ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4419/18 от 04.07.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4419/2018

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 04 июля 2018 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербицкой Любовь Валерьевны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказа в назначении единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), отказа
в назначении ежемесячного пособия на детей семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, признании права на получение единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), права на получение ежемесячного пособия на детей семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем назначения единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), назначения ежемесячного пособия на детей, взыскании денежных средств и уплаченной государственной пошлины,

Установил:

Истец Вербицкая Л.В. предъявила к ответчику – Железнодорожному управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в Железнодорожный городской суд Московской области названный иск, в обоснование которого указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ года
в ее семьей родился третий ребенок. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ она обратилась
в МФЦ г.о. Балашиха с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка (рожденного, и двух старший детей), и с заявлением
о назначении единовременного пособия при рождении ребенка как малоимущей семье, имеющей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Московской области. Данные пособия относятся к пособиям, принятым областным законодательством по Московской области. Были поданы сразу четыре заявления, к которым приложены соответствующие документы. Однако, в конце мая ей дан ответ в Железнодорожном УСЗН об отказе в этих пособиях по причине «нет сведений о выплатах матери по больничному листу». 15 июня 2017 года пришло письмо – расшифровка от Железнодорожного УСЗН, что сведения о пособии по беременности и родам должны указываться исходя
из деления на количество месяцев. От нее было разъяснение, что эти выплаты были начислены и выплачены в декабре 2016 года, бухгалтерия закрыла свои отчеты для налоговой, и выдать другой расчет отказалась. Тем не менее,
ей было отказано в этих пособиях, а соцзащита, если имела сомнения
в достоверности данной справки, могла сделать запрос для уточнения, однако таким правом не воспользовалась. В начале августа она снова обратилась
в Железнодорожное УСЗН с пакетом документов для уточнения, все ли в них правильно. Однако, поменялся порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, и с 01 августа нужны справки о доходах не за три месяца,
а за двенадцать. ДД.ММ.ГГГГ года она снова подала заявление о назначении
и выплате единовременного пособия при рождении ребенка. Все документы были приложены согласно списка. В сентябре ей снова было отказано
по причине повышения прожиточного минимума. ДД.ММ.ГГГГ года
она снова подала заявление о назначении пособия, на что ДД.ММ.ГГГГ года опять было отказано о причине превышения прожиточного минимума.
При этом, она прикладывала справку мужа, в которой было указано, что суммы в справке являются только начисленными, но не выплаченными фактически,
то есть, по сути, доходом не являются. Она подала заявление о пересмотре решения по вопросу выплат пособий на детей ДД.ММ.ГГГГ года
с последующей выплатой. ДД.ММ.ГГГГ года ответчик вынес окончательным отказ, с которым она смогла ознакомиться только ДД.ММ.ГГГГ года.
Она считает право ее семьи на получение указанных пособий нарушенным. Заявление было подано в августе, то есть, до наступления шести месяцев ребенку, а также при единственно верных расчетах среднедушевого дохода семьи исходя из суммы доходов членов семьи, или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, которые действуют на территории все страны, и являются неизменными, при расчете их предоставленных справок с работы (ее и мужа) они попадали в категорию малоимущих и должны были получить эти пособия. Поэтому считает решение незаконным.

На основании изложенного, истец Вербицкая Л.В. просила суд признать незаконным отказ соцзащиты в назначении единовременного пособия
при рождении ребенка (третьего), отказ в назначении ежемесячного пособия
на детей семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; признать право на получение единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), права на получение ежемесячного пособия на детей семье
со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; обязать Железнодорожное управление социальной защиты населения Министерства образования Московской области устранить допущенные нарушения ее прав,
а в ее лице и ее семьи путем предоставления мер социальной поддержки
и назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), назначения ежемесячного пособия на детей, а всего в общей сумме 96784 рубля (путем зачисления на расчетный счет – банковскую карту, данные есть у ответчика); так как пособие назначается на 12 месяцев с месяца подачи
(с августа), обязать орган соцзащиты производить начисление и выплаты исходя из предоставленных документов и единственно верных расчетов на троих детей с февраля 2018 года по июль включительно (12-й месяц); при удовлетворении иска возместить ответчиком потраченную сумму при оплате госпошлины
в размере 300 рублей (л.д. 1-12).

Определением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Московской области (л.д. 47-48).

