ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/20 от 08.10.2020 Старопромысловского районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 8октября 2020 года

Старопромысловский районный суд <адрес>ФИО3 Республики в составе: председательствующего – судьи Минцаева В.С.,

при секретаре ФИО4,

представителя ответчика – Правительства ЧР ФИО3 О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству ФИО3 Республики и Министерству финансов России об обязании обеспечить финансирование компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Правительству ФИО3 Республики и Министерству финансов Российской Федерации, в котором просит:

- обязатьПравительство ФИО3 Республики направить сведения по форме (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ) на оплату в Министерство финансов ФИО3 Республики для компенсационной выплаты по его заявительскому материалу за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в ФИО3 Республики по <адрес> ЧР;

- обязать Министерство финансов Российской Федерации обеспечить финансирование, то есть выделить бюджетные средства на осуществление компенсационной выплаты Министерству финансов ФИО3 Республики за утраченное жилье и имущество на имя ФИО2;

- затребовать заверенные протоколы Комиссии и из Правительства ФИО3 Республики.

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.В 2000 году в результате артиллерийского обстрела федеральными войсками Российской Федерации был разрушен его дом и находящееся в нем имущество по адресу: <адрес>ФИО3 Республики.

Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления компенсационных выплатах за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории» установлен размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в сумме 300 тыс. рублей; размер компенсационной выплаты за утраченное имущество в сумме 50 тыс. рублей.

ДД.ММ.ГГГГ секретариатом правительственной комиссии ФИО3 Республики по компенсационным выплатам были приняты документы (заявление, копия паспорта и выписка из домой книги) к рассмотрению вопроса компенсационных выплатах за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в ФИО3.

Однако по настоящее время компенсационные выплаты по его заявлению не произведены.При этом, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в ФИО3 (Далее - Комиссия) принято решение о ликвидации ее секретариата и приостановления работы по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в ФИО3 Республики жилье и имущество.

Согласно ответа на запрос истца от ДД.ММ.ГГГГ Архивного управления Правительства ФИО3 Республики, по заявлениюФИО1 имеется заявительский материал , на заседании Комиссии его заявление положительно рассмотрено (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).Однако сведения по форме на оплату в Министерство финансов ФИО3 Республики не были направлены. На следующем заседании Комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) по его заявлению принято решение о приостановлении компенсационных выплат из-за недостатка денежных средств.

Вместе с тем, он (ФИО1)неоднократно обращался в Архивное управление Правительства ФИО3 Республики с запросом о представлении заверенных протоколов заседаний Комиссии и , но указанные протоколы не были ему предоставлены.

Из-за бездействия Министерства финансов Российской Федерации, которое не обеспечило должное финансирование, по заявлениюистца (ФИО1) Комиссией принято решение о приостановлении компенсационных выплат из-за недостатка денежных средств. В свою очередь,Правительство ФИО3 Республики из-за отсутствия финансирования не направило сведения по форме (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ) на оплату в Министерство финансов ФИО3 Республики.

В судебном заседании истец ФИО1,извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,отсутствует.

В письменном возражении на исковое заявление представитель Минфина РФ ФИО5 просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований, так какМинфин России в лице Управления Федерального казначейства по ФИО3 считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В исковом заявлении указано, что согласно ответу Архивного управления ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ за исх. по заявлению истца имеется заявительский материал , заявление положительно рассмотрено (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Также в исковом заявлении указано, что на заседании Комиссии но рассмотрению заявлении граждан о компенсационных выплатах за утраченное жилье в результате разрешения кризиса в ФИО3 по заявлению истца принято решение о приостановлении компенсационных выплат из-за недостатка денежных средств.

Истцу информация о нарушении его права была известна еще в июне 2016 года.

В соответствии с п. 8Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории» Министерство финансов Российской Федерации должно обеспечить финансирование, а Правительство ФИО3 Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим врезультате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В письме заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» из федерального бюджета в бюджет ЧеченскойРеспублики на основании заявленной Правительством ФИО3 Республики потребности в 4 квартале 2012 года в полном объеме перечислены средства для завершения компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории.

Соответственно, Минфин России является ненадлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению, в связи с чем Минфин России подлежит исключению из числа ответчиков.

Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срокисковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ

Представитель ответчика – Минфина РФ в судебное заседание не явился, в письменном возражении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика – Правительства ФИО3<адрес>О-А.И. просил отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что Правительство ФИО3 Республики, не оспаривая право ФИО1 на получение компенсационных выплат, не согласно с его исковыми требованиями к Правительству ФИО3 Республики по следующим основаниям.

