ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/18 от 23.07.2018 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-440/2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст. ФИО1 Краснодарского края 23 июля 2018 года

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А.

с участием представителя истца ФИО2ФИО3 по доверенности,

представителя ответчика – ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района ФИО4 по доверенности,

секретаря Бачуриной Ю.А.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды, указывая, что согласно договора купли-продажи жилого дома от 05.11.1980 она является собственником земельного участка, и расположенного на нем жилого дома по адресу: <......>. С этого времени ею производилась оплата за потребленное количество воды в соответствии с показаниями приборов учета холодной воды находящиеся в колодца внутри земельного участка. <......> ею был установлен прибор учета холодной воды <......> с датой очередной поверки <......>, был принят в эксплуатацию и опломбирован ООО «БВХ». В целях своевременной замены указанного прибора 03 мая текущего года в ООО «БВХ» было подано заявление на предмет обследования прибора учета воды в том числе были указаны фактические показания 00227 м.куб.

8 мая 2018 года ею самостоятельно была произведена замена на другой прибор учета холодной воды. 22 мая представитель ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» ФИО5 отказалась принимать в эксплуатацию прибор, указав, что нет технических условий, при этом составила акт. В связи с ее незаконными действиями 21 мая, ею по почте с уведомлением на имя руководителя ООО «БВХ» было направлено заявление об опломбировке прибора. Согласно ответа от 28 мая 2018 года ей было рекомендовано прибор учета воды разместить на границе балансовой принадлежности сетей, т.е место врезки присоединенной сети абонента к централизованному водопроводу. Врезка в уличный водопровод находится на расстоянии 25 м. от ее домовладения. Кроме того, ей было разъяснено, что она обязана за свой счет прорыть траншею и по сути забросить действующий водопровод, сделать новую линию, установить водопроводную трубу, установить кирпичный колодец, оплатить работы по подключению воды. Считает указанные требования незаконными.

Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ следует, что энергия, в том числе вода, подается энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть, при этом договор энергоснабжения считается заключенным с момента подключения потребителя к присоединенной сети, а не к системам централизованного снабжения. Потребитель обязан соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Одновременно потребитель и энергоснабжающая организация обязаны выполнять требования относящихся к ним нормативно-правовых актов по вопросам, не урегулированным ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам цецтрализованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное не установлено нормативно-правовыми актами.

Пунктом 7 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года, установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды - на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов.

При этом п.п. 7 и 13 Правил предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем, понятие которых установлено п. 3 Правил - "внутридомовые инженерные системы" - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (п.6 Правил). То есть указанные Правила содержат понятие присоединенной сети, которая связывает центральные сети с внутридомовыми инженерными сетями.

Правилами № 307 на потребителя возложена ответственность только за внутридомовые инженерные системы, возложение на него обязанности по врезке в уличный водопровод и ответственности за эксплуатацию присоединенной сети, проходящей вне жилого помещения, не основано на законе.

Согласно п.34 Правил, в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно. Следовательно, именно исполнитель (энергоснабжающая организация), а не потребитель отвечает за присоединенную сеть.

В соответствии с п.5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемых энергетических ресурсов именно домов, а не сетей централизованного водоснабжения на улицах.

Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года № 170, помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град.С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.

В соответствии со ст.ст. 539, 540, 543 ГК РФ и п. 52 Правил № 307, при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, потребитель должен немедленно сообщить о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности, принять все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допустить в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Перечисленные обязанности потребителя содержат прямое указание на то, что потребитель обеспечивает сохранность пломб только на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Исполнитель (энергоснабжающая организация) имеет право не чаще 1 раза в 6 месяцев снимать показания с индивидуальных приборов учета, и проверять техническое состояние приборов учета, установленных в жилом помещении. При неисполнении потребителем обязанности допуска исполнителя для проверки прибора учета, п.24 Правил № 307 регламентирована процедура расчета стоимости услуг по нормативу потребления на 1 человека, а не по показаниям прибора учета.

Пункт 81 новых Правил предусматривает, как и Закон «Об энергосбережении», что приборами учета оснащаются жилые и нежилые помещения, что в системном толковании указывает на установку приборов в жилых и нежилых помещениях в местах присоединения сетей к внутридомовым инженерным системам, а не на улице - на землях общего пользования.

