ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/2013 от 24.04.2013 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                                              24 апреля 2013 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куклиной С.С.,

с участием помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Хатунцевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-440/2013 по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Иргейского муниципального образования сельского поселения о возложении обязанности организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Иргейского муниципального образования сельского поселения о возложении обязанности организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением.

В обоснование искового заявления Нижнеудинский межрайонный прокурор указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в соответствии с планом работы Нижнеудинской межрайонной прокуратуры на 1-е полугодие 2013 года была проведена проверка исполнения требований законодательства органами местного самоуправления по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п 8. Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Часть 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в Иргейском муниципальном образовании не организован сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением из домов частного сектора. Тем самым неисполнение администрацией Иргейского муниципального образования полномочий в сфере организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, так как не осуществляется один из вопросов местного значения, напрямую предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, что приводит к угрозе возникновения причинения вреда здоровью жителей Иргейского муниципального образования парами ртути от использованных ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением, к негативному воздействию на окружающую среду, угрозе загрязнения окружающей среды. Кроме того, в силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, подрывает конституционный принцип правового государства, и, соответственно, нарушает интересы РФ, в связи с чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Хатунцева К.С. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просит обязать администрацию Иргейского муниципального образования организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением из домов частного сектора в границах Иргейского муниципального образования; на основании ст. 206 ГПК РФ установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель ответчика Администрации Иргейского муниципального образования по доверенности от 15.05.2012г. ФИО1 представила заявление, в котором исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением признала в полном объеме, правовые последствия признания иска понятны; просила установить срок для совершения указанных действий до 1 августа 2013 года и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации Иргейского муниципального образования в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Хатунцеву К.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п 8. Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ.

Часть 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п.17 п.1 ст. 6 Устава Иргейского муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из ответа главы Администрации Иргейского муниципального образования сельского поселения №27 от 12.02.2013г. в Нижнеудинскую межрайонную прокуратуру на запрос №07-23-16 от 04.02.2013г. по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением видно, что Администрация Иргейского муниципального образования сообщает, что сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением из домов частного сектора не организован.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности судом установлено, что в Иргейском муниципальном образовании не организован сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением из домов частного сектора. Неисполнение Администрацией Иргейского муниципального образования полномочий в сфере организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, так как не осуществляется один из вопросов местного значения, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что приводит к угрозе возникновения причинения вреда здоровью жителей Иргейского муниципального образования парами ртути от использованных ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением, к негативному воздействию на окружающую среду, угрозе загрязнения окружающей среды. Учитывая изложенное, суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд приходит к выводу, что срок до 01.08.2013 года для организации ответчиком сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением соответствует требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Иргейского муниципального образования сельского поселения о возложении обязанности организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением удовлетворить.

Обязать Администрацию Иргейского муниципального образования сельского поселения организовать сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп и осветительных приборов с ртутным заполнением в срок до 1 августа 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.

Председательствующий                               Е.П. Папина