Дело 2-440/2022
23RS0040-01-2021-007833-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кочетковой Т.Ю.
при секретаре Романовой Г.Р.
с участием представителя истца по доверенности ФИО4, представителя ответчика по доверенности ФИО2, представителя третьего лица – Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства.
В обоснование иска указывая, что 10.08.2018 в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта пруд «озера Карасун» №15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г. Краснодара, в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул.Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект пруд «озера Карасун» №15.
По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.
Акватория озер имеет статус особо охраняемой территории – памятник природы краевого значения «Озеро Карасун (Покровские озера)».
В границах особо охраняемой природной территории запрещен сброс сточных вод.
Земельный участок, на котором проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, является неразграниченным.
Вместе с тем, органы местного самоуправления города Краснодара в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
10.02.2020 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера) направлен запрос о предоставлении актуальной информации №202-245-ОП/20.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе на бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО «Янэнерго» 08.05.2019 заключен муниципальный контракт №119419000292-ЭА на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения.
Кроме того, по информации администрации для принятия мер по устранению выявленных нарушений водного законодательства, во второй половине 2020 года при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств, будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по ул. Дмитриевская Дамба в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов.
06.04.2021 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ.
При этом 19.07.2021 в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования №27 от 14.07.2021 должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта пруд «озера Карасун» №15 со стороны ул. Дмитриевская дамба г. Краснодара, по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун не выполнено.
Учитывая изложенные обстоятельства, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с данным иском, в котором просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, а именно: подключить систему ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, либо путем принятия альтернативного решения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 требования иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования иска не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска.
Суд, выслушав мнения сторон, изучив рассматриваемое исковое заявление, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.08.2018 в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта пруд «озера Карасун» №15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г. Краснодара, в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул.Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект пруд «озера Карасун» №15.
В соответствии с предоставленными Кубанским бассейновым водным управлением сведениями из государственного водного реестра – «озеро Карасун» №1-16 имеет гидрологический статус пруд.
Специалистами испытательной лаборатории ГКУ КК «КИАЦЭМ» 07.09.2018 произведены отборы проб сбросов сточных вод из выпусков ливневой канализации в водный объект пруд «озера Карасун» №15.
По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об охране особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Согласно ч.4 ст.11 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 №656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.
В соответствии с ч.3 ст.11 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 №656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края утверждаются границы и режим территорий памятников природы регионального значения.
Акватория озер имеет статус особо охраняемой территории – памятник природы краевого значения «Озеро Карасун (Покровские озера)».
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.11.2013 №1827 утвержден паспорт памятника природы «Озеро Карасун (Покровские озера)» (далее по тексту – Паспорт).
Границы и режим особой охраны памятника природы утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 №164 «Об утверждении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар» (далее по тексту – Постановление №164). Границы памятника природы выделены по естественным рубежам – береговой полосе озер.
Положениями Паспорта утвержден исчерпывающий перечень запрещенных видов деятельности в границах памятника природы «Озеро Карасун (Покровские озера)».
Так, в границах особо охраняемой природной территории запрещен сброс сточных вод.
В разбираемом случае ответчиком указанные положения закона учтены не были.
Судом установлено, что земельный участок, на котором проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, является неразграниченным.
Вместе с тем, в соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды.
Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно информации администрации муниципального образования город Краснодар от 31.08.2018 №6276/11 обозначенные выпуски ливневых сточных вод в озеро Карасун являются неотъемлемой частью сети ливневой канализации. Из содержания письма следует, что система ливневой канализации по указанному адресу является бесхозной.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, органы местного самоуправления города Краснодара в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения.
Материалами дела подтверждено, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
10.02.2020 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера) направлен запрос о предоставлении актуальной информации №202-245-ОП/20.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе на бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО «Янэнерго» 08.05.2019 заключен муниципальный контракт №119419000292-ЭА на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения.
Кроме того, по информации администрации для принятия мер по устранению выявленных нарушений п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, во второй половине 2020 года при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств, будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по ул. Дмитриевская Дамба в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов.
06.04.2021 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ.
При этом 19.07.2021 в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования №27 от 14.07.2021 должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта пруд «озера Карасун» №15 со стороны ул. Дмитриевская дамба г. Краснодара, по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун не выполнено.
Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ) сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
С учетом приведенных норм и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд находит обоснованными выводы Министерства природных ресурсов Краснодарского края, о том, что противоправные действия ответчика в части затягивания сроков решения вопроса по подключению сетей ливневой канализации к централизованной системе водоотведения создают условия для причинения вреда упомянутому водному объекту путем сброса загрязняющих веществ в составе суточных вод в водный объект и могут привести к деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, нарушению прав других граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким бездействием администрация муниципального образования город Краснодар нарушает приведенные нормы действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, что создает условия для причинения ей вреда.
В связи с чем, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, посредством подключения системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, или принятия альтернативного решения.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, посредством подключения системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, или принятия альтернативного решения.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Изготовлено в окончательном виде 26.01.2022.
Председательствующий:
Первомайскийрайонный суд г. КраснодараКраснодарского краяул. Колхозная, 92,г. Краснодар, Краснодарский край350010тел. (861) 224-17-53;факс (861) 224-18-21;pervomaisky.krd@sudrf.ruот 26.01.2022 № 2-440/2022 | Министерство природных ресурсов КК,г. Краснодар, ул. Северная, 275/1.АМО г. Краснодар,г. Краснодар, ул. Красная, 122. |