Определением Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года (протокольное) произведена замена ответчика
с Министерства социального развития Московской области в лице Железнодорожного управления социальной защиты населения на ответчика Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития Московской области (л.д. 96-97).

Определением Железнодорожного городского суда Московской области от 21 марта 2018 года гражданское дело передано по подсудности
на рассмотрение в Балашихинский городской суд Московской области
(л.д. 98-100).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года определение Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставлено
без изменения, частная жалоба Вербицкой Любови Валерьевны оставлена
без удовлетворения (л.д. 146; 147-149).

ДД.ММ.ГГГГ года гражданское дело поступило в Балашихинский городской суд Московской области (л.д. 150).

В дальнейшем, истец Вербицкая Л.В., уточнив предъявленный иск,
и увеличив размер исковых требований, просила суд принять увеличение исковых требований и изменить сумму, заявленную в иске к возмещению ответчиком в связи с увеличением сроков рассмотрения дела по существу
по вине ответчика; взыскать в ее пользу с ответчика сумму в размере
110296 рублей (96784 рубля + 13512 рублей) и госпошлину в размере
300 рублей (л.д. 151-153; 155-157).

Определением Балашихинского городского суда Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ года (протокольное) в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика – Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха надлежащим ответчиком – Министерство социального развития Московской области (л.д. 185-186).

В судебном заседании истец Вербицкая Л.В. поддержала уточненный
иск с увеличенным размером исковых требований, который просила удовлетворить в полном объеме по изложенным в заявлении доводам,
и по доводам представленных в дело письменных дополнений к иску
(л.д. 171-179). Также пояснила, что периодом назначения мер социальной поддержки и взыскания денежных средств является период с марта 2017 года
по июнь 2018 года. Заявленную к взысканию денежную сумму составляют единовременная выплата в размере 60000 рублей, а остальная сумма –
это ежемесячные платежи за период.

Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области по доверенности (л.д. 195-197; 198) – Гаврилова В.А.
иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме
по доводам представленных в дело письменных возражений (л.д. 190-194),
в числе которых пояснила, что решения об отказе в назначении пособий соответствуют требованиям законодательства Московской области, действовавшего в соответствующий период. Изначально истец не представила необходимых документов обо всех доходах семьи, а в дальнейшем было установлено, что среднедушевой доход семьи превышает установленную законодательством Московской области величину в соответствующий период. Обращала внимание суда на то, что учитывается также и начисленная,
но фактически не выплаченная заработная плата.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.

Как установлено ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе,
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права
и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом, что определено
ст. 12 ГК РФ.

Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ),
в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, устанавливал правовую основу для определения прожиточного минимума
в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 в указанной редакции названный Федеральный закон под среднедушевым доходом семьи (одиноко проживающего гражданина) понимал совокупную сумму доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленную на число всех членов семьи.

Согласно ст. 6 ФЗ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ в этой же редакции определено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии
с законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 названного выше Федерального закона в редакции, действующей ко дню судебного заседания, семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право
на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются
в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания
им государственной социальной помощи» (далее – ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ) устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи
и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной помощи в соответствии
с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст.ст. 1 и 5 ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося
его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания
им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
для оказания им государственной социальной помощи» утвержден прилагаемый перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания
им государственной социальной помощи (далее – Перечень видов доходов).

В соответствии с п. 1 указанного выше Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые
при расчете среднего заработка; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении
в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты пособие по безработице, материальная помощь
и иные выплаты безработным гражданам, ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора
и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Закон Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 21 декабря 2005 года № 5/163-П)
(далее – Закон МО от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ), регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям
в Московской области.

В соответствии со ст. 2 названного Закона, для целей настоящего Закона применяются в числе иных следующие основные термины и понятия: меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Социальное пособие - денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области. Компенсация - денежное возмещение произведенных расходов. Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое
и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки
и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия
один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются
в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения
и не достигли 23 лет.

Согласно ст. 3 Закона МО от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ установлены виды социальных пособий, в числе которых единовременное пособие
при рождении ребенка; пособие на ребенка.

Как установлено ст. 6 этого же Закона, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее,
в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован
по месту жительства в Московской области. Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих
на день обращения за его назначением. Размер единовременного пособия
при рождении третьего и последующего ребенка - 60000 рублей.

