ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/2022 от 18.04.2022 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2022-000203-95

Дело № 2-440/2022

Мотивированное решение составлено 18.04.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 11 апреля 2022 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием истца прокурора Фаттаховой З.Г., представителя ответчика Администрации Артемовского городского округа ФИО1, при секретаре Гужавиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Артемовского городского округа об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить включение свалки твердых и жидких бытовых отходов в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте, в срок не позднее 31.12.2025 направлении акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Артемовского городского округа об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить включение свалки твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте – свалка твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, в срок не позднее 31.12.2025 направлении акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - свалка твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с аналогичным исковым заявлением в отношении свалки твердых и жидких бытовых отходов с. Покровское по гражданскому делу № 2-441/2022.

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с аналогичным исковым заявлением в отношении свалки твердых и жидких бытовых отходов п. Незевай по гражданскому делу № 2-442/2022.

Определением суда от 11.04.2022 гражданские дела № 2-440/2022, 2-441/2022, 2-442/2022 объедены в одно производство.

В обоснование требований истец в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по исполнению законодательства при организации работ по минимизации негативного воздействия и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на территории Артемовского городского округа, на землях промышленности с разрешенным использованием для размещения свалки твердых бытовых отходов расположены свалки твердых бытовых отходов с. Покровское, с. Шогринское, пос. Незевай. Указанные объекты накопленного вреда окружающей среде выведены из эксплуатации. Земельные участки, нарушенные при размещении свалок твердых коммунальных отходов, подлежат рекультивации.

Наряду с этим, в ходе надзорных мероприятий установлено, что органами местного самоуправления учет названных объектов накопленного вреда окружающей среде посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не осуществляется, материалы для включения объектов накопленного вреда, расположенных на землях муниципального образования, в соответствующий реестр в нарушение ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не направляются, меры к направлению заявления в уполномоченный орган о включении объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр не принимаются.

В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

При этом до настоящего времени вышеуказанные объекты в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включены.

Работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от свалки твердых бытовых отходов села/поселка должна быть организована Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области совместно с органами местного самоуправления Артемовского городского округа. Просит суд иск удовлетворить (л.д. 3-7).

В судебном заседании представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Фаттахова З.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнила, что для скорейшего проведения работ по ликвидации данных объектов, необходимо включить объекты в реестр, чтобы получить финансирование на их ликвидацию. Министерство возражает против данных требований, говорит о том, что можно провести работы без включения объектов в реестр путем получения субсидий, при наличии проекта. Проектов на культивацию данных объектов не имеется, выполнение работ очень затратно и, скорее всего, у муниципалитета средств на составление проектов не будет.

Представитель ответчика ФИО1, действуя по доверенности, предоставила возражения на исковое заявление, из которых следует, что по свалкам бытовых отходов, в том числе, по свалкам промышленно­-бытовых отходов в с. Покровское, с. Шогринское, пос. Незевай Администрацией запланировано поэтапное проведение работ по разработке проектов рекультивации, включению их в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среду и на проведение работ по их рекультивации вследствие того, что стоимость данных работ высокая. В связи с чем, Администрацией Артемовского городского округа подготовлен и направлен в адрес Министерства откорректированный план мероприятий.

В настоящее время заключен муниципальный контракт № 0362300008621000069 от 13.09.2021 (стоимость работ - 3 850,0 тыс. руб., срок выполнения - 330 календарных дней с момента заключения контракта (до 09.08.2022) на выполнение работ по разработке проектной документации на рекультивацию свалки промышленно-бытовых отходов в п. Красногвардейский, на основании результатов проведенного аукциона, между Муниципальным казенным учреждением Артемовского городского округа «Жилкомстрой» (далее - МКУ ЖКС) и ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» (г. Оренбург).

В соответствии с Планом мероприятий на 2025 год планировалось проведение работ по разработке проектной документации на рекультивацию свалки промышленно­бытовых отходов п. Незевай (далее - Объект), но в связи с ограниченным финансирование, выполнение данных работ планируется в период с 2029 по 2031 годы.

Для включения объекта в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде необходимо проведение мероприятий по оценке объема загрязняющих веществ, массы размещенных отходов, площади территории, подверженной негативному воздействию по объекту и иные сведения. Информация, необходимая для включения объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, входит в состав проектно-сметной документации (инженерные изыскания и материалы оценки воздействия на окружающую среду).

Администрация считает, что заявленные истцом сроки для осуществления действий по организации работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде – свалки промышленно-бытовых отходов с. Покровское, с. Шогринское, пос. Незевай, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель являются неразумными. В срок, указанный в исковом заявлении, выполнить все мероприятия не представляется возможным. Просит суд в удовлетворении исковых требований в части сроков исполнения мероприятий отказать.

В судебном заседании ФИО1 дополнила, что сроки исполнения, указанные в исковом заявлении, не разумные. Администрацией ежегодно запрашивается финансирование на указанные работы, в настоящий момент ведется работа по свалке в п. Красногвардейский, финансирование направлено туда, и в том числе на исполнение решения суда 2015 года, по всем трем свалкам в Министерство направлялся утвержденный план по ликвидации объектов, по которым запланировано поэтапное проведение работ, по свалкам в с. Покровское и с. Шогринское в связи с ограниченным финансированием, так как Артемовский городской округ является высокодотационной территорией, пос. Покровское, с. Мостовское и с. Шогринское принято решение о проведении мероприятий по вывозу отходов на санкционированные объекты размещения отходов и исключение данных свалок из кадастра отходов. Администрацией подготовлен и в ближайшее время будет направлен в Министерство откорректированный план мероприятий.

