ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-441(1 от 18.07.2023 Новоузенского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-441(1)/2023

64RS0023-01-2023-000497-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года город Новоузенск Саратовской области

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Макарова Е.А., при секретаре Астраханцевой О.А., с участием помощника прокурора Новоузенского района Саратовской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции и обязании принять меры по предупреждению коррупции,

установил:

22 июня 2023 года в Новоузенский районный суд Саратовской области поступило исковое заявление прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в интересах Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции и обязании принять меры по предупреждению коррупции.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Новоузенского района Саратовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции в деятельности МБУК «Централизованная клубная система» Новоузенского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что на территории Новоузенского района Саратовской области осуществляет деятельность МБУК «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области.

Статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность всех организаций независимо от форм собственности и сфер деятельности принимать меры по предупреждению коррупции.

Проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения действующего законодательства в виде непринятия мер по предупреждению коррупции, предусмотренные действующим законодательством.

Несоблюдение требований ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» со стороны МБУК «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей деятельность по повышению эффективности мер по противодействию коррупции во всех сферах гражданского общества.

На основании изложенного прокурор Новоузенского района Саратовской области просит суд признать незаконным бездействие МБУК «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции. Обязать ответчика принять меры по предупреждению коррупции, а именно: определить и документально закрепить порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами; разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, определить и документально закрепить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика - МБУК «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, согласно представленного ходатайства просили дело рассмотреть без их участия.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 3 Закона к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

Так, в целях активизации вышеуказанного процесса с 01.01.2013 действует ст. 13.3 Закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно ч. 2 ст. 13.3 Федеральный закон №231-ФЗ антикоррупционные мероприятия могут включать в себя: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Перечень действий, приведенный в части второй, исходя из ее формулировки, не является исчерпывающим. В данном случае следует руководствоваться принципами эффективности и достаточности.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в данной организации коррупционных рисков.

Данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы.

Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Однако, в нарушение установленных требований закона МБУК «Централизованная клубная система» Новоузенского муниципального района вышеуказанная обязанность, установленная ст. 13.3 Закона, не исполняется.

Из материалов дела следует, что прокуратурой 02 июня 2023 года проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер к их устранению, а именно, не определен круг лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработан и не принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации, работники МБУК «Централизованная клубная система» Новоузенского муниципального района не ознакомлены с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции, не определен и не документально не закреплен порядок сотрудничества с правоохранительными органами, не определен и не документально не закреплен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации.

В результате непринятия мер по предупреждению коррупции в МБУК «Централизованная клубная система» Новоузенского муниципального района допущены нарушения антикоррупционного законодательства, которые могут повлечь угрозу растраты используемого обществом имущества, а также другие нарушения.

Указанные нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны должностных лиц муниципального учреждения, в связи с чем, в адрес директора МБУК «Централизованная клубная система Новоузенского муниципального района» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции(л.д.10-12), по результатам рассмотрения которого получен письменный ответ, содержащий сведения о том, что выявленные нарушения в дальнейшем будут устранены (л.д.13).

Контрольной проверкой исполнения соблюдения действующего законодательства проведенной 19 июня 2023 года, установлено, что требования, изложенные в представлении прокурора Новоузенского района, не исполнены (л.д.15), в связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

Каких либо доказательств исполнения требований законодательства о противодействии коррупции ответчиком суду не представлено.

Непринятые меры организацией в указанной сфере не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан иохраняемыхзаконом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, нашли свое подтверждение в судебном заседании и не оспорены ответчиком, в связи с чем, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 45, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Новоузенского района Саратовской области действующего в интересах Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции и обязании принять меры по предупреждению коррупции, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная клубная система» Новоузенского муниципального района Саратовской области (ОГРН ) определить и документально закрепить порядок сотрудничества с правоохранительными органами; разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, определить и документально закрепить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организации.

Разъяснить участникам процесса, что настоящее решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2023 года.

Судья Е.А. Макаров