Дело № 2-440/2021
УИД: 11RS0001-01-2020-013106-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Усковой Э.Д.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании незаконными приказа № 48 от ** ** ** «О проведении служебной проверки», приказа № 50 от ** ** ** «О внесении изменений в приказ № 48 от 15.06.2020», приказа № 54 от ** ** ** «Об отстранении от ведения дела», приказа № 44 от ** ** ** о применении дисциплинарного взыскания; признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, обязании исключить из материалов личного дела документов о привлечении к дисциплинарной ответственности; взыскании компенсации морального вреда
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее ТУ Росимущества в Республике Коми, территориальное управление) о признании незаконными приказа № 48 от ** ** ** «О проведении служебной проверки», приказа № 50 от ** ** ** «О внесении изменений в приказ № 48 от ** ** **», приказа № 54 от ** ** ** «Об отстранении от ведения дела», приказа № 44 от ** ** ** «О применении дисциплинарного взыскания», признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, обязании исключить из материалов личного дела документы о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указала, что порядок проведения служебной проверки нарушен, поскольку у нее не были затребованы объяснения в письменной форме; комиссией по проведению проверки не установлены факт дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению проступка, характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; кроме того нарушено ее право на ознакомление с заключением и материалами служебной проверки. Полагает, что комиссией не доказано виновное, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика с иском не согласилась.
Заслушав доводы сторон, допросив свидетелей и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В силу ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч. 1)
Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания определен в
ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1).
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2).
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3).
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5).
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6).
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Частью 5 указанной статьи установлено, что в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
В силу ч. 8 указанной статьи гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Приказом Росимущества от 28.07.2016 № 268 утвержден Порядок проведения служебных проверок Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ основанием для проведения служебной проверки является: решение руководителя Росимущества (исполняющего обязанности руководителя Росимущества) либо представителя указанного руководителя, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации; письменное заявление гражданского служащего (пункт 2 Порядка).
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены аналогичные обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ (пункт 3 Порядка).
В силу п. 5.2 Порядка основанием для издания приказа о проведении служебной проверки в территориальном органе Росимущества является, в том числе, докладная записка руководителя структурного подразделения территориального органа Росимущества и (или) заместителя руководителя территориального органа Росимущества на имя руководителя (исполняющего обязанности руководителя) территориального органа Росимущества с приложением подтверждающих документов, содержащая сведения о признаках совершения конкретным гражданским служащим территориального органа Росимущества дисциплинарного проступка.
В соответствии с резолюцией руководителя Росимущества (руководителя (исполняющего обязанности руководителя) территориального органа Росимущества) на документах-основаниях, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, решение о проведении служебной проверки оформляется приказом Росимущества (территориального органа Росимущества) (пункт 6 Порядка).
Согласно п. 14 Порядка председатель комиссии организует работу комиссии, полное, объективное и всестороннее изучение в ходе служебной проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее проведения, направляет запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке, осуществляет права и исполняет обязанности, предусмотренные пунктами 17 и 18 настоящего Порядка.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено право членов комиссии, проводящих служебную проверку, получать от гражданских служащих Росимущества (территориальных органов) объяснения, или иную информацию, относящуюся к проводимой служебной проверке; знакомиться с соответствующими документами, в случае необходимости приобщать их к материалам служебной проверки; получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний, не разглашая при этом информацию, ставшую им известной в ходе проведения служебной проверки; документально оформлять полученные сведения; представлять особое мнение в процессе проведения служебной проверки, а также на заключение, оформленное по результатам проведенной служебной проверки.
В силу п. 17 Порядка гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) комиссии должностному лицу, указанному в пункте 4 настоящего Порядка, принявшему решение о проведении служебной проверки; знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (факт ознакомления подтверждается подписью гражданского служащего на заключении о результатах проверки).
Согласно п.19 Порядка служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Окончанием проведения служебной проверки является дата подписания заключения по результатам ее проведения.
В соответствии с пунктами 20, 21 Порядка результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого обеспечивает председатель комиссии; заключение, составляемое по результатам служебной проверки, содержит: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии, участвовавшими в служебной проверке, а также начальником Управления кадров и обеспечения деятельности Росимущества или должностным лицом, его замещающим (руководителем подразделения по вопросам государственной службы и кадров территориального органа Росимущества, а при его отсутствии - гражданским служащим, ответственным за кадровую работу в территориальном органе Росимущества)
(п. 22 Порядка).
