ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/2017 от 18.04.2017 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

2-440/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Великий Устюг 18 апреля 2017 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,

при секретаре Остроумовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Великоустюгского муниципального района к отделу судебных приставов по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Администрация Великоустюгского муниципального района обратилась в суд с иском к ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указывая в обоснование, что решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 19 августа 2011 года на администрацию Великоустюгского муниципального района возложена обязанность осуществить строительство полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства в срок до 01 сентября 2014 года и после осуществления строительства данного полигона прекратить использование свалки отходов в районе д. .... На основании указанного решения выдан исполнительный лист от 19 августа 2011 года, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. Определением Великоустюгского районного суда от 16 сентября 2014 года администрации Великоустюгского муниципального района была предоставлена отсрочка исполнения решения до 01 января 2017 года. 06 марта 2017 года администрацией Великоустюгского муниципального района подано заявление в Великоустюгский районный суд об отсрочке исполнения решения суда от 19 августа 2011 года. В период с 2011 года по настоящее время администрацией Великоустюгского муниципального района принимаются систематические меры к исполнению решения Великоустюгского районного суда от 19 августа 2011 года. В целях снижения воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода к решению вопросов переработки и утилизации бытовых отходов, постановлением администрации Великоустюгского муниципального района от 05 марта 2012 года № 505 утверждена муниципальная программа комплексного развития системы переработки и утилизации отходов Великоустюгского муниципального района на 2012 - 2020 годы. Перечень мероприятий программы предполагает строительство полигонов ТБО для городских и сельских поселений района (в результате чего будет предотвращено захламление земель производственными и бытовыми отходами в количестве 80.5 тыс. куб. м), а также приведение санкционированных свалок в сельских поселениях в надлежащее санитарно-экологическое состояние, рекультивацию несанкционированных свалок на территории сельских и городских поселений района на площади 41,76 га. Финансирование программы осуществляется за счет областного и районного бюджетов. С реализацией схемы оптимального размещения объектов на новом полигоне, возводимом в том числе в целях исполнения решения Великоустюгского районного суда, будут размещаться отходы МО «Город Великий Устюг», городского поселения Красавино, сельских поселений Юдинское, Красавинское, Самотовинское, Трегубовское. В 2013 году проведено межевание земельного участка на территории сельского поселения Юдинское, урочище ... (земли коллективно-долевой собственности, площадь участка 6,4 га) для строительства полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства. За счет районного бюджета на сумму 906,3 тыс.руб. выполнены геологические, геодезические и экологические изыскания. На земельный участок 08 июля 2014 года получен кадастровый паспорт. Земли коллективно-долевой собственности по решению суда перешли в собственность сельского поселения, с 16 июля 2014 года по 15 января 2015 года в сети Интернет была размещена информация о возможности приобретения участка для сельскохозяйственных нужд. Для перевода земель из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности и иного специального назначения» внесены изменения в схему территориального планирования района и генеральный план поселения. После неоднократных отказов Департамента имущественных отношений Вологодской области земельный участок с кадастровым номером , предназначенный для строительства полигона ТБО, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (распоряжение Департамента имущественных отношений Вологодской области от 11.11.2015 № 1734-р). После перевода земельного участка МКУ «Горстройзаказчик» поручено приступить к осуществлению закупки работ по проектированию полигона ТБО. В рамках подготовительных мероприятий МКУ «Горстройзаказчик» проведено:

- размещение информации о проведении общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду от намечающегося строительства полигона ТБО;

перевод сформированного земельного участка под подъездными путями к полигону ТБО из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

проведение общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду от намечающегося строительства полигона ТБО;