Согласно ст. 7 Закона МО от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка
до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок,
на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. Размер пособия на ребенка составляет на детей: до полутора лет -
2228 рублей; от полутора до трех лет - 4248 рублей; от трех до семи лет -
1115 рублей; от семи и старше - 558 рублей. Право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Как следует из положений ст. 11 указанного выше Закона, единовременное пособие при рождении ребенка (детей) назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей). Пособие на ребенка предоставляется ежемесячно. Пособие
на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
При обращении за пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка, пособие назначается и выплачивается за истекшее время,
но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление
о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами. Пособие на ребенка назначается на двенадцать месяцев, начиная с месяца подачи заявления о назначении пособия на ребенка со всеми необходимыми документами. В случае представления заявления о продлении выплаты пособия на ребенка и документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в течение календарного месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, пособие на ребенка продлевается на последующие двенадцать месяцев. В случае непредставления заявления о продлении выплаты пособия
на ребенка и документов, подтверждающих сведения о доходах семьи
в указанный срок, выплата пособия на ребенка возобновляется с месяца подачи заявления о возобновлении выплаты пособия на ребенка со всеми необходимыми документами.

В силу положений ст. 21 Закона МО от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям
в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется
за счет средств бюджета Московской области. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области, за исключением части 3 статьи 16. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 16 Закона, устанавливаются Губернатором Московской области. Порядок исчисления и учета среднедушевого дохода семьи устанавливается Правительством Московской области.

Постановление Правительства Московской области от 14 августа 2012 года № 989/30 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области» утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее – Порядок назначения
и выплаты).

Как следует из п.п. 2, 3 и 4 Порядка назначения и выплаты, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области. Для назначения (возобновления) единовременного пособия необходимы следующие документы, в числе которых документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения. Документы, указанные в подпунктах «а» - «ж», «и» - «ф» пункта 3 настоящего Порядка, представляются заявителем лично либо через представителя в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 10 Порядка назначения и выплаты определено, что решение
об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случаях превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Московской области; несоответствия документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, по форме
или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации
и законодательства Московской области; представления неполных сведений
о доходах семьи в соответствии с пунктом 94.1 настоящего Порядка непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из трех календарных месяцев; представления неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению.

В соответствии с п.п. 12 и 13 этого же Порядка пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается одному из родителей либо лицу,
его заменяющему (далее - заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста
16 лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания
им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях
со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. Для назначения (возобновления) пособия необходимы, в числе иных, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Пунктом 18 Порядка назначения и выплаты определено, что решение
об отказе в назначении (возобновлении) пособия принимается в случаях превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Московской области; несоответствия документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего Порядка, по форме
или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации
и законодательства Московской области; представления неполных сведений
о доходах; непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

Согласно п. 88 указанного Порядка, в составе семьи для назначения единовременного пособия, назначения (возобновления), продления пособия, ежемесячного пособия детям-инвалидам учитываются состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие с ними или с одним из них
их несовершеннолетние дети; одинокий родитель (усыновитель)
и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

В соответствии с п.п. 92, 93 и 94 в доход семьи, учитываемый
при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются, в числе иных, все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты, в числе которых, все виды пенсий, компенсационные выплаты; денежные выплаты, установленные отдельным категориям граждан; пособие по безработице, а также стипендия, получаемая безработным в период профессионального обучения и переобучения; пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; надбавки и доплаты (кроме носящих единовременный характер) ко всем видам выплат, указанным в настоящем пункте, установленные органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К доходу семьи, учитываемому
при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся, в том числе, оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.

Согласно п.п. 95 и 96 этого же Порядка определено, что доход семьи
для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения единовременного пособия определяется как общая сумма доходов семьи
за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления
о назначении указанного социального пособия (далее - расчетный период
для назначения единовременного пособия), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении. Доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия
на ребенка, ежемесячного пособия детям-инвалидам, ежемесячного пособия студентам определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия
(далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления
о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия. При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы
до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов
и обязательных страховых платежей.

Из положений п.п. 103-104 Порядка назначения и выплаты исчисление величины среднедушевого дохода семьи, в том числе за период истекшего времени, на который может быть назначено социальное пособие, производится территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных заявителем. Величина среднедушевого дохода
для назначения единовременного пособия определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период для назначения единовременного пособия
на 3 и на число членов семьи. Величина среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия, ежемесячного пособия детям-инвалидам, ежемесячного пособия студентам определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 12 и на число членов семьи.

