ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4418/19 от 22.05.2019 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2-4418/2019

УИД 23RS0041-01-2019-005142-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Дворникова В.Н.

секретаря судебного заседания Смирнова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Поповой И.Б. об обращении в доход Российской федерации денежных средств, эквивалентных стоимости имущества, в отношении которого государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, третьи лица – Межрегиональное территориальное управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ГУ МВД России о Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснодарского края Табельский С.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Поповой И.Б. об обращении в доход Российской федерации денежных средств, эквивалентных стоимости имущества, в отношении которого государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что Врио начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО8ДД.ММ.ГГГГ направлены материалы в отношении начальника отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару Поповой И.Б., свидетельствующие о несоответствии расходов ее общим доходам за 3 последних года, предшествующих совершению сделок, направленных на приобретение квартиры <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером жилого дома <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , земельного участка под ним площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером . Попова И.Б. в период с 1998 г. по 2003 г. занимала должность дознавателя отдела дознания УВД Прикубанского округа г. Краснодара, с 2003 г. по 2009 г. - старшего дознавателя отдела дознания УВД по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара, с 2009 г. по 2010 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела милиции № 5 УВД по г. Краснодару, с 2010 г. по 2011 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела милиции № 10 УВД по г. Краснодару, с 2011 г. по 2013 г. - дознавателя отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару, с 2013 г. по 2017 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару. Приказом УМВД России по г. Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ л/с Попова И.Б. назначена на должность начальника отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару, которую занимает в настоящее время. Основанием для осуществления ГУ МВД России по краю контрольных мероприятий послужила поступившая информация о совершении Поповой И.Б. 4 сделок по приобретению объектов недвижимости, стоимость которых превышает ее доходы за 3 последних года, предшествующих их совершению, изложенная в рапорте и полученная в рамках изучения и анализа справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленных указанной служащей. При совершении Поповой И.Б. в 2016 году 4 сделок по приобретению 5 объектов недвижимости ею затрачены денежные средства на общую сумму <данные изъяты> руб. При этом в рамках проведенных ГУ МВД России по краю контроля за расходами, а также прокуратурой края надзорных мероприятий, подтверждены доходы, полученные законным путем только на сумму <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. доходы за 2013 - 2015 гг., полученные служащей по основному месту работы, с учетом выплаченных алиментов и денежных средств, полученных, от продажи квартиры, принадлежащей ее несовершеннолетнему сыну ФИО5 и <данные изъяты> руб. денежные средства, выплаченные ФИО6 в качестве алиментных обязательств. Прокурором сделан вывод о неподтверждении Поповой И.Б. источников получения средств, за счет которых в 2016 г. совершены вышеупомянутые сделки, на общую сумму <данные изъяты> руб., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца старший прокурор по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Краснодарского края Тян Е.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате и времени его рассмотрения извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. В суд от представителя ответчика по доверенности Палина Д.А. поступило ходатайство о передаче дела по подсудности. Иных ходатайств, заявлений, обосновывающих уважительность пропуска Поповой И.Б. очередного судебного заседания, суду не поступало.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.

С учетом императивного требования о рассмотрении гражданских дел в разумные сроки, установленное ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса при наличии в материалах дела сведений об их надлежащем извещении.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Согласно ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Статьей 17 указанного Федерального закона определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных ч. 3 ст. 16 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

В соответствии с положениями п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 г. №26-П, положения п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой, допуская обращение в порядке гражданского судопроизводства в доход Российской Федерации, принадлежащих лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых таким лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, а также денежных средств, полученных от продажи такого имущества, эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость учета при определении оснований применения данной меры государственного принуждения всего объема законных доходов, которые были получены указанными лицами и могли быть использованы для приобретения соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах, и позволяют указанным лицам представлять доказательства законности происхождения своих доходов, не препятствуют суду принимать любые допустимые Гражданским процессуальным кодексом РФ доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, которые подлежат оценке судом по его внутреннему убеждению с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, не препятствуют суду при выявлении незначительного расхождения размера доходов, законность происхождения которых подтверждена, и размера расходов на приобретение соответствующего имущества с учетом фактических обстоятельств конкретного дела определить ту его часть, которая приобретена на доходы, законность происхождения которых не доказана, и потому подлежит обращению в доход Российской Федерации (либо денежные средства, полученные от реализации такого имущества), а также определить порядок исполнения своего решения с учетом особенностей этого имущества.

Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (ст. 1). Последствием выявления в ходе проведения контроля за соответствием расходов государственного (муниципального) служащего и членов его семьи их общему доходу нарушений может быть направление соответствующих сведений в органы прокуратуры (ст.ст. 13 и 16), которые, руководствуясь приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.04.2015 г. №179 «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона», осуществляют собственную проверку (направляют запросы, обеспечивают возможность предоставления государственным (муниципальным) служащим необходимых разъяснений и др.) и принимают самостоятельное решение о направлении в суд заявления об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурора возлагается обязанность по осуществлению надзора за исполнением законов (в том числе о государственной, муниципальной службе, о противодействии коррупции), из чего следует, что данными необходимыми полномочиями органы прокуратуры наделены до вступления в силу Федерального закона № 230-ФЗ.

В прокуратуру Краснодарского края в порядке ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от Врио начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО8ДД.ММ.ГГГГ поступили материалы в отношении начальника отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару Поповой И.Б., свидетельствующие о несоответствии расходов ее общим доходам за 3 последних года, предшествующих совершению сделок, направленных на приобретение имущества.

Как усматривается из материалов дела, Попова И.Б. в период с 1998 г. по 2003 г. занимала должность дознавателя отдела дознания УВД Прикубанского округа г. Краснодара, с 2003 г. по 2009 г. - старшего дознавателя отдела дознания УВД по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара, с 2009 г. по 2010 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела милиции № 5 УВД по г. Краснодару, с 2010 г. по 2011 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела милиции № 10 УВД по г. Краснодару, с 2011 г. по 2013 г. - дознавателя отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару, с 2013 г. по 2017 г. - старшего дознавателя отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару. Приказом УМВД России по г. Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ л/с Попова И.Б. назначена на должность начальника отдела дознания отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару, которую занимает в настоящее время.

Попова И.Б. предоставила справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г. в порядке ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» на себя и своих несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Поповой И.Б. на основании сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобретена квартира <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м за <данные изъяты> руб., при этом на момент подписания указанного договора (п. 2.2) денежные средства в полном объеме внесены получателем на расчетный счет продавца (ОАО «Кубаньстройкомплекс» в лице агента ООО «Черноморская финансовая компания». В соответствии с договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Поповой И.Б. приобретены земельный участок в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м за <данные изъяты> руб. и земельный участок в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м за <данные изъяты> руб. Денежные средства по сделкам в общей сумме <данные изъяты> руб. полностью уплачены ответчиком продавцу ФИО9 до подписания настоящих договоров. В последующем на основании гражданско-правовых сделок от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости проданы ФИО10 за <данные изъяты> руб. по <данные изъяты> руб. за каждый участок. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Поповой И.Б. приобретены жилой дом <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м за <данные изъяты> 000 руб., а также земельный участок под ним площадью <данные изъяты> кв.м за <данные изъяты> руб. (общая стоимость сделки составила <данные изъяты> руб., оплата по ней произведена полностью до подписания договора.

Таким образом, из справок, поданных служащей в установленном порядке и проверенных уполномоченным органом, в 2016 г. Поповой И.Б. совершены 4 сделки по приобретению 5 объектов недвижимости на общую сумму <данные изъяты> руб., при этом доход семьи, состоящей из Поповой И.Б., ее детей ФИО5, ФИО6, составил <данные изъяты> руб. доход по основному месту работы, 480 000 руб. - выплата по алиментным обязательствам; за 2014 г. - <данные изъяты> руб.; 2015 г. - <данные изъяты> руб., из них: <данные изъяты> руб. – доход по основному месту работы, <данные изъяты> руб. - доход, полученный ФИО5 от продажи квартиры <адрес> (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МВД России по Краснодарскому краю была опрошена Попова И.Б., которая пояснила, что квартира <адрес> стоимостью <данные изъяты> руб. приобретена ею за счет денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., полученных от продажи квартиры <адрес>, принадлежащей ее несовершеннолетнему сыну ФИО5, а также финансовых ресурсов, предоставленных ФИО12 (отец служащей, который умер ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО11 (бабушка служащей, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ). При этом покупка жилого дома <адрес>, а также земельного участка под ним, общая стоимость которых составила <данные изъяты> руб., осуществлялась также за счет средств ФИО12 и ФИО11 По данным отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю (информация от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО11 в период с 2013 года по 2015 год выплачена пенсия в сумме <данные изъяты> руб. (2013 год - 216 407,01 руб., 2014 год - 233 173,15 руб., 2015 год - 134 542,41 руб.). Попову И.Б. в период с 2013 года по 2015 год выплачена пенсия 89 722,8 руб. (2013 год - 26 361,96 руб., 2014 год - 31 260,84 руб., 2015 год - 32 100 руб.).

