ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4417/19 от 14.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-4417/2019 (УИД 76RS0014-01-2019-004004-43) изг. 03.12.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2019 года г. Ярославль

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Кохановой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к департаменту образования Ярославской области, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении к включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО6 обратился в суд с иском к департаменту образования Ярославской области, ДИЗО ЯО о возложении обязанности по включению в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении к предоставлению жилого помещения.

В обоснование иска указал, что ФИО6 относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. В собственности истца находятся 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 66,1 кв.м., однако проживать в указанном жилом помещении истец не может, поскольку в данном жилом помещении имеет долю в праве собственности и зарегистрирована его мать ФИО1, лишенная в отношении истца родительских прав, доля в общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждое проживающее и зарегистрированное в жилом помещении лицо менее учетной нормы, установленной в г. Ярославле. Решением комиссии департамента образования Ярославской области истцу отказано во включении в список на том основании, что истец является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, что соответствует 13,22 кв.м. общей площади жилого помещения, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю ФИО6 превышает учетную норму предоставления жилого помещения, установленную для городского округа г. Ярославль постановлением мэра г. Ярославля от 28.02.2005 г. № 761 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма». Истец с отказом ответчика не согласен, поскольку полагает, что в закрепленном за ним жилом помещении, в котором у него имеется доля в праве собственности, зарегистрировано еще 5 человек, доля общей площади жилого помещения, приходящееся на оно зарегистрированное в жилом помещении лицо, составляет 11,02 кв.м., что ниже учетной нормы предоставления. Кроме того, в данном жилом помещении зарегистрирована и имеет долю в праве собственности мать ФИО6- ФИО1, лишенная в отношении истца родительских прав. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении и исключают реальную возможность определения порядка пользования жилым помещением. Ссылается на нормы Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закона Ярославской области от 09.11.2007 года

В судебном заседании истец ФИО6, представитель истца по устному ходатайству ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме, указав, что жилое помещение по адресу <адрес> представляет собой трехкомнатную квартиру, 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение принадлежат ФИО6, 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение принадлежат ФИО6 принадлежат дедушке истца ФИО2, 1/5 доли- бабушке ФИО3, 1/5 дяде ФИО4, 1/5 сестре ФИО5 Дедушка и бабушка истца проживают в большой комнате, сестра ФИО5 с несовершеннолетним ребенком проживает в другой комнате, в третьей комнате проживают истец, его мать и дядя. Таким образом, определение порядка пользования жилым помещением пропорционально долям в праве общей долевой собственности на жилое помещение с учетом сложившегося порядка пользования жилым помещением и количеством проживающих в жилом помещении лиц невозможно. Поскольку мать истца, лишенная в отношении него родительских прав фактически проживает и зарегистрирована в данном жилом помещении, проживание истца по адресу <адрес> невозможно. Мать истца вселилась в жилое помещение около двух лет назад, когда истец проходил действительную военную службу по призыву и до настоящего времени проживает в данном жилом помещении.

Представитель ответчика департамента образования Ярославской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие. Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что из представленных в материалы дела документов: решения Заволжского районного суда г. Ярославля от 08.06.2007 года, следует, что мать истца ФИО1 фактически по месту регистрации по адресу <адрес>, не проживает. Доказательств обратного истцом не представлено. Таким образом, поскольку мать истца фактически не проживает в жилом помещении, где у истца имеется доля в праве собственности на жилое помещение, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждое фактически проживающее в жилом помещении лицо, превышает учетную норму предоставления, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства по Заволжскому району г. Ярославля в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.

В собственности истца находятся 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 66,1 кв.м.

Ответом департамента образования Ярославской области ФИО6 отказано во включении в список на том основании, что истец является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, что соответствует 13,22 кв.м. общей площади жилого помещения, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю ФИО6, превышает учетную норму предоставления жилого помещения, установленную для городского округа г. Ярославль постановлением мэра г. Ярославля от 28.02.2005 г. № 761 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма».

Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

На территории Ярославской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 года « 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

Статья 6-1 Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 года N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» предусматривает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются указанным лицам при условии нахождения их места жительства на территории Ярославской области и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст. 6<3> Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, в том числе: не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности и др.

Согласно п.п.1 п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. В собственности истца находятся 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 66,1 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано 6 человек, в том числе мать истца ФИО1

П. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что при рассмотрении дел, связанных с обменом жилыми помещениями, судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 Жилищного кодекса РФ, предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья.

Следовательно, требование предусмотренное п.п. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части наличия вступившего в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ относится только к случаям, если данное жилое помещение находится в пользовании по договору социального найма, и не может быть применено в отношении жилого помещения находящегося на праве собственности, так как это не предусмотрено жилищным законодательством.

С учетом общей площади жилого помещения, количества комнат, количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, пятеро из которых имеет долю в праве собственности на данное жилое помещение, определить порядок пользования жилым помещением пропорционально долям в праве собственности на жилое помещение, не представляется возможным.

Пояснениями истца подтверждено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела мать истца ФИО1, лишенная в отношении него родительских прав, зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении по адресу <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждено выпиской из домовой книги квартиросъемщика.

Ссылки ответчика департамента образования Ярославской области на то, что решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 08.06.2007 года установлено, что ФИО1 по адресу <адрес> вместе с детьми не проживает, несостоятельны, поскольку с момента вынесения решения прошло значительное количество времени, пояснения истца о том, что мать вселилась в жилое помещение около двух лет назад, материалами дела не опровергнуты.

При указанных обстоятельствах в силу положений п.п.1 п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО6 является лицом их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

Поскольку в соответствии с п. 1.4.2 Положения о Департаменте образования Ярославской области, утвержденном постановлением Администрации Ярославской области от 31.01.2007 года №29 (в редакции от 30.09.2013 года) «О создании Департамента образования Ярославской области» функция по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями органами государственной власти Ярославской области в соответствии с законодательством РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на Департамент образования Ярославской области, именно Департамент образования ЯО является надлежащим ответчиком по делу и на него суд возлагает обязанность по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области». Из указанных норм следует, что включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области», должно осуществляться с момента обращения истца с заявлением.

Поскольку судом не установлено оснований для отказа во включении истца во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исковые требования подлежат удовлетворению.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения возраста 23 лет.

Истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до достижения возраста 23 лет.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ответчика департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обязательства по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда на территории г. Ярославль, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконным приказ департамента образования Ярославской области от 02.07.2018 № 16 об отказе во включении ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Возложить на департамент образования Ярославской области обязанность включить ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».

Обязать департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить ФИО6 на территории г. Ярославль Ярославской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья: В.В.Барышева