Согласно п. 23.2 Порядка в территориальном органе Росимущества заключение по результатам служебной проверки направляется должностному лицу, указанному в пункте 4 настоящего Порядка, назначившему служебную проверку, для принятия решения о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
Пунктом 26 Порядка установлено, что в случае принятия решения по результатам служебной проверки о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания копия приказа Росимущества (территориального органа Росимущества) о применении дисциплинарного взыскания приобщается к материалам служебной проверки. Копия приказа Росимущества (территориального органа Росимущества) о применении дисциплинарного взыскания, копии документов о начале служебной проверки, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, а также заключение по результатам служебной проверки (с особым мнением - при его наличии) с соответствующим решением руководителя Росимущества (руководителя (исполняющего обязанности руководителя) территориального органа Росимущества) прилагаются к личному делу гражданского служащего.
Согласно служебному контракту, дополнениям к нему, приказу о приеме на работу и переводе, ФИО1 проходит гражданскую службу в Территориальном управлении Росимущества в Республике Коми, замещает государственную должность заместителя начальника отдела контроля, распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения.
В соответствии со служебным контрактом служащий обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Согласно должностному регламенту, с которым ФИО1 ознакомлена 09.01.2017, заместитель начальника отдела контроля, распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения должен знать Конституцию РФ, гражданское, трудовое, конституционное, административное, земельное, лесное, градостроительное, жилищное, корпоративное, процессуальное, антимонопольное законодательство, федеральные законы, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты в рамках компетенции соответствующего структурного подразделения и характера выполняемой работы (п. 2.2); на заместителя начальника возложены следующие обязанности: осуществление представления интересов ТУ Росимущества в РК в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (п. 3.5), рассмотрение представленных подразделениями Территориального управления материалов на предмет необходимости обращения в суд, решение вопросов перспективы судебного разбирательства (п. 3.6); оказание юридической помощи подразделениям ТУ по наиболее сложным правовым вопросам (п. 3.11); устные и письменные правовые консультации должностным лицам ТУ по вопросам деятельности управления (п. 3.12); заместитель начальника отдела несет ответственность за своевременное и качественное возложенных на него задач и функций, определенных правовыми актами РФ и регламентом, указаниями Президента и Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ. (п. 5.1).
** ** ** ФИО1 обратилась со служебной запиской к руководителю ТУ Росимущества в Республике Коми в которой указала, что она представляет в Арбитражном Суде Республики Коми интересы ТУ Росимущества в Республике Коми по иску <данные изъяты>, у суда возник вопрос о причинах изменения общей площади здания при расчете, предложено перепроверить расчет. При обсуждении этого вопроса ** ** ** с <данные изъяты> последние сообщили, что расчет, представленный ТУ Росимущества в Республике Коми, является верным. В этой связи ФИО1 просит поручить ее непосредственному начальнику <данные изъяты>. в срок до ** ** ** представить окончательный расчет задолженности по арендной плате с нормативным обоснованием методики расчета, указывая, что ссылки на статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не достаточно.
В связи с указанной служебной запиской начальник отдела контроля, распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения <данные изъяты>** ** ** обратилась к руководителю ТУ Росимущества в Республике Коми с докладной запиской, в которой ходатайствовала об отстранении ФИО1 от ведения дела в связи с ее некомпетентностью в вопросах земельно-имущественных отношений и неподготовленностью к судебному разбирательству, указав, что в соответствии с квалификационными требованиями к должности заместителя начальника отдела контроля, распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения ФИО1, как юрист, представляющий в судебных органах Российскую Федерацию, должна знать законодательство. Заместитель начальника отдела ФИО1 в соответствии с должностным регламентом, отвечает за оказание юридической помощи по наиболее сложным правовым вопросам, должна знать, а если не знает - самостоятельно изучить Земельный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Приказ Минэкономразвития от 29.12.2017 № 710 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582. Подготовка к судебному заседанию предусматривает анализ и проверку полученных документов, подбор необходимой правовой базы, изучение судебной практики. Тот факт, что ФИО1 не смогла ответить на вопрос суда о причинах изменения площади здания, свидетельствует о том, что ФИО1 не проведена даже минимально необходимая подготовка к судебному заседанию. При подготовке докладной записки изучены материалы арбитражного дела № А29-15058/2019, из которых следует, что судом ** ** ** на истца (ТУ Росимущества в Республике Коми) возложена обязанность представить возражения на доводы ответчика, уточнить требования, учесть назначение платежа, произвести перерасчет неустойки, представить доводы относительно заявления о пропуске срока исковой давности, представить акт сверки, иные доказательства в обоснование своих доводов, однако ФИО1 требования суда не исполнила.