ФИО3 в лице ее Правительства и других органов исполнительной власти не имеет отношения к утрате жилья и имущества ФИО1, поскольку нормативные правовые акты о восстановлении конституционного строя в ФИО3 и проведении контртеррористических действий на ее территории издавались и исполнялись федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

При этом для оказания помощи пострадавшим лицам в результате разрешения кризиса в ФИО3 Республике Президентом Российской Федерации был издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3», который предусматривал компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб.

Выплата компенсаций в соответствии с Указом в ФИО3 осуществлялась только до августа месяца 1996 года, после чего финансирование было приостановлено.Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации и в целях частичного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, пострадавших в ходе проведения контртеррористической операции на территории ФИО3 Республики, Правительством Российской было издано Постановление Правительства РФ .

Указанное Постановление, будучи специальным нормативным актом, первоначально (когда работали все задействованные в этом процессе федеральные и республиканские органы и ведомства) предусматривал ряд упрощенных процедур частичного восстановления гражданами своих прав и получения определенных компенсаций.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ было утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное в результате разрешения кризиса в ФИО3 жилье и имущество» (далее - Положение о компенсационных выплатах), которое определяло категории граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, условия и порядок получения этих выплат.

Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации предусматривал образование Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в ФИО3 жилье и имущество (далее - Комиссия по компенсационным выплатам). Этим же пунктом Постановления были утверждены Положение о Комиссии по компенсационным выплатам и ее состав.

Из пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации следует, что компенсационные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации предписывает Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование, а Правительству ФИО3 Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Из письма Архивного управления Правительства ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что заявительский материал на имя ФИО1 положительно рассмотрен на заседании Комиссии по компенсационным выплатам 25.12.2012г. (протокол ), однако из-за недостатка денежных средств сведения по материалу согласно приложению на оплату в Минфин ЧР не направлялись. В связи с указанным обстоятельством указанный заявительский материал был рассмотрен на последнем заседании Комиссии по компенсационным выплатам 16.09.2013г. (протокол ) и по нему принято решение о приостановлении выплаты в связи с отсутствие финансирования.

Как видно из этого, Правительство ФИО3 Республики и уполномоченный им орган (Министерство финансов ФИО3 Республики) не несут ответственность за нарушение права ФИО1 на получение компенсационных выплат за утраченные жилье и имущество, поскольку они без соответствующей информации Комиссии по компенсационным выплатам, предусмотренной пунктом 12 Положения о компенсационных выплатах, самостоятельно и по своему усмотрению не могли и не могут осуществить эти выплаты. Более того, ФИО3 в лице ее Правительства не может нести ответственность за действия или бездействие Комиссии по компенсационным выплатам и ее секретариата, выразившихся в длительном нерассмотрении заявительского материала ФИО1 и в ненаправлении информации о принятии решения о компенсационных выплатах, т.к. эти органы образованы в соответствии с Постановлением Правительства РФ и не являются органами исполнительной власти ФИО3 Республики.

В силу Положения о компенсационных выплатах, заявительские материалы пострадавших лиц должны были быть рассмотрены Комиссией по компенсационным выплатам в течение месяца со дня подачи заявления о выплате компенсации. Однако не ясно,почему ФИО1 в течение 8 лет не обращался в Комиссию по компенсационным выплатам или в ее секретариат по вопросу о нерассмотрении его заявительского материала.

В настоящее время в связи с прекращением финансирования из федерального бюджета мероприятий, связанных с осуществлением компенсационных выплат, Комиссия по компенсационным выплатам приостановила свою работу. Решение о приостановлении работы Комиссии по компенсационным выплатам и о ликвидации ее секретариата приняты всоответствии с протоколом Комиссии по компенсационным выплатам от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Правительству ФИО3 Республики и уполномоченному им органу - Министерству финансов ФИО3 Республики, так как они самостоятельно и по своему усмотрению не могли и не могут осуществить эти выплаты.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, заслушав судебные прения, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

ФИО3 в лице ее Правительства и других органов исполнительной власти не имеет отношения к утрате жилья и имущества ФИО1, поскольку нормативные правовые акты о восстановлении конституционного строя в ФИО3 и проведении контртеррористических действий на ее территории издавались и исполнялись федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

При этом для оказания помощи пострадавшим лицам в результате разрешения кризиса в ФИО3 Республике Президентом Российской Федерации был издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3», который предусматривал компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб.