В редакции, действовавшей в период обращения истца к ответчику 06 мая 2017 года п.п. 3, 13, 98 названного Порядка предусматривали, что для назначения и выплаты единовременного пособия необходимы, в числе иных, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия необходимы, в числе иных, документы, подтверждающие сведения
о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения. Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства после увольнения
в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий
по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, компенсации при выходе в отставку; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях
на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им 3-летнего возраста, делятся на количество месяцев,
за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчетного периода.

В этой же редакции действовал п. 102 Порядка назначения и выплаты,
в соответствии с которым при исчислении доходов не учитываются начисленные, но не выплаченные фактически заработная плата (денежное вознаграждение, содержание), денежное довольствие и другие выплаты, предусмотренные настоящим Порядком.

На момент обращения истца к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года названный выше пункт Порядка утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области, регулирующие вопросы назначения и выплаты социальных пособий
и ежемесячной денежной выплаты семье в Московской области».

На момент обращения истца к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года п.п. 95 и 96 названного выше Порядка действовали с редакции, согласно которой доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется
как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (продлении выплаты) социального пособия (далее - расчетный период), исходя из состава семьи
на дату подачи заявления о назначении (продлении выплаты). При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии
с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных страховых платежей.

Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> установлена величина прожиточного минимума в Московской области за I квартал 2017 года на душу населения - 11280 рублей,
для трудоспособного населения - 12495 рублей, пенсионеров - 8480 рублей, детей - 10962 рубля.

Постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2017
№ 806/34 установлена величина прожиточного минимума в Московской области за II квартал 2017 года на душу населения - 11865 рублей, для трудоспособного населения - 13146 рублей, пенсионеров - 8918 рублей, детей - 11522 рубля.

Постановлением Правительства Московской области от 25 декабря 2017 года № 1116/46 установлена величину прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2017 года на душу населения - 12156 рублей,
для трудоспособного населения - 13478 рублей, пенсионеров - 9071 рубль, детей - 11881 рубль.

Постановлением Правительства Московской области от 30 марта 2018
№ 199/12 установлена величина прожиточного минимума в Московской области за IV квартал 2017 года на душу населения - 11365 рублей, для трудоспособного населения - 12581 рубль, пенсионеров - 8535 рублей, детей - 11097 рублей.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Вербицкая Л.В. является матерью Вербицкого Льва Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца
<адрес> (л.д. 15), Вербицкого Максима Евгеньевича,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>
(л.д. 188), Вербицкого Станислава Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г<адрес> (л.д. 189).

Из выписки из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкая Л.В., Вербицкий М.Е., Вербицкий С.Е.
и Вербицкий Л.Е. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 20).

В представленных суду свидетельствах о рождении отцом детей указан Вербицкий Евгений Александрович.

Как следует из справки № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года Павлово-Посадского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Вербицкий Е.А. на учете не состоит, пособия на детей: Вербицкого М.Е., Вербицкого С.Е. и Вербицкого Л.Е. ему не назначались
и не выплачивались (л.д. 23).

Согласно справки ООО «Купавинские Тепловые Сети» от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкий Е.А. работает в должности слесаря – ремонтника с ДД.ММ.ГГГГ года, и его доход составил за февраль 2017 года – 39812 рублей 74 копейки, за март 2017 года – 39364 рубля 74 копейки, за апрель 2017 года – 39364 рубля 74 копейки, всего доход составил 118542 рубля
22 копейки (л.д. 21).

Согласно справки ООО «Купавинские Тепловые Сети» от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкий Е.А. работает в ООО «КТС» в должности слесаря – ремонтника с ДД.ММ.ГГГГ года, его доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил 451427 рублей 93 копейки (л.д. 43).

Согласно справки ООО «Купавинские Тепловые Сети» от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкий Е.А. работает в должности слесаря – ремонтника с 18 марта 2016 года, его доход за период с ДД.ММ.ГГГГ года
по сентябрь 2017 года составил всего 417277 рублей 71 копейку (л.д. 34).

В дело представлена справка о доходах Вербицкой Л.В. за 2017 года
(л.д. 22).