Руководителем ТУ Росимущества в Республике Коми на основании данной докладной записки ** ** ** инициировано проведение служебной проверки; приказано передать ведение дела <данные изъяты>
** ** ** руководителем ТУ Росимущества в Республике Коми издан приказ № 48 о проведении служебной проверки, создана комиссия в составе начальника отдела реализации арестованного и федерального имущества, кадрового и бухгалтерского обеспечения <данные изъяты>. (председатель комиссии), заместителя начальника отдела реализации арестованного и федерального имущества, кадрового и бухгалтерского обеспечения <данные изъяты> ведущего специалиста-эксперта контроля распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения <данные изъяты>., специалиста-эксперта отдела реализации арестованного и федерального имущества, кадрового и бухгалтерского обеспечения <данные изъяты>.; у ФИО1 истребованы в срок до ** ** ** письменные объяснения.
** ** **<данные изъяты> подал заявление на имя руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми об исключении его из состава членов комиссии, поскольку предметом проверки является ведение судебного дела, порученного ему после ФИО1, для исключения необъективной оценки просил отвести его от участия в проведении проверки.
Приказом № 50 от ** ** ** внесены изменения в приказ № 48 от ** ** **, <данные изъяты> исключен из состава комиссии, вместо него включена <данные изъяты> - специалист-эксперт отдела реализации арестованного и федерального имущества, кадрового и бухгалтерского обеспечения.
** ** ** приказом № 54 ФИО1 отстранена от ведения судебного дела № А29-15058/2019 в связи с поступившей докладной запиской <данные изъяты> от ** ** ** № 11-136-СЗ о присутствии истца в судебном заседании при том, что ведение дела передано ФИО3
** ** ** во исполнение приказа № 48 от ** ** ** ФИО1 представлены письменные объяснения по доводам, изложенным в докладной записке <данные изъяты> от ** ** **, согласно которым истец выразила несогласие относительно упомянутых фактов.
В рамках проведения служебной проверки от <данные изъяты> получены письменные пояснения, из которых следует, что ** ** ** ему было передано ведение судебного дела № А29-15058/2019, в ходе подготовки к нему получил у <данные изъяты> договор аренды земельного участка, дополнительное соглашение к нему, уведомление об изменении арендной платы, которые в деле управления отсутствовали, ознакомился с движением дела на портале «Электронное правосудие». Во исполнение определения суда от ** ** ** составил заявление об уточнении исковых требований и изменении суммы иска, произвел расчет задолженности и неустойки в пределах срока исковой давности, подготовил письменные пояснения к расчету задолженности с нормативно-правовым обоснованием применяемых норм права для расчета арендной платы, в связи с чем возражения ответчиком в судебном заседании были сняты, слушание дела отложено для заключения мирового соглашения.
** ** ** состоялось заседание Комиссии ТУ Росимущества в РК по проведению служебной проверки на основании докладной записки <данные изъяты> в ходе которой были заслушаны ФИО1, <данные изъяты>
Согласно заключению по результатам служебной проверки от ** ** ** в ходе изучения процессуальных документов по делу № А29-15058/2019 установлено, что исковое заявление составлено ФИО1 Поданное истцом в суд исковое заявление ** ** ** оставлено без движения, поскольку подано с нарушением требований, установленных статьей 126 АПК РФ, ввиду отсутствия доказательств направления/вручения ответчику претензии. ** ** ** ФИО1 данные упущения устранены., исковое заявление принято судом к производству, назначено предварительное судебное заседание на ** ** **. Истцу предложено за 2 дня до судебного заседания представить в суд: уведомление о вручении ответчику копии иска и приложенных к нему документов; ответ на претензию (при наличии); произвести расчет неустойки с учетом положений статьи 193 ГК РФ и условий договора, акт сверки взаимных расчетов с ответчиком; представить возражения на отзыв ответчика; проверить уплату взыскиваемых сумм, подтвердить требования на дату рассмотрения дела.