Выплата компенсаций в соответствии с этим Указом в ФИО3 осуществлялась только до августа месяца 1996 года, после чего финансирование было приостановлено.

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации и в целях частичного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, пострадавших в ходе проведения контртеррористической операции на территории ФИО3 Республики, Правительством Российской было издано Постановление Правительства РФ , которое, будучи специальным нормативным актом, первоначально (когда работали все задействованные в этом процессе федеральные и республиканские органы и ведомства) предусматривал ряд упрощенных процедур частичного восстановления гражданами своих прав и получения определенных компенсаций.

Согласно пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации , Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает финансирование, а Правительству ФИО3 Республики осуществляет компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В силу пункта 13 Положениядля осуществления компенсационных выплат уполномоченный Правительством ФИО3 Республики орган исполнительной власти в 5-дневный срок с даты получения Правительством ФИО3 Республики информации, указанной в пункте 12, заключает с подразделениями Сберегательного банка Российской Федерацииили открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» (далее именуется - банк) договоры об открытии банковских счетов получателей компенсационных выплат, т.е. уполномоченный Правительством ЧеченскойРеспублики орган (Министерство финансов ФИО3 Республики) вправе заключить договоры об открытии банковских счетов получателей компенсационных выплат только после получения Правительством ФИО3 Республики предусмотренного пунктом 12 Положения информации из Комиссии по компенсационным выплатам о принятии положительного решения о компенсационных выплатах. Без указанного решения Комиссии по компенсационным выплатам и ее соответствующей информации ни Правительство ФИО3 Республики, ни уполномоченный им орган не могут самостоятельно принять решение о выплате компенсации.

Как усматривается из письма Архивного управления Правительства ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ исх. , заявительский материал на имя ФИО1 положительно рассмотрен на заседании Комиссии по компенсационным выплатам 25.12.2012г. (протокол ), однако из-за недостатка денежных средств сведения по материалу согласно приложению на оплату в Минфин ЧР не направлялись. В связи с указанным обстоятельством указанный заявительский материал был рассмотрен на последнем заседании Комиссии по компенсационным выплатам 16.09.2013г. (протокол ) и по нему принято решение о приостановлении выплаты в связи с отсутствие финансирования.

Однако Правительство ФИО3 Республики и уполномоченный им орган - Минфин ФИО3 Республики не несут ответственность за нарушение права ФИО1 на получение компенсационных выплат за утраченные жилье и имущество, поскольку они без соответствующей информации Комиссии по компенсационным выплатам, предусмотренной пунктом 12 Положения о компенсационных выплатах, самостоятельно и по своему усмотрению не могли и не могут осуществить эти выплаты.Более того, ФИО3 в лице ее Правительства не может нести ответственность за действия или бездействие Комиссии по компенсационным выплатам и ее секретариата, выразившихся в длительном нерассмотрении заявительского материала ФИО1 и в ненаправлении информации о принятии решения о компенсационных выплатах, т.к. эти органы образованы в соответствии с Постановлением Правительства РФ и не являются органами исполнительной власти ФИО3 Республики.

Как следует из Положения о компенсационных выплатах, заявительские материалы пострадавших лиц должны быть рассмотрены Комиссией по компенсационным выплатам в течение месяца со дня подачи заявления о выплате компенсации.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в связи с прекращением финансирования из федерального бюджета мероприятий, связанных с осуществлением компенсационных выплат, Комиссией по компенсационным выплатам работаприостановлена. Решение о приостановлении работы Комиссии принято всоответствии с протоколом Комиссии по компенсационным выплатам от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Таким образом, доводы истца о противоправности действий государственных органов в невыплате ему компенсацииза утраченное жилье и имущество своего объективного подтвержденияне нашли, в связи с чем иск подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО7 СултануИмрановичув удовлетворении исковых требований к Правительству ФИО3 Республики и Министерству финансов России об обязаниинаправить сведения по форме на оплату в Министерство финансов ФИО3 Республики для компенсационной выплаты по его заявительскому материалу за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в ФИО3 Республики по <адрес> ЧР и обеспечить финансирование компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в ФИО3 и истребовании копий протоколов Комиссии и .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО3 Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Старопромысловский районный суд <адрес>.

Председательствующий В.С. Минцаев

Копия верна

Судья В.С. Минцаев