Вместе с тем, законодательство не сдержит каких-либо специальных требований к лицам, которые могут устанавливать (производить замену) приборов учета холодной воды, в связи с чем, потребитель вправе установить их самостоятельно с соблюдением технических условий.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации. Методы регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса установлены ст. 8 указанного Закона. В их число входит метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, законодательство содержит механизм покрытия расходов организаций ЖКХ на улучшение качества производимых товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, то есть на ремонт и обслуживание этих объектов согласно производственной программе.

Граница ответственности потребителя ФИО2 и исполнителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» проходит по внутридомовым инженерным сетям и присоединенной сети. Указанное означает, что реконструкция присоединенной сети может быть включена ответчиком в производственную программу и затраты на нее учитываются в тарифе на холодную воду, оплачиваемую потребителями. В то же время требования ответчика об установке учета прибора холодной воды на врезке в магистральный водопровод (уличный) приводит к тому, что я обязана за собственный счет провести реконструкцию присоединенной сети, находящейся в границе ответственности ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство».

На основании чего, просит суд признать требования об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» незаконными.

Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды СВКМ - 15, № 63022, установленный в колодце двора ФИО2, по адресу: <......>.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, а так же дополнив пояснениями, что абонент ФИО2, как собственник жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <......>, с 1980 года по настоящее время является получателем коммунальной услуги по получению холодной воды. Для определения количества полученной холодной воды использовались приборы учета. Местом установки прибора учета холодной воды был колодец, находящийся во дворе домовладения, который используется по настоящее время.

Истец, надлежащим образом исполняя свои обязанности, заблаговременно принял меры к замене индивидуального прибора учета воды, срок межповерочного интервала которого должен был истечь только 22.05.2018, и уже 04.05.2018 позаботился о замене прибора учета. 13 мая 2018 года прибор учета воды был заменен и 14.05.2018 г.(повторно 21.05.2018) истец обратился в ООО «БВХ» с заявкой на ввод в эксплуатацию нового замененного прибора учета - счетчика воды крыльчатого СВКМ с заводским номером 63022. 29). Прибор учета был установлен абонентом в соответствии с техническими требованиями по его установке согласно его паспорта. 23 мая сотрудником ответчика был составлен акт, согласно чего истцу было отказано во вводе в эксплуатацию нового прибора учета (установленного в связи с заменой предыдущего) по основанию отсутствия технических условий. Указанные действия грубо нарушают права потребителя - абонента, т.к. на момент отказа, узел учета воды находился в исправном состоянии.

На повторное обращение на ввод в эксплуатацию и опломбировку прибора учета воды, ответчик обосновал свой отказ во вводе в эксплуатацию и опломбировании прибора, учета ссылаясь на п. 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 требуя получения технических условий на проектирование узла учета с разъяснением о месте расположения прибора учета воды на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ООО «БВХ», т.е. место врезки в центральный водопровод.

Требования ответчика грубо нарушают действующее законодательство, а соответственно и права истца как абонента.

Согласно п.12 Правил определения и предоставления технический условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 (с последующими изменениями и дополнениями), в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечение, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, определяет технические условия.

В свою очередь, п. 50 Правил коммерческого учета №776 регламентирует действия, как абонента, так и ресурсоснабжающей организации при замене прибора учета следующим образом: лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.

В соответствии с п. 51 Правил организации коммерческого учета установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Требования ответчика к истцу заключить с ним фактически новый договор предоставления коммунальной услуги «холодное водоснабжение» на иных условиях (вынос прибора учета холодной воды за границы земельного участка истца на место врезки в магистральный трубопровод) является незаконным, противоречащим вышеназванным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения с учетом их действия во времени. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

Незаконные требования ответчика нарушают право истца как абонента, что влечет за собой дополнительные расходы, что является экономически затратным, что нарушает ст. 54 Конституции РФ, согласно чего закон ухудшающий положения граждан обратной силы не имеет.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 ГК РФ. ООО «БВХ» является водоснабжающей организацией с 2007 года согласно договора аренды, считаю, что тогда же и был заключен публичный договор по водоснабжению, в 2007 году ответчик требований по получению технических условий и установке прибора учета холодной воды на врезке в центральный водопровод не предъявлял.

Граница балансовой принадлежности, граница эксплуатационной ответственности с учетом требований, содержащихся в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, являются лишь одним из возможных вариантов при определении местоположения прибора учета, что соответствует п. 4 ст. 3 Закона № 416-ФЗ (достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и их абонентов.)

Об этом свидетельствует также системный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации учета воды.

Так, пункт 21 Правил коммерческого учета гласит, что в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

Таким образом, вывод ответчика о нарушениях, допущенных при определении места установки прибора учета, а именно: установка нового прибора учета после замены предыдущего на том же месте в колодце во дворе, не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон доказывает те юридически значимые обстоятельства, на которые ссылается.