Согласно справки ООО «ФИНПРОЕКТ» от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкая Л.В. работает в организации с ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находилась в отпуске по беременности и родам. С 15 мая 2017 года по 05 марта 2020 года находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет. Выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составили всего
32085 рублей 70 копеек (л.д. 184).

Согласно справки ООО «ФИНПРОЕКТ» от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Вербицкая Л.В. работает в организации с ДД.ММ.ГГГГ года в должности инженера. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находилась в отпуске по беременности и родам. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3-х лет. Указаны произведенные выплаты за последний год, которые всего составили 331302 рубля 16 копеек (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ года через МБУ г.о. Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению
г.о. Балашиха» истец обратилась к ответчику с заявлениями о назначении
и выплате ежемесячного пособия на всех детей (л.д. 16; 17; 18), а также
с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка
в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (л.д. 19).

Из уведомления <данные изъяты> следует, что решением Железнодорожного управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> отказано в назначении пособия на ребенка по причинам:
нет сведений о выплатах матери по больничному листу (л.д. 28).

Из письменного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> исх следует, что обращение по вопросу назначения социальных пособий на детей рассмотрено в Железнодорожном управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области. Должны быть предоставлены сведения о доходах семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ года
по ДД.ММ.ГГГГ года. Справка о доходах не содержит сведений о выплатах
по пособию по беременности и родам. Таким образом, документы
не соответствуют требованиям действующего законодательства. На основании п.п. «к» п. 18 Порядка принято решение об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась к ответчику с заявлением
о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка – на троих детей
(л.д. 30), и ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением
о назначении единовременного пособия при рождении ребенка в семье
со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (л.д. 31).

Как следует из письменного сообщения от 20 октября 2017 года № 29.04-б/н, в Железнодорожном управлении социальной защиты населения рассмотрено обращение по вопросу продления социального пособия на ребенка. По представленным справкам о доходах общая сумма дохода семьи
за двенадцать месяцев составила 723776 рублей 96 копеек. В доход семьи учтена заработная плат отца, пособие по беременности и родам, пособие
по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг. Таким образом, среднедушевой доход семьи составляет 12069 рублей, что превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения – 11865 рублей.
На основании п.п. «а» п. 18 Порядка принято решение об отказе в назначении социальных пособий на детей (л.д. 32-33).

ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась к ответчику с письменным заявлением о пересмотре решения по вопросу выплат пособий на детей
(л.д. 35-38).

Как следует из письменного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> исх, данного в ответ на указанное выше обращение, рассмотрено заявление по вопросу назначения социальных пособий на детей
в Железнодорожном управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области. В данном письменном сообщении разъяснены нормы законодательства Московской области (л.д. 39-40).

В дело также представлены: копия решения Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-737/2016 (л.д. 24-27), перечень документов, необходимых
для назначения пособий (л.д. 41), копия искового заявления, поданного
в Железнодорожный городской суд Московской области, и сведения
о его возврате определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 44; 45; 46), структура Министерства социального развития Московской области (л.д. 90-94), уведомление о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 95), сведения
об Управлении социальной защиты населения по г.о. Балашиха, Железнодорожном управлении Минсоцзащиты МО и Министерстве социального развития Московской области из сети «Интернет» (л.д. 110; 114; 115; 116; 117-119; 120-123; 124-125; 135-138; 154; 158), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Министерства социального развития Московской области (л.д. 126-134), копия решения Железнодорожного городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу № 2-2019/2017 (л.д. 169-170), выписки
из Постановлений Правительства Московской области (л.д. 180-183).

Иных доказательств по делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Исходя из представленных по делу доказательств в их совокупности
и взаимной связи, суд считает установленными следующие фактические обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ года Вербицкая Л.В. через МБУ г.о. Балашиха «Многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг населению г.о. Балашиха» обратилась к ответчику
с заявлениями о назначении и выплате ежемесячного пособия на троих детей: Вербицкого Л.Е., Вербицкого М.Е. и Вербицкого С.Е., а также
с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка
в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения.

Вместе с этим, обращаясь с названными заявлениями, истец
не представила вместе с ними надлежащие сведения о начислении и выплате
ей пособия по беременности и родам, которые требовалось представить
в соответствии с п.п. 3, 13, 98 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 года № <данные изъяты> в редакции, действовавшей на дату указанного обращения.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, и доказательств обратного истец суду не представила.

