шахтинский» Верхнебуреинского муниципального района», сельское поселение «поселок Шахтинский» было упразднено, территория сельского поселения включена в состав Верхнебуреинского муниципального района в качестве межселенной территории. Так как муниципального образования «Сельское поселение «Поселок Шахтинский» не существуют, выборы в главы данного муниципального образования не могут быть назначены.

Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями не согласен, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя территориальной избирательной комиссии.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ срок, на который избираются ….., органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.

В соответствии со ст. 8 ч.1 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ …. органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. В соответствии со статьей 9 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ выборы должностных лиц (главы), органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов.

В соответствии с ч.3. ст. 10 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Согласно п. 7.ст. 10 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Согласно п. 9 ст. 10 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

В силу ч.3 ст. 20 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 4 статьи 11 Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 г. N 154 (с изменениями и дополнениями) выборы глав муниципальных образований назначаются Собранием депутатов Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, то есть порядок избрания главы муниципального образования в обязательном порядке должен быть определён в уставе муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 обратилась 09.07.2013г. в территориальную избирательную комиссию Верхнебуреинского района с заявлением о назначении выборов главы поселка Шахтинский. (л.д.4)

Территориальная избирательная комиссия Верхнебуреинского муниципального района отказала в удовлетворении заявления ФИО1, так как территория упраздненного сельского поселения «Посёлок Шахтинский» Верхнебуреинского района Хабаровского края включена в состав Верхнебуреинского района Хабаровского края в качестве межселенной территории, органами местного управления которой в соответствии с Уставом Верхнебуреинского муниципального района, являются Собрание депутатов Верхнебуреинского муниципального района, глава Верхнебуреинского муниципального района и администрация Верхнебуреинского муниципального района. Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района от 17.06.2013г. № 50 назначены досрочные выборы главы Верхнебуреинского района на 8 сентября 2013г. Таким образом, территориальная избирательная комиссия Верхнебуреинского района не вправе назначать выборы главы п. Шахтинский.

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 года N 23 "Об упразднении сельского поселения "Поселок Шахтинский" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края". (Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 14.03.2012г. № 58-АПГ12-1 настоящий закон признан действующим), упразднено сельское поселение "Поселок Шахтинский" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, территория упраздняемого сельского поселения включена в состав Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в качестве межселенной территории.

Согласно уставу Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, поселок Шахтинский вошел в состав Верхнебуреинского района как межселенная территория ( ст.3 п.1).

Таким образом, законные основания для назначения выборов главы муниципального образования «Сельское поселение «Поселок Шахтинский» отсутствуют, так как такое муниципальное образование не существует.

Доводы заявителя о том, что отказ территориальной избирательной комиссии назначить выборы главы п. Шахтинский создает препятствие для осуществления её конституционного права избирать и быть избранной в органы местного самоуправления п. Шахтинский, где она проживает, а так же нарушающим равноправие граждан, суд полагает необоснованными, так как права ФИО1 избирать и быть избранной в органы местного самоуправления п. Шахтинский, нельзя признать нарушенными, поскольку они, в связи с упразднением п. Шахтинский и включением его в состав Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в качестве межселенной территории, могут быть реализованы посредством участия в выборах главы Верхнебуреинского муниципального района, депутатов собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района и в других формах непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных главой 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, о чем также указано в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 14.03.2012г. № 58-АПГ12-1.

Доводы заявителя о том, что Закон Хабаровского края от 28 июня 2010 года № 23 «Об упразднении сельского поселения «Поселок Шахтинский» не исполнен, так как не определены границы Верхнебуреинского района после упразднения сельского поселения, не определены границы межселенной территории с.Шахтинское, что также является нарушением ее избирательных прав, суд находит надуманными и не основанными на нормах закона, так как с.Шахтинское входит в состав Верхнебуреинского района, границы которого определены ст.4 устава, в соответствии с картографическим описанием. Непосредственное картографическое описание границ муниципального образования Верхнебуреинский район не относиться к существу рассматриваемого спора о законности действий (бездействий) территориальной избирательной комиссии и не затрагивает избирательных прав ФИО1

Суд, основываясь на исследованных выше доказательствах, приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Верхнебуреинского муниципального района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2013г.

Судья Е.В. Костина