Согласно представленному ответчиком в суд договора № 215 о передаче в аренду недвижимости имущества, являющегося муниципальной собственностью Брюховецкого сельского поселения от 01.12.2007 года и письма главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 2017 года следует, что договор аренды заключен на неопределенный срок. В соответствии с ч.3 ст.610 ГК Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается, договор считается ничтожным.

Такая норма о предельном сроке содержится в ФЗ «О водоснабжении и водоотделении» от 2011 года. В ч.4 ст. 41.2 указанного Закона установлено, что срок договора аренды централизованных систем и объектов не может быть более чем 10 лет.

В настоящее время представленный ответчиком договор аренды согласно действующего законодательства не имеет юридической силы с 01.12.2017 года.

В нарушение действующего законодательства ответчик продолжает владеть и пользоваться арендованным имуществом и осуществлять услуги по холодному водоснабжению.

Из договора аренды следует, что ответчик принял во временное владение и пользование здания, нежилые помещения и сооружения согласно акту приема- передачи, согласно чему и перечню переданного ответчика имущества в аренду ответчику переданы водопроводные линии без четкого обозначения мест расположения водопроводных линий и их технических характеристик. Указанный договор не содержит таких понятий как магистральный водопровод и централизованная система водоснабжения и не устанавливает определенно, какие из переданных в аренду линий относятся к магистральному водопроводу или к системам централизованного водоснабжения. Согласно анализа поименованного имущества установлено, что в аренде находится водопроводная линия ст. Брюховецкой длиной 12 км. Водопроводные линии находятся на дорожной части улиц станицы, а так как согласно письма главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, протяженность дорог в ст. Брюховецкой -98 км200м, это значит, что в договоре аренды должна была быть водопроводная линия не меньше протяженности дорог станицы. Следовательно, ответчик осуществляет подачу воды по бесхозяйным сетям, не переданным ему в эксплуатацию, тогда границей эксплуатационной ответственности устанавливается по границе бесхозяйных сетей (ст.32 постановления Правительства РФ №644) которая не определена договором аренды.

В связи с вышеизложенным считает, что согласно имеющихся документов в деле невозможно определить границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ответчика, определенные по признаку ответственности по эксплуатации этих сетей по вышеназванным причинам.Согласно п.13 ст. 18 Закона № 416-ФЗ точка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка на котором расположен объект капитального строительства заявителя. В то же время размещение узла учета холодной воды вне земельного участка истца исключает возможность исполнения истцом обязанностей по обеспечению сохранности пломб, недопущению к приборам учета посторонних лиц и т.д.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 11 мая 2011 года применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих правил (пункт 2 правил). Учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе централизованного водоснабжения и приборы учета воды устанавливались до вступления в законную силу указанных правил, они не распространяются на отношения истца и ответчика, связанные с местом размещения узла учета воды.

Истечение срока поверки прибора учета холодной воды, как по ранее действовавшем правилам, так и по ныне применяемым Правилам и законам не предусмотрено в качестве основания для нового подключения объекта капитального строительства истца к централизованным системам водопровода и как основание для переноса узла либо прибора учета холодной воды.

Учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе центрального водоснабжения задолго до возникновения настоящего спора, место установки прибора учета воды было согласовано истцом и ответчиком, т.е. сторонами заключен фактически договор водоснабжения с определением места установки прибора учета холодной воды, требования ответчика оборудовать новый узел учета холодной воды в связи с заменой прибора учета холодной воды, за пределами земельного участка истца на землях общего пользования-неправомерно, т.е. действующее законодательство не содержит прямых норм обязывающих абонентов по оборудованию узлов учета холодной воды. Такая обязанность лежит на водоснабжающих организациях для проведения ведомственного контроля за качеством коммунальных услуг.

Таким образом, со стороны истца никаких действий, которые могут быть оценены как одностороннее изменение условий договора, совершено не было. Осуществление замены прибора учета произведено в целях исполнения своих обязанностей как абонента (стороны по договору холодного водоснабжения) на тех же условиях.

Представитель ответчика – ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, на основании заявки абонента ФИО2 от 04.05.2018 года контролером ООО «БВХ» составлен акт от 12.05.2018 года, согласно которому установлено, что у используемого абонентом прибора учета холодной воды истек межповерочный интервал. Абоненту предлагалось получить технические условия на замену прибора учета воды, выполнить их и обратиться в ООО «БВХ» с заявкой на ввод в эксплуатацию прибора учета холодной воды.