Полагает, что работы по вывозу отходов на санкционированные свалки с. Шогринское возможно провести в период 2023-2024 годы, направление актов выполненных работ по вывозу отходов для исключения объекта 2024 год, по с. Покровское выполнение работ по вывозу отходов до 30.06.2023, направление актов выполненных работ до 31.07.2023, по пос. Незевай срок по разработке проекта рекультивации до 31.12.2030, проведение работ по рекультивации до 31.12.2032.

В указанный истцом срок выполнить мероприятия не представляется возможным и с технической точки зрения, и с финансовой.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статья 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывают, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 80.1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Правомочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и перечень таких объектов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случая организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации», спорные объекты в такой перечень не входят.

В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно пп. 8 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП, в сфере охраны окружающей среды Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Таким образом, министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде установлен Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 №542.

В соответствии с п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде от свалок твердых бытовых отходов с. Покровское, с. Шогринское, пос. Незевай должна быть организована Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области совместно с органами местного самоуправления Артемовского городского округа.

Согласно п. 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542, после выполнения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде заказчиком и исполнителем подписывается акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте. Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Артемовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по исполнению законодательства при организации работ по минимизации негативного воздействия и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на территории Артемовского городского округа примерно в 500 метрах по направлению на юг от ориентира с. Покровское, на землях промышленности с разрешенным использованием для размещения свалки твердых бытовых отходов с кадастровым номером 66:02:2501004:16, расположена свалка твердых бытовых отходов с. Покровское. Площадь объекта 5114 кв.м, количество размещенных отходов - 1568 тонн (6271 куб.м). Указанный объект накопленного вреда окружающей среде выведен из эксплуатации. Земельный участок, нарушенный при размещении свалки твердых коммунальных отходов, подлежит рекультивации.

Также установлено, что на территории Артемовского городского округа в районе урочища «Польцо» в Артемовском районе Свердловской области, на землях промышленности с разрешенным использованием под объект специального назначения (свалка бытовых отходов) с кадастровым номером 66:02:0104002:5, расположена свалка твердых бытовых отходов с. Шогринское. Площадь объекта 20000 кв.м., количество размещенных отходов – 5661 тонн (22644 куб.м.). Указанный объект накопленного вреда окружающей среде выведен из эксплуатации. Земельный участок, нарушенный при размещении свалки твердых коммунальных отходов, подлежит рекультивации.

Кроме этого установлено, что на территории Артемовского городского округа в 1600 метрах по направлению на северо-запад от п. Незевай Артемовского района Свердловской области, на землях промышленности с разрешенным использованием под объект специального назначения (свалка бытовых отходов) с кадастровым номером 66:02:0102003:15, расположена свалка твердых бытовых отходов п. Незевай. Площадь объекта 16039 кв.м., количество размещенных отходов – 4500 тонн (18000 куб.м.). Указанный объект накопленного вреда окружающей среде выведен из эксплуатации. Земельный участок, нарушенный при размещении свалки твердых коммунальных отходов, подлежит рекультивации.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что органами местного самоуправления учет названных объектов накопленного вреда окружающей среде посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не осуществляется, материалы для включения объекта накопленного вреда, расположенного на землях муниципального образования, в соответствующий реестр в нарушение ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не направляются, меры к направлению заявления в уполномоченный орган о включении объектов накопленного в государственный реестр не принимаются.

Согласно приложению к письму Администрации Артемовского городского округа от 23.11.2021 № 8000/19 свалки твердых бытовых отходов с. Покровское, с. Шогринское, пос. Незевай Артемовского района Свердловской области в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включены.

Бездействие ответчиков по выявлению и оценке свалок твердых бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, п. Незевай Артемовского района Свердловской области, ликвидации таковых, как объектов накопленного вреда окружающей среде свидетельствует о невыполнении данными органами власти субъекта возложенных на них обязанностей, влечет нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц. Таким образом, требования Артемовского городского прокурора законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, с учетом мнения сторон, определяет срок для организации выполнения работ:

по включению свалок твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, пос. Незевай Артемовского района, Свердловской области в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не позднее 31.12.2022;

по направлению акта о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - свалок твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, пос. Незевай Артемовского района Свердловской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок - не позднее 31.12.2025.

Ответчик подлежит освобождению от судебных расходов, в связи с тем, что является органом муниципальной власти.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до 31.12.2022 обеспечить включение свалок твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, пос. Незевай Артемовского района, Свердловской области в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Артемовского городского округа обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах - свалок твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, пос.Незевай Артемовского района, Свердловской области, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Артемовского городского округа обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - свалок твердых и жидких бытовых отходов с. Шогринское, с. Покровское, пос.Незевай Артемовского района, Свердловской области, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок - не позднее 31.12.2025 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение подлежит составлению в течение пяти рабочих дней, в срок по 18.04.2022 включительно.

Судья Т.В. Тюрикова