Указанное определение ФИО1 не исполнено. ** ** ** предварительное судебное заседание отложено на ** ** ** для предоставления дополнительных документов. ТУ Росимущества в РК предложено за 3 дня до судебного заседания представить документы: возражения на доводы ответчика, изложенные в отзыве; уточнить требования с учетом доводов ответчика, учесть назначение платежа в документах об оплате; произвести перерасчет неустойки; представить доводы по сроку исковой давности; акт сверки.
Указанное определение ФИО1 не исполнено.
** ** ** предварительное судебное заседание отложено на ** ** **, истцу в срок за 3 дня до судебного заседания, т.е. до ** ** ** предложено представить те же документы, которые указал суд в определении от ** ** **.
За день до судебного заседания, т.е. с нарушением установленного срока ФИО1 направлено в суд заявление об изменении требований с расчетом.
** ** ** предварительное слушание отложено на ** ** **, истцу предложено за 3 дня до судебного заседания представить возражения на доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск; учесть назначение платежа, произвести перерасчет неустойки, представить доводы по сроку исковой давности и акт сверки расчетов.
ФИО1 указанное определение не исполнено.
Определением от ** ** ** рассмотрение дела было перенесено на ** ** **.
** ** ** ведение дела передано <данные изъяты>., на указанную дату ФИО1 протокольное определение от ** ** ** осталось не исполненным.
По результатам заседания комиссии, анализа полученных от служащих ТО Росимущества в РК пояснений, установлено, что для подачи иска ФИО4 был подготовлен расчет арендной платы в соответствии с требованиями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также представлены все необходимые для подготовки иска документы, что подтверждается скриншотом электронной папки. ** ** ** ФИО1 было подготовлено заявление об изменений требований, однако возражения по доводам ответчика не приведены, отсутствует нормативно-правовое обоснование расчета.
В ходе проведения проверки ФИО1 подтвердила, что не смогла в суде обосновать представленный ею расчет. В последующем истец просила <данные изъяты>. представить ей новый расчет с использованием показателей общей площади здания, представленного ответчиком в экспликации. <данные изъяты> пояснила, что так делать нельзя, в связи с чем поставила в известность об этом начальника отдела <данные изъяты> которая дала ФИО1 соответствующие пояснения, почему такой расчет не является верным и обратила внимание на письмо ФГБУ ФКП Росреестра по РК от 22.06.2016 № 11МО-16/03371 в отношении порядка кадастрового учета вспомогательных помещений в здании, которое ей пригодится для обоснования позиции и предложила ФИО1 самостоятельно подготовить в суд нормативное обоснование расчета исходя из ее должностных обязанностей, после чего ФИО1 обратилась со служебной запиской на имя руководителя ТУ Росимущества в РК о возложении на <данные изъяты> обязанности подготовить расчет с обоснованием.
Согласно п. 3.5 и 3.6 должностного регламента заместителя начальника отдела контроля, распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения ТУ Росимущества в РК осуществление представления интересов территориального управления в судах, рассмотрение представленных подразделениями территориального управления материалов на предмет необходимости обращения суд, решение вопросов перспективы судебного разбирательства составляет должностные обязанности заместителя начальника отдела. В соответствии с квалификационными требованиями заместитель начальника отдела должен знать, в том числе, гражданское, трудовое, конституционное, административное, земельное, лесное, градостроительное, жилищное, процессуальное, антимонопольное законодательство, иные нормативные правовые акты, необходимые для выполнения установленных обязанностей.
В соответствии с пунктами 3.11 и 3.12 должностного регламента на заместителя начальника отдела возложена обязанность оказания юридической помощи подразделениям Территориального управления по наиболее сложным правовым вопросам, устные и письменные правовые консультации должностным лицам Территориального управления по вопросам его деятельности.
В соответствии с пунктами 16 и 17 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализация имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ», установлены следующие требования к порядку формирования иска, заявления в суд и порядку оформления отзыва: исковое заявление и иные заявления, направляемые в судебные органы, оформляются в соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством. Отзыв, а также иные процессуальные документы, содержащие доводы в защиту имущественных интересов Российской Федерации, оформляются в соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством, и должны в любом случае содержать возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения.
Пунктом 18 Административного регламента установлено, что осуществление от имени РФ действий по защите включает в том числе следующие административные процедуры:
- анализ наличия нарушений имущественных и иных прав и законных интересов РФ;
- сбор документов, предусмотренных требованиями законодательства РФ для исполнения государственной функции;
- формирование и подачу иска (заявления);
- обжалование судебных актов;
- представление интересов в суде;
- контроль выполнения поручений.