14.05.2018 года абонент ФИО2 обратились в ООО «БВХ» с соответствующей заявкой на ввод в эксплуатацию прибора учета. Новый прибор учета она установила самостоятельно.

23.05.2018 года абоненту ФИО2 было отказано во вводе в эксплуатацию прибора учета холодной воды, т. к. абонентом нарушены требования законодательства при его замене - не получены соответствующие технические условия, следовательно, прибор учета установлен с нарушением действующего законодательства и не может быть принят в эксплуатацию.

Поскольку в связи с выходом из строя ранее установленного узла учета ответчик устанавливает новый узел учета, то при его установке истец обосновано потребовал соблюдения правил, действующих на момент установки нового узла учета порядок замены приборов учета холодной воды, а абонент ФИО2 произвела именно замену прибора учета воды, т. е. вместо прежнего прибора учета абонент приобрел и установил другой, новый прибор учета холодной воды, в т.ч. место установки прибора учета, регулирует не только Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, но и другое действующее законодательство РФ в сфере водоснабжения.

Например: № 416-ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении»; № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года; Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 776 от 04.09.2013 года.

В п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указано, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствие с п. 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

Утверждение истца о том, что действующим законодательством Российской Федерации не регламентировано право ресурсоснабжающей организации требовать переноса ранее установленных и принятых в установленном порядке приборов учета на границу балансовой принадлежности, не основано на нормах действующего законодательства РФ.

Данное утверждение истца ошибочно т. к. основано на неправильном истолковании закона.

ООО «БВХ» не требовало переноса установленного и принятого в установленном порядке прибора учета на границу балансовой принадлежности, как это указано в исковом заявлении, по тем причинам, что:

1) на момент составления акта проверки прибор учета абонента считался вышедшим из строя;

2) никакого требования о переносе вышедшего из строя прибора учета не предъявлялось, т. к. зачем требовать переносить вышедший из строя прибор учета, непонятно;

3) никакого принятого в установленном порядке прибора учета, который требуют перенести, не имеется.

4) абонент осуществил замену прибора учета, т. е. установил абсолютно новый прибор.

О том, что приборы учета холодной воды должны располагаться на границе балансовой принадлежности по водопроводном сетям указывает действующее законодательство РФ, а именно.

ООО «БВХ» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и в соответствии с абз. 15 части 1 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на основании утвержденной схемы осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образование Брюховецкое сельское поселение Брюховецкого района Краснодарского края.

В соответствии с п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года, при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе по водопроводным сетям и сооружениям на них устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводного хозяйства

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.

В соответствии с частью 5 ст. 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами холодного водоснабжения.

Границей балансовой принадлежности по водопроводном сетям, в соответствие с п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года, является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

В соответствие со ст. 2. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Присоединенную водопроводную сеть обустраивал собственник жилого дома и данная водопроводная линия является собственностью абонента, т. е. истца. Следовательно, местом установки узла учета холодной воды является граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ООО «БВХ», т. е. место врезки присоединенной водопроводной сети абонента к централизованному водопроводу.

Требование ООО «БВХ» о необходимости получения технических условий (указанное в акте от 12.05.2018 года) основано на п. 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, в котором указано, что:

«8... .установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учет».

В том, требование ООО «БВХ» о необходимости получения технических условий для замены прибора учета холодной воды является законным и обоснованным, указал в своем Постановлении Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд от 16.12.2016 года по делу А32-22979/2016 по иску ФГБУ «Россельхозцентр» к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство», который рассматривал апелляционную жалобу ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по аналогичному делу (об обязании опломбировать прибор учета после его замены в связи с истечением межповерочного интервала) и признал действия ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» обоснованными и не противоречащими требованиям закона.

Также Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда 28.02.2017 года удовлетворила апелляционную жалобу поданную ООО «БВХ» на решение Брюховецкого районного суда по делу ФИО6 к ООО «БВХ» и отменила решение Брюховецкого районного суда, которым были удовлетворены аналогичные требования о признании незаконными действий ООО «БВХ», выразившихся в отказе ФИО6 в допуске (опломбировании) прибора учета холодной воды, а также обязании ООО «БВХ» принять в эксплуатацию путем опломбирования прибора учета холодной воды.

