ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-441 от 28.06.2011 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Кавказский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кавказский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-441/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.06.2011 года ст. Кавказская

Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

председательствующего- Агеевой Н.Г.,

при секретаре- Кирилловой Е.А.,

с участием пом. прокурора- Хижнего В.Д.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Привольного сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Привольного сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности, обязать администрацию Привольного сельского поселения выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности Кавказского района проверено соблюдение законодательства пожарной безопасности в Привольном сельском поселении и выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:

не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов
финансового и материально-технического обеспечения пожарной
безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на
пожарную безопасность,

не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах,

не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях,

не реализованы полномочия по установлению в границах поселения
особого противопожарного режима, а также не осуществлен контроль за
состоянием пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов
с установлением на время его действия дополнительных требований
пожарной безопасности,

не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности.

Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Хижний В.Д. подтвердил требования, изложенные в заявлении, указывает, что установлены недостаточное финансирование мер по обеспечению пожарной безопасности, в связи с чем не в полном объеме выполняются все мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Каково исполнение Администрацией поселения требований закона «О добровольной пожарной охране» пояснить не может и доказательств этому нет. Источники противопожарного водоснабжения на территории поселения имеются, но их недостаточно. Население не в полной мере информируется о принятых мерах пожарной безопасности. Доказательств реального нарушения прав граждан нет и таких нарушений не установлено. Просит удовлетворить заявление прокурор..

Представитель администрации Привольного сельского поселения по доверенности Саркасян А.К. с требованиями прокурора не согласен. Представил суду письменные возражения на заявление прокурора и доказательства к нему, из которых следует, что администрацией Привольного сельского поселения Кавказского района приняты все необходимые меры для выполнения требований законодательства о пожарной и террористической безопасности. Во исполнение требований закона администрацией свидетельствует принятие ряд актов местного значения, которые и являются организационно-правовым обеспечением мер пожарной безопасности. Органом местного самоуправления утверждена целевая программа по обеспечению пожарной безопасности, утвержден бюджет поселения на 2011 год, что подтверждает финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Во исполнение требований закона о создании условий для добровольной пожарной охраны главой Администрации принято постановление, которым утверждено положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории поселения., утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов., утверждена муниципальная целевая программа пожарной безопасности на 2011-2013 годы, а также утвержден бюджет на 2011год, в котором предусмотрено финансирование мер пожарной безопасности. На территории Привольного сельского поселения источники противопожарного водоснабжения закреплены за хозяйствами, на которых возложена ответственность за их содержание. Естественных источников водоснабжения в радиусе 200метров на территории Привольного сельского поселения не имеется. Все вопросы Администрация решает в рамках бюджетных средств. Учитывая, что формирование бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, административный орган не вправе вмешиваться в бюджетный процесс, и все вопросы местного значения исполняет в рамках финансирования.

Во исполнения обязанности информирования населения о принимаемых решениях по исполнению закона о пожарной безопасности специалистами администрации проводятся собрания жителей с участием квартальных, участковых уполномоченных, где обсуждаются вопросы противопожарной безопасности и доводится информация о принимаемых мерах.

Принятые акты органов местного самоуправления доводятся до сведения граждан через квартальных на собраниях, а также через газету «Колос». Просит указать в удовлетворении требований прокурору и считает, что в заявлении не указаны конкретные нарушения, подлежащие исполнению, а используемые прокурором оборот « Не в полной мере…» не может указывать на совершение конкретного действия (бездействия).

Третье лицо - отдел надзорной деятельности Кавказского района МЧС России в судебное заседание не явился, согласно заявления просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему :

В соответствие с требованиями ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. В соответствие со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу об отсутствие таких доказательств в заявлении прокурора и не представлено таких доказательств в судебном заседании. В заявлении прокурора изложены обстоятельства., на которых он основывает свои требования и ссылка на нормы материального права, однако в подтверждение доводов представлена только информация отдела надзорной деятельности.