Вместе с тем, при изучении комиссией дела № А29-15058/2019 установлено, что исковое заявление ТУ Росимущества в РК, составленное и поданное ФИО1, было оставлено без движения в связи с нарушением норм процессуального законодательства; ФИО1 при ведении дела не были исполнены 4 процессуальных определения Арбитражного Суда РК и 1 не исполнено в части.
Заявление в Арбитражный Суд РК от 18.03.2020 № 11-ТС/747, поданное в соответствии с определением от ** ** **, не содержит возражения на доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, доводы в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ, не имеют ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие доводы. ФИО1 были предоставлены все необходимые документы для подготовки искового заявления в суд и его дальнейшего ведения в суде. Расчет, подготовленный ФИО4 по указанию ФИО1, оформлен в развернутом виде, при рассмотрении которого любой пользователь расчета может понять его логику. В компетенцию главного специалиста ФИО4 не входит обеспечение подготовки заместителя начальника отдела, курирующего юридическое направление, к судебным заседаниям и подготовке заявлений, отзывов, направляемых в суд.
По результатам заседания комиссии, анализа дополнительных пояснений и анализа процессуальных документов из дела № А29-15058/2019, комиссией установлено, что факты, изложенные в докладной <данные изъяты>., подтвердились.
У ФИО1 отсутствовали объективные причины, препятствующие подготовке соответствующих обоснований в суд и исполнению определений суда. Основным обстоятельством, которое послужило причиной подготовки докладной записки начальником отдела, явилось скрытое противодействие (нежелание) осуществлению действий по исполнению ФИО1 непосредственно своих должностных обязанностей по защите интересов РФ, ненадлежащее сопровождение судебного дела, что явилось причиной передачи дела другому сотруднику и возложения на него дополнительного объема работ, не относящегося к кругу его обязанностей. Ненадлежащее сопровождение дела в судебных процессах приводит к неисполнению установленных плановых заданий 2020 года по поступлению неналоговых платежей в федеральный бюджет, планов проведения претензионно-исковой работы, решения вопросов деятельности территориального управления, а также негативно сказывается на репутации управления.
Комиссией установлен факт ненадлежащего исполнения заместителем начальника отдела контроля распоряжения федеральным имуществом и правового обеспечения ФИО1 возложенных на нее должностных обязанностей, установленных пунктами 1.5,2.2,3.5,3.6,3.11,3.12 должностного регламента при подготовке и осуществления интересов территориального управления в арбитражном суде.
С заключением комиссии ФИО1 ознакомлена ** ** **.
Приказом № 44-к от ** ** ** за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных пунктами 2.2,3.5,3.6,3.11,3.12 должностного регламента при подготовке и осуществлении интересов ТУ Росимущества в РК в арбитражном суде в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО1 объявлен выговор.
С приказом о применении дисциплинарного взыскания ФИО1 ознакомлена ** ** **.
Трудовой кодекс Российской Федерации и Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» формулируют в качестве одного из принципов регулирования трудовых (служебных) отношений обязанность сторон трудового договора (контракта) соблюдать условия заключенного договора (контракта), включая право работодателя (представителя нанимателя) требовать от работников (служащих) исполнения ими должностных обязанностей.
Одним из принципов гражданской службы является профессионализм и компетентность гражданского служащего (ст. 4).
Согласно статье 15 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Согласно п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
В любом случае неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине должностных обязанностей может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок только при условии, если будет установлена противоправность его действий или бездействия и его вина.
Противоправность действий или бездействие гражданского служащего означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным актам, в том числе служебному контракту, должностному регламенту, административному регламенту и т.д.
На представителя нанимателя в силу статьи 56 ГПК РФ возлагается обязанность представить доказательства противоправных действий или бездействия и вины служащего. При этом представитель нанимателя должен также представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное служащим нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место.