Судья Краснодарского краевого суда Кисляк В.Ф. 13.06.2017 года вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы Ч для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в связи с тем, что Судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, следовательно, действия ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» являются обоснованными и не противоречащими законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда 27.07.2017 года оставила без изменения решение Брюховецкого районного суда от <......>, которым в удовлетворении аналогичных исковых требований И было отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда 12.09.2017 года удовлетворила апелляционную жалобу поданную ООО «БВХ» на решение Брюховецкого районного суда по делу К к ООО «БВХ» и отменила решение Брюховецкого районного суда, которым были удовлетворены аналогичные требования о признании незаконными действий ООО «БВХ», выразившихся в отказе К в допуске (опломбировании) прибора учета холодной воды, а также обязании ООО «БВХ» принять в эксплуатацию путем опломбирования прибора учета холодной воды.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда <......> удовлетворила апелляционную жалобу поданную ООО «БВХ» на решение Брюховецкого районного суда по делу Л и К к ООО «БВХ» и отменила решение Брюховецкого районного суда от <......>, которым были удовлетворены аналогичные требования о признании незаконными действий ООО «БВХ», выразившихся в отказе Л и К в допуске (опломбировании) прибора учета холодной воды, а также обязании ООО «БВХ» принять в эксплуатацию путем опломбирования прибора учета холодной воды.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда <......> оставила без изменения решение Брюховецкого районного суда от <......>, которым в удовлетворении аналогичных исковых требований Л было отказано.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю своим Постановлением от <......> прекратило в отношении ООО «БВХ» производство по делу об административном правонарушении <......>/А2017, которое было возбуждено на основании жалобы гр. О, об отказе во вводе в эксплуатацию прибора учета холодной воды, установленного по адресу: <......>.

Ситуация, сложившаяся с порядком замены прибора учета холодной воды, у абонентов Ч, И, К, Л и К, Л, О и ФИО2 одинаковая.

Таким образом, утверждение истца, что получение технических условий для замены узла учета не требуется, является несостоятельным, т. к. основано на неправильном понимании норм материального права, а отказ ООО «БВХ» во вводе в эксплуатацию прибора учета холодной воды, установленного абонентом ФИО2 в нарушение требований закона является обоснованным и законным.

На основании чего, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Брюховецкого сельского поселения в судебное заседание не явилась, в адрес суда направила заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, решение вынести на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании было установлено, что истец является собственником земельного участка, и расположенного на нем жилого дома по адресу: <......>. Ею самостоятельно был установлен прибор учета холодной воды. На основании заявки абонента ФИО2 от <......> контролером ООО «БВХ» составлен акт от <......>, согласно которому установлено, что у используемого абонентом прибора учета холодной воды истек межповерочный интервал. ФИО2 обратились в ООО «БВХ» с соответствующей заявкой на ввод в эксплуатацию прибора учета. Ей было отказано во вводе в эксплуатацию прибора учета холодной воды, т. к. абонентом нарушены требования законодательства при его замене - не получены соответствующие технические условия.

В п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указано, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствие с п. 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <......><......>, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

ООО «БВХ» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и в соответствии с абз. 15 части 1 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» на основании утвержденной схемы осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образование Брюховецкое сельское поселение Брюховецкого района Краснодарского края.

В соответствии с п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года, при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе по водопроводным сетям и сооружениям на них устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводного хозяйства

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.

В соответствии с частью 5 ст. 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами холодного водоснабжения.

Границей балансовой принадлежности по водопроводном сетям, в соответствие с п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года, является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

В соответствие со ст. 2. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Пункт 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 определяет порядок установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены узлов учета, а именно предусмотрено, что указанные действия проводятся в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Суд приходит к мнению, что истец ФИО2 самостоятельно в нарушение установленного выше порядка произвела замену старого узла учета холодной воды, поэтому требование ответчика о соблюдении ФИО2 правил, действующих на период установки нового прибора учета, являются законными и обоснованными, в том числе, в части места установки узла учета холодной воды, которым является граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ООО «БВХ».

Присоединенную водопроводную сеть обустраивал собственник жилого дома и таковая является собственностью истца. Следовательно, местом установки узла учета холодной воды является граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство», то есть место врезки присоединенной водопроводной сети абонента к централизованному водопроводу.

Принимая во внимание изложенное, оценивая относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что истцом не представлено ни одного допустимого доказательства в обоснование своих исковых требований. Исковые требования основаны на утверждениях, предположениях и основанных на них умозаключениях.

Поскольку истцом не предоставлено достаточных доказательств, обосновывающих ее требований, это дает основание суду считать заявленные исковые требования не обоснованными, недоказанными и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Брюховецкого районного суда Д.А. Мосьпан