- осуществлена закупка и заключен муниципальный контракт от 26 сентября 2016 года на выполнение проектных работ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в урочище ...». Срок выполнения работ по контракту - до 14 апреля 2017 года. Контрактом на подрядчика возложены обязанности по осуществлению проектных работ, экологической и государственной экспертизы проекта с выдачей рабочей документации. Финансирование по контракту в сумме 1 552 856,80 рублей будет осуществляться за счет средств районного бюджета. После подготовки проектной документации на полигон ТБО останется заключительная стадия - его строительство. Учитывая значительный масштаб работ по возведению полигона, а также высокую стоимость указанных работ, его строительство планируется в течение 2-3 лет, то есть в 2017-2019 годах. На строительство полигона, в том числе за счет средств программы комплексного развития системы переработки и утилизации отходов Великоустюгского муниципального района, планируется привлечение средств местного и областного бюджетов. 07 марта 2017 года в администрацию Великоустюгского муниципального района поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области о взыскании с администрации Великоустюгского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, так как в установленный срок для добровольного исполнения обязательств администрацией Великоустюгского муниципального района вышеуказанное судебное решение не исполнено. Администрацией Великоустюгского муниципального района с момента вступления в законную силу решения Великоустюгского районного суда от 19 августа 2011 года принимаются систематические меры для его исполнения, что подтверждается комплексом проведенных мероприятий, направленных на подбор земельного участка, проектирование и строительство полигона ТБО на территории Великоустюгского муниципального района. Однако выполнить решение суда в полном объеме в срок, установленный в решении, не представилось возможным, так как строительство полигона возможно только после подготовки проектной документации, прохождения государственной и экологической экспертиз проекта. Также своевременному исполнению решения препятствует длительный производственный цикл работ по строительству полигона, значительный объем денежных средств, необходимых для возведения объекта. Таким образом, администрацией Великоустюгского муниципального района предпринимаются все возможные меры по исполнению судебного решения, неисполнение решения суда в установленный срок вызвано объективными причинами. Просят суд освободить администрацию Великоустюгского муниципального района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области.

В судебном заседании представитель истца - администрации Великоустюгского муниципального района Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что определением Великоустюгского районного суда от 13 апреля 2017 года администрации Великоустюгского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 19 августа 2011 года сроком до 01 июня 2018 года. Администрация не уклоняется от исполнения решения суда, проводятся мероприятия по строительству полигона твердых бытовых отходов.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Великоустюгскому району в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, начальник ОСП по Великоустюгскому району И.А. просит рассмотреть дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя, с заявлением об освобождении от исполнительского сбора не согласны.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право должника по исполнительному производству обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В отличие от требования об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, когда в соответствии с этой же нормой закона, следует обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Исходя из части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечение срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Из материалов дела следует, что судебным приставом - исполнителем ОСП по Великоустюгскому району М.В. 08 сентября 2011 года возбуждено исполнительное производство , предмет исполнения: обязать администрацию Великоустюгского муниципального района осуществить строительство полигона твердых бытовых отходов.

01 марта 2017 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Великоустюгскому району М.В. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Великоустюгского муниципального района в размере 50 000 рублей.

На момент вынесения указанного постановления решение суда не исполнено.

Из материалов дела следует, что должник - администрация Великоустюгского муниципального района не смогла своевременно исполнить требования исполнительного документа в связи с длительным производственным циклом работ по строительству полигона, а также значительным объемом необходимых денежных средств.

Доводы заявителя в этой части нашли подтверждение представленными документами: справкой о выполнении работ по состоянию на 27 октября 2014 года; планом мероприятий по проектированию и строительству полигона для захоронения твердых бытовых отходов от 28 июля 2016 года; муниципальным контрактом от 26 сентября 2016 года на выполнение проектных работ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в урочище ..., первая очередь строительства» и Приложениями № 1 и № 2 к нему; постановлением № 1018 от 09 сентября 2016 года о направлении бюджетных инвестиций на проектирование полигона твердых бытовых отходов; копиями договоров, заключенных во исполнение решения суда, и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства с учетом ст. 67 ГПК РФ, ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, принимая во внимание, что администрация Великоустюгского муниципального района в рамках предоставленных полномочий и возможностей добросовестно предпринимает меры к исполнению решения суда, доводы, изложенные в исковом заявлении, суд считает возможным освободить истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить администрацию Великоустюгского муниципального района от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного в рамках исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области М.В. от 01 марта 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.

Судья: Т.Г. Зеленская