ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/2023 от 24.07.2023 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД: 76RS0015-01-2022-001675-41

дело № 2-440/2023

изготовлено 24.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль

01 июня 2023 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Козлова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту прав, свобод и законных интересов Оглоблина Сергея Евгеньевича, к мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержке населения Ярославской области, Правительству Ярославской области о выполнении работ по обеспечению доступности жилого помещения инвалида, приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида,

установил:

Оглоблин С.Е., <данные изъяты> является инвалидом I группы, инвалидом-колясочником, инвалидность установлена с детства (л.д. 8); проживает по <адрес> в месте с матерью Оглоблиной Т.А. и тетей Дубининой Г.А.

Актом муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалида и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживает инвалид, от 30.04.2021 г. № 2 по результатам обследования жилого помещения в многоквартирном доме по <адрес> установлено, что необходимость приспособления жилого помещения (квартиры) Оглоблина С.Е. не требуется; имеется необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме: требуется приведение в нормативное состояние входной группы в подъезд МКД (основной вход), требуется адаптация входной группы в подъезд МКД (выход на парковку), требуется адаптация входного и тамбурного дверных проемов на входной группе без изменения существующих несущих конструкций стен. Для определения возможных вариантов адаптации требуется проектное решение.

Зам. прокурора Ленинского района г. Ярославля обратился в Ленинский районный суд г. Ярославля с иском к мэрии г. Ярославля, с учетом уточнения исковых требований просил возложить на мэрию г. Ярославля обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, в котором проживает Оглоблин С.Е., приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, с учетом потребностей инвалида в соответствии с актом от 30.04.2021 г. № 2 муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях устранения выявленного несоответствия общего имущества многоквартирного дома Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649, а именно: привести в нормативное состояние входную группу в подъезд многоквартирного жилого дома (основной вход); произвести адаптацию входной группы в подъезд многоквартирного дома (выход на парковку); произвести адаптацию входного и тамбурного дверных проемов на входной группе.

В исковом заявлении с учетом уточнения указано, что Оглоблин С.Е. и его родственники неоднократно обращались в органы государственной власти, органы местного самоуправления, управляющую организацию с целью проведения работ по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для нужд инвалида, поскольку в настоящее время лестницы, дверные проемы многоквартирного дома не приспособлены для инвалида-колясочника. В городе Ярославле на основании постановления мэрии г. Ярославля от 09.11.2017 г. № 1533 создана и функционирует муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и многоквартирных домов, в которых они проживают. В целях реализации постановления Правительства Ярославской области от 03.12.2019 № 825-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Доступная среда в Ярославской области» на 2020-2025 годы и признании утратившими силу постановлений Правительства области от 28.01.2019 № 25-п и от 18.03.2019 № 186-п» в городе Ярославле действует муниципальная программа «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы», утвержденная постановлением мэрии г. Ярославля от 01.10.2020 № 979. В результате бездействия административного ответчика, которое не соответствует положениям, закрепленным в действующих нормативно-правовых актах, допущено нарушение прав инвалида. Оглоблин С.Е. не имеет возможности самостоятельно покинуть место своего проживания, попасть на какие-либо объекты социальной инфраструктуры, нуждается в помощи родственников.

Исходя из характера спорных правоотношений с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, департаменту труда и социальной поддержке населения Ярославской области, Правительству Ярославской области.

Истец Оглоблин С.Е. и третьи лица Оглоблина Т.А., Дубинина Г.А., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Прокурор Овсянникова А.А. уточненные исковые требования поддержала, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является мэрия г. Ярославля, дополнительно пояснила, что бездействие ответчика выражается в том, что с 30.04.2021 г. более двух лет жилой дом инвалида не адаптирован, возложенные законом на ответчика обязательства длительное время не исполняются.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности Семенова Ю.Р. исковые требования не признала, указала, что приспособление многоквартирных домов для нужд инвалидов не отнесено законом к обязательствам органов местного самоуправления, осуществление таких мероприятия является правом, а не обязанностью муниципального образования. Приняв муниципальную программу «Доступная среда в городе Ярославле» мэрия г. Ярославля решило добровольно участвовать в данных мероприятиях с учетом финансовых возможностей. Со стороны органа местного самоуправления приняты все меры для реализации прав инвалида Оглоблина С.Е., проведено обследование его жилого дома, указанный многоквартирный дом включен в список программы, с 2017 г. обследовано более 60 многоквартирных домов, финансирование на текущий год выделено на оборудование 17 домов, общее имущество будет приспособлено с учетом очередности обследования и объемов финансирования. Какие либо сроки для выполнения таких мероприятий ни законом, ни программой не установлены. Выполнять такие мероприятия за счет иных средств орган местного самоуправления невправе. Незаконного бездействия со стороны ответчика не допущено, ответчиком права истца не нарушены, поэтому иск не подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика ДГХ мэрии г. Ярославля по доверенности Хватова Е.А. исковые требования не признала, поддержала доводы представителя мэрии г. Ярославля, дополнительно пояснила, что мероприятия по адаптации общего имущества многоквартирного дома для инвалидов могут быть выполнены за счет управляющей организации. В рамках выделенного на текущий год финансирования оборудовать дом истца не представляется возможным, это не является нарушением закона. С учетом выделенных средств будут заключаться муниципальные контракты на выполнение проектных и строительных работ по конкретным многоквартирным домам. В случае удовлетворения иска будут нарушены права других граждан, дома которых были обследованы ранее 30.04.2021 г.