К данным сведениям суд относится критически, так как письменные договоры дарения либо займа при передаче вышеупомянутыми родственниками денежных средств Поповой И.Б. не заключались. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Поповой И.Б. за 2013 - 2015 гг. не содержат сведений об обязательствах имущественного характера, в том числе информации о займах денежных средств у физических лиц, а также о получении доходов по договорам дарения. Отмеченные обстоятельства не позволяют признать достоверными утверждения Поповой И.Б. о получении ею денежных средств от своих родственников.

Попова И.Б. указывала, что для приобретения земельных участков по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м и площадью <данные изъяты> кв.м соответственно использовались денежные средства в размере <данные изъяты> руб., предоставленные ФИО13 (бывший супруг служащей, с 2009 г. брак расторгнут) в счет погашения алиментов, которые в присутствии Поповой И.Б. лично переданы продавцу объектов недвижимости ФИО9

Опрошенный в ГУ МВД России по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГФИО13 сообщил, что на протяжении последних 15 лет осуществляет свою трудовую деятельность в ООО «Русь» в должности кассира-контролера, где его средняя заработная плата в месяц составляет 25 000 руб. В 2013 г. ФИО6 по данному месту работы получен доход в сумме 80 434,91 руб., за 2014 г. - 60 120, 88 руб., за 2015 год - 103 416, 84 руб., за 2016 г. - 123 943, 71 руб., а всего - 367 916, 34 руб. Иной доход у ФИО6 отсутствует, предпринимательской деятельностью он не занимается. ФИО6 пояснил, что на момент совершения вышеупомянутых сделок он располагал денежными средствами в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование своих доводов им представлены 2 расписки о получении ДД.ММ.ГГГГ займа в размере <данные изъяты> руб. от ФИО14 и ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. от ФИО15, которые являются его коллегами. Данные сделки заключены в письменной форме, предусмотренной ст. 808 Гражданского кодекса РФ. Также примерно в 2006 г. ФИО6 за <данные изъяты> руб. продан принадлежащий ему ранее земельный участок, расположенный в <адрес>.

Однако пояснения указанных лиц опровергаются имеющимися материалами. В частности, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проданного объекта недвижимости (земельный участок по <адрес>) составила <данные изъяты> руб. Кроме того, в рамках проведенного контроля за расходами не представилось возможным определить местонахождение ФИО14, опросить его с целью подтверждения факта передачи денежных средств в размере 2 млн. руб. ФИО6, а также установления его финансовой способности осуществить займ.

Таким образом, на момент совершения сделок по приобретению земельных участков, расположенных в <адрес>, ФИО6 мог располагать денежными средствами на общую сумму <данные изъяты> руб., выплаченными в 2013 - 2015 гг. в качестве заработной платы по основному месту работы в ООО «РУСЬ-1» (243 972, 63 руб.), полученными в связи с продажей земельного участка в <адрес> (<данные изъяты> руб.), а также в виде займа от ФИО15 (<данные изъяты> руб.). Законность происхождения оставшейся суммы денежных средств в размере <данные изъяты> руб. не подтверждена.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что при совершении Поповой И.Б. в 2016 году 4 сделок по приобретению 5 объектов недвижимости ею затрачены денежные средства на общую сумму <данные изъяты> руб. При этом в рамках проведенных ГУ МВД России по краю контроля за расходами, а также прокуратурой края надзорных мероприятий подтверждены доходы, полученные законным путем только на сумму <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. - доходы за 2013-2015 гг., полученные служащей по основному месту работы, с учетом выплаченных алиментов и денежных средств, полученных, от продажи квартиры, принадлежащей ее несовершеннолетнему сыну ФИО5 и <данные изъяты> руб. денежные средства, выплаченные ФИО6 в качестве алиментных обязательств.

Таким образом Попова И.Б. не подтвердила источники получения средств, за счет которых в 2016 г. совершены вышеупомянутые сделки, на общую сумму <данные изъяты> руб.

Оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, учитывая, что ответчиком не представлены достаточные и допустимые доказательства, с достоверностью свидетельствующие о законности происхождения денежных средств, затраченных на приобретение вышеуказанного имущества, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Поповой И.Б. об обращении в доход Российской федерации денежных средств, эквивалентных стоимости имущества, в отношении которого государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, и считает необходимым взыскать в доход Российской Федерации денежные средства в размере 4 622 770, 11 рублей - денежный эквивалент стоимости части недвижимого имущества, законность приобретения которого не доказана.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Поповой И.Б. об обращении в доход Российской федерации денежных средств, эквивалентных стоимости имущества, в отношении которого государственным служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы удовлетворить.

Взыскать в доход Российской Федерации с Поповой И.Б. денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: