ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-440/2023 от 26.07.2023 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-440/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2023 г. с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Албанчиновой К.В., при секретаре Вайзингер М.В.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарева А.И.,

представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» об обязании провести техническое обследование тепловых сетей котельных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Теплострой Алтая» об обязании провести техническое обследование тепловых сетей котельных, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере теплоснабжения в части проведения технического обследования объектов теплоснабжения. В ходе проверки в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Теплострой Алтая» выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В ходе проверки установлено, что согласно Реестра муниципального имущества МО «Турочакский район» на балансе администрации района числятся следующие объекты: тепловые сети котельной (от школьной котельной) протяженностью 665 метров; тепловые сети котельной (<адрес> Б) протяженностью 28 метров; тепловые сети котельной (<адрес>) протяженностью 365 метров; тепловые сети котельной № 5 (<адрес>)

протяженностью 66 метров; тепловые сети котельной (<адрес>-

Байгол, <адрес>) протяженностью 160 метров; тепловые сети котельной (<адрес>) протяженностью 700 метров; тепловые сети котельной (<адрес>) протяженностью 60 метров; тепловые сети котельной (<адрес>А) протяженностью 745 метров. ООО «Теплострой Алтая» фактически используют и осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, однако в нарушение ч. 4 ст. 28.1 Закона № 190-ФЗ техническое обследование указанных объектов

теплоснабжения не проводилось, акт технического обследования отсутствует. Прокуратурой района в адрес главы МО «Турочакский район» внесено представление, однако до настоящего момента обследование не проведено. Бездействие ООО «Теплострой Алтая», выразившееся в непринятии мер по техническому обследованию объектов теплоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии, поскольку от состояния объектов теплоснабжения зависит прохождение отопительного сезона, обеспечение жизнедеятельности населения. Истец просит суд обязать ООО «Теплострой Алтая» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно либо с привлечением специализированной организации провести технической обследование: тепловых сетей котельной (от школьной котельной) протяженностью 665 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>Б) протяженностью 28 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 365 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 66 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 160 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 700 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 60 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>А) протяженностью 745 метров.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Турочакского района Республики Алтай в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) подал уточненное исковое заявление, согласно которому заменил сторону ответчика с ООО «Теплострой Алтая» на МО «Турочакский район».

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Турочакского района Республики Алтай в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подал уточненное исковое заявление, согласно которому увеличил исковые требования. Истец просил суд обязать МО «Турочакский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно либо с привлечением специализированной организации провести техническое обследование: тепловых сетей котельной (от школьной котельной) протяженностью 665 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>Б) протяженностью 28 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 365 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>)

протяженностью 66 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 160 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 700 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>) протяженностью 60 метров; тепловых сетей котельной (<адрес>А) протяженностью 745 метров; тепловых сетей в <адрес>; тепловых сетей в <адрес>; тепловых сетей в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда производство по делу в части в части проведения технического обследования тепловых сетей котельной (от школьной котельной) протяженностью 665 метров; тепловых сетей в <адрес>; тепловых сетей в <адрес>, прекращено в связи с отказом истца от части исковых требований.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.И. исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседаний исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, дополнительно пояснила, что обслуживать тепловые сети должна эксплуатирующая организация ООО «Теплострой Алтая».

Представитель третьего лица ФИО3 полагал требования истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснил, что тепловые сети не были переданы ООО «Теплострой Алтая», в связи с чем органы местного самоуправления несут ответственность и бремя содержания за указанное имущество.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституцией, федеральным законом N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что понятие вопросов местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или)

органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 14 указанного закона установлен перечень вопросов местного значения поселения, к числу которых относится - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 указанной статьи).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закона о теплоснабжении) объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования объектов теплоснабжения указываются в составе конкурсной документации.

Согласно ч. 11 ст. 23 Закона о теплоснабжении техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в целях определения их технических характеристик с учетом результатов экспертизы промышленной безопасности объектов теплоснабжения, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования к проведению технического обследования объектов теплоснабжения устанавливаются методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренной п. 14 ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона.

Приказом Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр утверждена Методика комплексного определения показателей техникоэкономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения и Порядок осуществлений мониторинга таких показателей.

Пунктами 4-6 указанной Методики определено, что техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.

Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальноизмерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.

В соответствии с п. 15 Методики по итогам завершения технического обследования составляется отчет о результатах технического обследования (далее - отчет), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Рекомендуемый образец отчета приведен в приложении к указанной Методике.

Судом установлено и следует из материалов дела, что МО «Турочакский район» на праве собственности принадлежат тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес> Б, протяженностью 28 метров; тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 365 метров; тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 66 метров; тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 160 метров; тепловые сети котельной № 8,

расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 700 метров; тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 60 метров; тепловые сети котельной , расположенной по адресу: <адрес>А, протяженностью 745 метров; тепловые сети котельной (литер Б), расположенной по адресу: <адрес>,

протяженностью 35,3 метра, что подтверждается выписками из Реестра объектов муниципальной собственности МО «Турочакский район» (л.д. 63).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Турочакский район» прокурором района внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которому в нарушение действующего законодательства администрацией МО «Турочакский район» техническое обследование объектов теплоснабжения (котельных в соответствии с методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения не проводилось.

Согласно ответа главы МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ, процент износа объектов теплоснабжения был определен по результатам проведенного технико-экономического обследования объектов теплоснабжения, проведенного эксплуатирующей организацией ООО «Теплострой Алтая» в 2019 году. Большой процент износа тепловых сетей котельных в с. Иогач, Дмитриевка, Озеро-Куреево, Курмач-Байгол, Тондошка, Турочак, который определен в результате анализа эксплуатационного износа, в связи с чем данные проценты стоит считать ориентировочно приближенными к действительности, более точный процент износа будет определен по результатам запланированного инструментального обследования после завершения отопительного периода 2021-2022 года.

Как следует из информационного письма ООО «Теплострой Алтая» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Теплострой Алтая» согласно заключенных концессионных соглашений осуществляет деятельность по производству тепловой энергии в МО «Турочакский район». В рамках концессионных соглашений ООО «Теплострой Алтая» переданы котельные с находящимся в них оборудованием, тепловые сети не передавались.

До настоящего времени в нарушение ч. 4 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении техническое обследование указанных объектов теплоснабжения не проводилось, акты технического обследования отсутствуют, доказательств того, что указанные объекты переданы эксплуатирующей организации, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Выявленные нарушения создают угрозу для неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии, так как от состояния объектов теплоснабжения зависит прохождение отопительного сезона, обеспечение жизнедеятельности населения.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Срок для исполнения решения, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Турочакский район» (ИНН <***> ОГРН <***>), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации провести техническое обследование:

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес> Б, протяженностью 28 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 365 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 66 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 160 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 700 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 60 метров;

тепловых сетей от котельной , расположенной по адресу: <адрес>А, протяженностью 745 метров;

тепловых сетей от котельной (литер Б), расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 35,3 метра;

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья К.В. Албанчинова