Представитель ответчика департамента ЖКХ Ярославской области по доверенности Володина Е.В. исковые требования не признала, указала, что выполнение мероприятий по приспособлению многоквартирных домов для нужд инвалидов является совместным обязательством органов местного самоуправления и государственных органов субъекта РФ. Обязательства департамента в рамках региональной программы «Доступная среда в Ярославской области» выполнены в полном объеме. Программа реализуется при условии софинансирования, заключено соответствующее межбюджетное соглашение, процент софинансирования областного бюджета составляет 90%, на текущий год денежные средства выделены. Конкретные мероприятия по оборудования общего имущества осуществляют органы местного самоуправления. Сроки оборудования многоквартирного дома истца никаким нормативным актом не установлены, мероприятия выполняются в порядке очередности обследования домов, выявленная потребность будет закрыта в течение нескольких лет. Удовлетворение иска приведет к нарушению прав других инвалидов. Департамент является ненадлежащим ответчиком. Истец не указывает конкретные действия, которые должен выполнить департамент.

Ответчики департамент труда и социальной поддержке населения Ярославской области и Правительство Ярославской области направили в суд письменные отзывы на иск, указали, что являются ненадлежащими ответчиками по делу. Исполнителем региональной программы «Доступная среда в Ярославской области» в части мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества МКД с учетом потребностей инвалидов является департамент ЖКХ Ярославской области.

Третье лицо АО «Управдом Ленинского района», извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на иск не представило.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Статья ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Статья 36 Жилищного кодекса РФ в части 4.1 определяет, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 этого кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (далее – приспособление).

В силу п. 4 Правил в целях оценки приспособления осуществляется обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Такое обследование в отношении муниципального и частного жилищного фондов осуществляется муниципальными комиссиями (п. 6 Правил).

По результатам обследования оформляется акт обследования, содержащий, в том числе, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления с мотивированным обоснованием; выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления с мотивированным обоснованием; перечень мероприятий по приспособлению, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (п. 12 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий (п. 22 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в которой одним из основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения названо создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами. Как указано в программе, для достижения приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Таким образом, утверждая государственную программу «Доступная среда», Правительство РФ исходило из того, что обязанность по обеспечению доступа инвалидов к жилым зданиям возлагается как на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так и на органы местного самоуправления.

Во исполнение государственной программы постановлением Правительства Ярославской области от 03.12.2019 N 825-п утверждена Государственная программа Ярославской области «Доступная среда в Ярославской области» на 2020-2025 годы.

Органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в целях обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, назван департамент ЖКХ Ярославской области.

Кроме того, региональной программой предусмотрено, что мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются за счет средств областного и местных бюджетов (п. 2.1 раздела III); органами местного самоуправления муниципальных образований области разрабатываются и утверждаются соответствующие муниципальные программы, в которые включаются мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (п. 1.4 раздела IV). Исполнителем мероприятий по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с п. 5.5 задач и мероприятий подпрограммы значится ДЖКХ, участниками – органы местного самоуправления.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 01.10.2020 № 979 утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы.

Согласно письму от 20.01.2023 № 3/01-19-284 (л.д. 132-133) мэрия г. Ярославля подтвердила участие в 2023 г. в реализации мероприятий по адаптации жилого фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности для инвалидов в объеме софинансирования 810238 руб. (16 объектов).

30 марта 2023 г. между департаментом ЖКХ Ярославской области и мэрией г. Ярославля в соответствии с Методикой распределения и правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ярославской области на мероприятия по оборудованию многоквартирных домов приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 15.02.2022 г. № 84-п, заключено соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта с учетом уровня софинансирования 90% в размере 7292131 руб.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям являются департамент ЖКХ Ярославской области и мэрия г. Ярославля.

Из материалов дела следует, что 30.04.2021 г. муниципальная межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения Оглоблина С.Е. в многоквартирном доме по <адрес> и общего имущества; пришла к заключению о наличии необходимости и технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида.

Необходимость приспособления жилого помещения (квартиры) инвалида Оглоблина муниципальной комиссией не установлена, поэтому в этой части требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Как следует из объяснений представителей ответчиков, акт муниципальной комиссии и заключение от 30.04.2021 г. № 2 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 направлены главе муниципального образования, адрес истца включен в общий список многоквартирных домов, подлежащих приспособлению для нужд инвалидов в рамках муниципальной программы «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы.

Вместе с тем в течение длительного времени (более двух лет) необходимые мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Оглоблин С.Е., ответчиками не выполнены, чем нарушаются права истца на получение предусмотренных законодательством мер социальной защиты, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Доводы ответчиком о нарушении прав иных лиц (инвалидов) в случае удовлетворения иска не имеют правового значения для разрешения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию г. Ярославля и департамент ЖКХ Ярославской области обязанности организовать выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, в котором проживает Оглоблин С.Е., с учетом потребностей инвалида в соответствии с актом обследования муниципальной комиссии от 30.04.2022 г. № 2 в рамках муниципальной программы «Доступная среда в городе Ярославле» на 2021-2026 годы и региональной программы «Доступная среда в Ярославской области» на 2020-2025 годы.

В силу ч. 1, 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено

Принимая во внимание характер указанной обязанности, длительность процедур согласования софинансирования, процедур по заключению контрактов, необходимых для выполнения указанных мероприятий суд устанавливает срок исполнения решения один год с даты вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234), департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (ИНН 7604040739) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, в котором проживает Оглоблин Сергей Евгеньевич <данные изъяты>), с учетом потребностей инвалида в соответствии с актом обследования муниципальной комиссии от 30.04.2021 г. № 2.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья А.Ю. Козлов