В соответствии со статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д. Статьями 38-39 названного Закона установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Во исполнение вышеназванного закона МЧС России утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что со стороны органов местного самоуправления приняты установленные законом меры по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, о чем свидетельствуют нормативные акты, изданные на местном уровне поселения. Акты администрации Привольного сельского поселения являются организационно-правовым обеспечением первичных мер пожарной безопасности, поскольку определяют порядок создания и организацию деятельности добровольной пожарной охраны, определяют меры по предупреждению и тушению пожаров в населенном пункте, объектах сельскохозяйственного назначения муниципального образования, устанавливают порядок обучения населения мерам пожарной безопасности, также утвержден план привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории населенного пункта и перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов.

Нормативными актами представительного органа местного самоуправления утверждена целевая программы, утвержден бюджет поселения на 2011 финансовый год, что говорит о финансовом обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления создают условия для организации добровольной пожарной дружины, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Следовательно, первоосновой в разрешении данного вопроса, прежде всего, является создание органами местного самоуправления необходимых для этого условий, то есть, создание организационно-правовой базы, финансирования и материально-технического обеспечения.

Постановлением администрации поселения от 06.04.2009 № 36 утверждено Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны. Постановлением главы Привольного сельского поселения от 19.05.2009 № 59 утверждено Положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории населенного пункта. Постановлением от 06.04.2009 № 41 утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов. Постановлением Администрации Привольного сельского поселения от 25.10.2010 № 90 утверждена муниципальная целевая программа по пожарной безопасности на 2011-2013 годы, а от 23.11.2010 № 1 утвержден Бюджет на очередной 2011 финансовый год. Федеральным законом «О пожарной безопасности» полномочия органов местного самоуправления в разрешении вопросов пожарной безопасности и в частности обеспечения первичных ее мер, ограничены рамками компетенции органов местного самоуправления.

На территории Привольного сельского поселения (населенные пункты - х. Красная звезда, х. Внуковский, х. Привольный) пожарные водоемы, предназначенные для тушения пожаров, закреплены за организацией ОАО им. Мичурина с вытекающими из этого правовыми обязанностями должностных лиц соответствующих организаций, что в свою очередь не противоречит п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313).

Пунктом 94 ППБ 01-03, установлено, что если естественный (искусственный) водоем находится на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м), то к нему должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории Привольного сельского поселение Кавказского района, в радиусе 200 метров, естественных и искусственных водоемов нет.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ администрация поселения является всего лишь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, тогда как формирование и утверждение бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. В бюджете поселения в 2011 финансовом году на противопожарную безопасность предусмотрено 10 тысяч рублей., в рамках которых Администрация и может реализовать свои полномочия в области пожарной безопасности.

Администрация муниципального образования имеет строгие рамки бюджетных обязательств, вследствие чего, вопросы местного значения поселения, администрация решает только в рамках бюджетных обязательств и не может выполнить действие, если такое действие не подкреплено финансированием. Кроме этого, исходя из норм БК РФ, административный орган не вправе вмешиваться в бюджетный процесс.

Во исполнение требований закона об информировании населения о принятых решениях проводятся собрания с жителями поселения, собрания членов квартальных комитетов, с участием депутатов, которые информируются о принятых решениях администрацией, что подтверждается представленными протоколом заседания. Кроме того, население информируется через средства массой информации газету «Колос», что подтверждается публикациями в муниципальном вестнике Привольного сельского поселения.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права о свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям органа местного самоуправления.

Сторонами не представлено доказательств нарушения прав граждан в области пожарной безопасности., создание препятствий к осуществлению гражданами этих прав, а также фактов незаконного возложения на граждан обязанностей в области обеспечения мер пожарной безопасности либо незаконного привлечения в такой ответственности, и судом таких доказательств не добыто.

Предусмотренные нормами законодательства о пожарной безопасности мероприятия Администрацией Привольного сельского поселения исполнены.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация Привольного сельского поселения не бездействует и в рамках своих полномочий и компетенции принимает меры по обеспечению пожарной безопасности.

Мероприятия Администрацией Привольного сельского поселения в области обеспечения пожарной безопасности проводятся в соответствие с принятым бюджетом, в рамках имеющегося финансирования Суд не вправе возлагать на Администрацию поселения обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности в отсутствие для этого средств в бюджете, что будет являться вторжением в деятельность органа местного самоуправления и в его бюджет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявления прокурора и отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Привольного сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Г. Агеева