Кроме того, суд обращает внимание, что в исковом заявлении, в числе иных доводов, Вербицкая Л.В. указала о том, что в бухгалтерии ей не выдали другой расчет, а в случае сомнений в достоверности справки соцзащита могла сделать запрос для уточнения, однако этим правом не воспользовалась.

Вместе с этим, такие доводы не могут считаться состоятельными, поскольку в соответствии с п.п. 3, 4, 13, 14 названного выше Порядка
в редакции, действовавшей на дату соответствующего обращения,
для назначения и выплаты соответствующего пособия необходимо было представить, в числе иных, и документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, которые заявитель был должен представить в территориальное структурное подразделение
или многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг лично либо через представителя.

При указанных выше обстоятельствах, решение ответчика об отказе
в назначении истребуемых истцом пособий соответствовало положениям действовавшего в редакции на дату соответствующего обращения Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>.

Решение ответчика об отказе истцу в предоставлении испрашиваемых
мер социальной поддержки, выраженное в письменном уведомлении
от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>, соответствует требованиям п. 18 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>, поскольку среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума, установленную Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на душу населения в размере 11865 рублей.

Данные обстоятельства подтверждены, в том числе, документами
о доходах семьи, представленными в материалы дела, при этом, истец
не представила суду доказательств обратного.

Письменное уведомление ответчика истцу от ДД.ММ.ГГГГ года
<данные изъяты> исх., направленное в ответ на заявление о пересмотре решения по вопросу выплат пособий на детей (вх. № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года), также не противоречит требованиям названного выше Порядка
в соответствующей редакции, поскольку среднедушевой доход семьи
также превышал величину прожиточного минимума, установленную Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ
№ 806/34 на душу населения в размере 11865 рублей.

В соответствии с положениями ст. 6 ФЗ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно ст.ст. 1 и 5 ФЗ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи для решения вопроса о признании
малоимущими и об оказании государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту жительства,
в который поступило письменное заявление гражданина в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания
государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации – Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.

Как установлено по делу, на момент обращения Вербицкой Л.В.
к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года среднедушевой доход семьи истца превышал величину прожиточного минимума, установленную
в Московской области на душу населения, то есть, предусмотренные
ст.ст. 6 и 7 Закона МО от 12.01.2006 г. № <данные изъяты>-ОЗ основания
для предоставления единовременного пособия при рождении ребенка и пособия на ребенка отсутствовали.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют какие – либо правовые основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа соцзащиты в назначении единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), отказа в назначении ежемесячного пособия
на детей семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; признать право на получение единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), права на получение ежемесячного пособия на детей семье
со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; об обязании Железнодорожного управления социальной защиты населения Министерства образования Московской области устранить допущенные нарушения ее прав,
а в ее лице и ее семьи путем предоставления мер социальной поддержки
и назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), назначения ежемесячного пособия на детей, а всего в общей сумме 96784 рубля (путем зачисления на расчетный счет – банковскую карту, данные есть у ответчика); так как пособие назначается на 12 месяцев с месяца подачи
(с августа), об обязании органа соцзащиты производить начисление и выплаты исходя из предоставленных документов и единственно верных расчетов
на троих детей с февраля 2018 года по июль включительно (12-й месяц), а также об изменении суммы, заявленной в иске к возмещению ответчиком в связи
с увеличением сроков рассмотрения дела по существу по вине ответчика,
и взыскании в ее пользу с ответчика суммы в размере 110296 рублей (96784 рубля + 13512 рублей), как они изложены в просительной части искового заявления и в просительной части ходатайства об увеличении исковых требований.

Истец при подаче иска оплатила государственную пошлину в размере
300 рублей, что надлежащим образом подтверждено (л.д. 13; 14).

Учитывая, что суд пришел к указанным выше выводам, также
не подлежит удовлетворению производное от указанных выше требование истца о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 рублей.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном гражданском деле иск не обоснован, и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Вербицкой Любовь Валерьевны
к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказа в назначении единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), отказа в назначении ежемесячного пособия на детей семье
со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, признании права
на получение единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), права на получение ежемесячного пособия на детей семье со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем назначения единовременного пособия при рождении ребенка (третьего), назначения ежемесячного пособия на детей, взыскании денежных средств и уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 09 июля 2018 г.

Судья Д.И. Лебедев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>