Представленными суду доказательствами, в частности, материалами дела № А29-15058/2019 Арбитражного Суда Республики Коми, служебной запиской ФИО1 от ** ** ** № 11-115-03, докладной запиской ФИО5 от ** ** ** № 11-116-СЗ, материалами служебной проверки, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО5, ФИО4, ФИО3, вина ФИО1 в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, выразившихся в ненадлежащей подготовке и ведения дела в арбитражном суде нашла свое подтверждение. Указанными доказательствами установлено, что при подаче ФИО1 искового заявления к АО НИПИИ «Комимелиоводхозпроект» о взыскании арендной платы в суд были допущены процессуальные нарушения в силу чего исковое заявление было оставлено без движения, что в свою очередь, повлияло на течение срока рассмотрения данного дела; также ФИО1, как лицом, ответственным за составление искового заявления и ведение его в суде, не был проведен анализ законодательства и в соответствии с ним не произведен правильный расчет требований, не исполнялись определения суда, что явилось причиной отложения судебных разбирательств, и как следствие, привело к длительному сроку рассмотрения дела, что негативно отражается на показателях ТУ Росимущества в РК и подрывает авторитет данного учреждения.
Именно ФИО1, как лицо, ответственное за составление искового заявления, должна была произвести правильный расчет арендной платы на основании законов и нормативно-правовой базы, а не перекладывать свои обязанности на ФИО4 и ФИО5
В связи с нарушением установленной обязанности истца соблюдать должностные обязанности в соответствии с регламентом и законами ответчик как представитель нанимателя имел законное право для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
Факт совершения дисциплинарного проступка подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания, а порядок и сроки его применения, предусмотренные статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ответчиком соблюдены, до применения взыскания у истца затребованы письменные объяснения, которые представлены ею и оценены комиссией и представителем нанимателя при наложении дисциплинарного взыскания; оценивая соответствие тяжести совершенного истцом проступка, примененному к нему взысканию в виде выговора, учтены характер такого нарушения, обстоятельства его совершения, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, а также суд исходит из того, что право применения и выбора вида взыскания принадлежит работодателю.
В материалах дела имеются письменные объяснения ФИО1 от ** ** **, в которых истец в письменной форме выразила свою позицию относительно докладной записки ФИО5 от ** ** **, которая и явилась основанием к проведению служебной проверки. Кроме того, в ходе проведения проверки ** ** ** состоялось заседание комиссии, куда была приглашена истец и она давала устные пояснения по поводу нарушений, указанных ФИО5, имела возможность представить дополнительные объяснения, если таковые имелись.
Служебная проверка закончена ** ** **, то есть в месячный срок, установленный приказом № 48 от ** ** **.
Служебная проверка назначена на основании докладной записки непосредственного начальника истца, что согласуется с п. 5.2 Порядка проведения служебных проверок Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов, утвержденного приказом Росимущества от 28.07.2016 № 268; по решению представителя нанимателя, которому принадлежит данное исключительное право в соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Состав комиссии сформирован и утвержден представителем нанимателя, участие приняли лица, которые не имеют прямой или косвенной заинтересованности; именно для исключения нарушений объективности и беспристрастности согласно ч. 5 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ был исключен из состава комиссии до начала ее проведения ФИО3, что никак не нарушает права истца, а напротив защищает ее интересы.
Приказ № 54 от ** ** ** об отстранении истца от ведения дела обоснованно издан представителем нанимателя в связи проводимой в отношении истца проверкой по факту некомпетентности ее в качестве представителя, что подтверждено заключением служебной проверки и нашло свое подтверждение при рассмотрении дела в суде.
Доводы истца о том, что ответчиком не установлены вина, причины и условия, способствовавшие совершению проступка, характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка, опровергаются материалами служебной проверки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, признании незаконным приказа № 48 от ** ** ** «О проведении служебной проверки», приказа № 50 от ** ** ** «О внесении изменений в приказ № 48 от 15.06.2020», приказа № 54 от ** ** ** «Об отстранении от ведения дела», приказа № 44 от ** ** ** о применении дисциплинарного взыскания, не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку истец правомерно привлечена к дисциплинарной ответственности, суд не находит оснований для исключения из материалов ее личного дела документов о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку это прямо регламентировано п. 26 Порядка проведения служебных проверок Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов, утвержденного приказом Росимущества от 28.07.2016 № 268 и ч. 10 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о признании незаконными приказа № 48 от ** ** ** «О проведении служебной проверки», приказа № 50 от ** ** ** «О внесении изменений в приказ № 48 от 15.06.2020», приказа № 54 от ** ** ** «Об отстранении от ведения дела», приказа № 44 от ** ** ** о применении дисциплинарного взыскания; признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, обязании исключить из материалов личного дела документы о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А.Попова
Мотивированное решение составлено 20 января 2021 года