ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44171 от 07.11.2011 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-44171

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Л.С. Варнавской

при секретаре О.В. Ширниной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ООО «ЖЭК», ООО «Вычислительный центр ЖКХ» о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и начислению компенсации расходов по оплате за отопление,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ООО «ЖЭК».

В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Барнаула, выявлены нарушения прав истца при начислении компенсации за оплату коммунальной услуги - отопление. ФИО1 является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г. № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». В соответствии с п.п.15,16 Правил денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Следовательно, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из площади жилого помещения, и распространяться на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. В нарушение указанных положений законодательства ответчик ООО «ЖЭК» рассчитывает, а ответчик Управление социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула назначает компенсацию расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилья, а не из общей площади жилого помещения, занимаемого истцом. Как следует из представленной выписки из лицевого счета, общая площадь жилого помещения составляет 43,40 кв.м..

Прокурор просил признать незаконными действия ООО «ЖЭК» и Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула по неправильному предоставлению ФИО1, проживающей по адресу .... с ДД.ММ.ГГГГ компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50% исходя из социальной нормы площади жилья. Обязать ООО «ЖЭК» и Управление социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула произвести ФИО1, проживающей по адресу ...., перерасчет компенсации на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50% исходя из общей площади жилого помещения 43 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ООО «ЖЭК» рассчитывать ФИО1, проживающей по адресу .... компенсацию расходов на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения 43 кв.м. с момента вынесения решения. Обязать Управление по социальной защите населения по Центральному району г.Барнаула произвести ФИО1, проживающей по адресу ...., назначение 50% льготы на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения 43 кв.м. с момента вынесения решения.

В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последнему уточненному иску просил признать незаконными действия ООО «ЖЭК», ООО «Вычислительный центр ЖКХ» по расчету ФИО1, проживающей по адресу ...., компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% исходя из социальной нормы площади жилья; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула по назначению ФИО1, проживающей по адресу ...., компенсации на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% исходя из социальной нормы площади жилья; обязать ООО «ЖЭК» и ООО «Вычислительный центр ЖКХ» произвести ФИО1, проживающей по адресу ...., ...., расчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги - отопление исходя из общей площади жилого помещения 43,40 кв.м. с момента подачи искового заявления; обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула произвести ФИО1, проживающей по адресу .... назначение 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из общей площади жилого помещения – 43,40 кв.м. с момента подачи искового заявления.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Барнаула Боровкова Е.П. на исковых требованиях настаивала, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула ФИО2 возражала против исковых требований в части признания действий управления незаконными. Пояснила, что Управление назначало компенсацию согласно данных реестра, в соответствии с которым сведения о льготополучателях переданы в Управление ресурсоснабжающими организациями, исходя из социальной нормы площади жилого помещения.

Представители ответчиков ООО «ЖЭК», ООО «Вычислительный центр ЖКХ», истец ФИО1, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством № В 0458432 от ДД.ММ.ГГГГ, проживает в квартире по адресу ..... В квартире помимо истца зарегистрированы и проживают: ФИО6 (собственник) и ФИО7. Льготополучателем является только истец.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

В силу положений Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае»).

Аналогичные положения закреплены в п.3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 г. №126.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).

В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

Установлено, что ООО «ЖЭК», являясь управляющей организацией, приняло на себя функции по управлению домом № по .....

Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения обязано предоставлять в управляющую компанию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки. ООО «ЖЭК» являясь организацией поставщиком услуг, обязано на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Решением Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ Основанием предоставления компенсации указано отнесение к категории реабилитированных. При этом в решении указана общая площадь жилого помещения 43,40 кв.м.. В информации Управления о данных, занесенных в программный комплекс «назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» указано на размер льготной площади по отоплению 42 кв.м..

Из представленной Управлением социальной защиты населения выписки по лицевому счету ФИО1 следует, что льгота по отоплению предоставлялась в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 – «реабилитированный». Начисление указанной льготы происходило исходя из социальной нормы площади жилья.

В силу ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.

Согласно п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307).

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.2010 № 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Как установлено в судебном заседании общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет – 43,40 кв.м.. Истец ФИО1 является единственным льготополучателем из всех членов семьи, расчет денежного эквивалента по отоплению не зависит от количества проживающих в квартире лиц и количества членов семьи льготника, в связи с чем при расчете и назначению к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения 43,40 кв. м..

Подлежат удовлетворению требования прокурора о признании незаконными действий ООО «ЖЭК» по расчету истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения, действий Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула - по назначению компенсации расходов на отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения, поскольку названные действия противоречат законодательству. В связи с незаконностью указанных действий подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности с момента подачи искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки и начисление компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения.

Требования прокурора, заявленные к ООО «Вычислительный центр ЖКХ», удовлетворению не подлежат. Общество не является поставщиком коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений. Согласно заключенному договору об информационном обмене общество производит технические работы по расчету, в том числе денежного эквивалента льготополучателям. Ответственность за правильность начисления и расчета на указное общество в силу действующего законодательства возложена быть не может.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула, заявленные в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Признать действия ООО «ЖЭК»» по расчету ФИО1, проживающей по адресу ...., .... компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.

Признать действия Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула по назначению ФИО1, проживающей по адресу .... компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения незаконными.

Возложить на ООО «ЖЭК» обязанность рассчитывать ФИО1, проживающей по адресу ...., денежный эквивалент 50% льготы на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения 43,40 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула обязанность производить ФИО1, проживающей по адресу ...., с ДД.ММ.ГГГГ назначение компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из общей площади жилого помещения 43,40 кв.м..

В удовлетворении требований, заявленных к ООО «Вычислительный центр ЖКХ», прокурору Центрального района г.Барнаула отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья Центрального

районного суда г. Барнаула ФИО3