ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-441/18 от 25.07.2018 Балтийского городского суда (Калининградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2018 г. г. Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего Переверзина Н.В.,

при секретаре Поднеглазовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» к ФИО1 о взыскании суммы субсидии,

установил:

Государственным казенным учреждением Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» (далее – ЦЗН Калининградской области) предъявлено исковое заявление к ответчику ФИО1 о взыскании денежных средств в сумме 58 800 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 11 июля 2016 г. между ЦЗН Калининградской области и ФИО1 был заключен договор о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и организацию предпринимательской деятельности. В соответствии с условиями данного договора ЦЗН Калининградской области предоставил ответчику субсидию на организацию предпринимательской деятельности по направлению «Предоставление услуг художественной фотостудии» в размере не более двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, что составило 58 800 руб. В силу пунктов 2.1.3, 3.2, 5.1 договора ответчик обязалась вести предпринимательскую деятельность в течение не менее 12 месяцев со дня перечисления денежных средств; пунктом 4.1 договора предусмотрено, что в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока действия договора, получатель возвращает средства субсидии в областной бюджет. ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22.08.2017, то есть в нарушение п. 2.1.3 договора период осуществления ответчиком предпринимательской деятельности составил менее 12 месяцев, вследствие чего ФИО1 обязана вернуть в бюджет полученные денежные средства в размере 58 800 рублей.

Представители истца ФИО2, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили, что несоблюдение ответчиком положений договора о 12-месячном сроке осуществления предпринимательской деятельности, исчисляемого со дня перечисления денежных средств, является самостоятельным основанием для возвращения субсидии.

Ответчик ФИО1 требования признала частично, пояснила, что действительно прекратила деятельность предпринимателя не доработав пяти дней до 12-месячного срока со дня получения субсидии, так как деятельность была убыточной; полагала, что выполнила обязательства по договору, так как с момента регистрации ее в качестве предпринимателя – 25.07.2016 и до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 22.08.2017 прошло более года, при этом не обратила внимания на то, что по условиям договора 12-месячный срок осуществления предпринимательской деятельности подлежит исчислению со дня перечисления денежных средств. В связи с указанными обстоятельствами, учитывая, что субсидия была израсходована по целевому назначению, готова возвратить часть выделенных средств за последний неотработанный месяц.

Заслушав стороны, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены основы государственной политики содействия занятости и гарантии государства каждому гражданину на труд и социальную защиту от безработицы.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Общий порядок предоставления субсидий урегулирован постановлением Правительства Калининградской области от 12 мая 2015 г. № 250 «Об утверждении порядков реализации мероприятий в сфере занятости населения в рамках государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения» (в редакции, действующей на момент заключения договора с ответчиком, далее - Порядок).

Согласно подпункту 9 п. 7 Порядка субсидия безработному гражданину на организацию самозанятости предоставляется в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице; в соответствии с п. 8 Порядка в случае установления фактов предоставления недостоверных сведений или установления факта нецелевого использования средств областного бюджета, получатели субсидии обязаны возвратить средства в областной бюджет.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 04 июля 2016 года ФИО1 обратилась в ЦЗН Калининградской области, представив бизнес-план «Оказание бытовых услуг фотоателье» для предоставления государственной услуги по содействию самозанятости путем выдачи субсидии на организацию предпринимательской деятельности. Протоколом от 07 июля 2016 года одобрен бизнес-план на создание и организацию индивидуального предприятия по предоставлению услуг художественной фотостудии, представленный ФИО1, решено выделить субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей.

В соответствии с указанным выше постановлением Правительства Калининградской области от 12.05.2015 № 250 и на основании протокола муниципальной комиссии по рассмотрению бизнес-проектов на создание собственного бизнеса от 07.07.2016 , 11 июля 2016 г. был заключен договор между ЦЗН Калининградской области и ФИО1, в котором были конкретизированы условия предоставления бесплатной субсидии, установлены права и обязанности сторон по использованию субсидии по целевому назначению в установленный договором срок – в течение 12 месяцев со дня перечисления денежных средств (пункты 2.1.3, 3.2 договора), установлена ответственность за неисполнение условий договора, предусматривающая обязанность по возвращению бесплатной субсидии в областной бюджет, в том числе – в случае прекращения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя до истечения срока действия договора (п. 4.1), который, в соответствии с п. 5.1, действует до исполнения сторонами обязательств, но не менее 12 месяцев со дня его заключения.

Указанный договор от 11.07.2016 ФИО1 подписала, тем самым согласившись со всеми изложенными в нем условиями; с требованием о признании условий договора недействительными либо не соответствующими действующему законодательству не обращалась.

ФИО1 25 июля 2016 г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Платежным поручением от 26 августа 2016 г. ФИО1 была перечислена субсидия в размере 58 800 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 22 августа 2017 г. ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании своего заявления от 15.08.2017; таким образом, в нарушение пунктов 2.1.3, 3.2 договора период осуществления ею предпринимательской деятельности после получения субсидии составил менее 12 месяцев.

В связи с прекращением предпринимательской деятельности ответчик не имеет возможности продолжать исполнять условия договора.

20 октября 2017 г. в адрес ФИО1 была направлена претензия о необходимости возвратить полученные денежные средства, претензия была оставлена без удовлетворения.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что ФИО1 нарушила условия предоставления субсидии, предусмотренные договором, поскольку вела предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев со дня перечисления денежных средств ЦЗН Калининградской области, в связи с чем обязана вернуть полученные денежные средства в размере 58 800 рублей, при этом незначительность нарушения предусмотренного договором срока (5 дней) правового значения не имеет.

Доводы ответчика о том, предпринимательская деятельность была прекращена до истечения срока, предусмотренного договором, в связи с объективными обстоятельствами – убыточностью предпринимательской деятельности, увеличением размера взносов в ПФР и ФОМС, что полученную субсидию она использовала по назначению в соответствии с утвержденным бизнес-планом - суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению, так как указанные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законом в качестве основания освобождения от исполнения обязательств по договору.

Доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, вследствие независящих от воли сторон обстоятельств ответчиком не представлено.

Осуществление предпринимательской деятельности менее 12 месяцев со дня перечисления денежных средств субсидии является самостоятельным основанием для возврата сумм по договору, независимо от целевого использования денег.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований ЦЗН Калининградской области о возврате ответчиком денежной суммы субсидии, предоставленной ей как индивидуальному предпринимателю, занимавшейся собственным бизнесом и осуществлявшей на свой риск предпринимательскую деятельность. В силу прямого указания в пунктах 2.1.3, 3.2 договора ответчик в течение 12 месяцев со дня перечисления ей денежных средств должна была заниматься предпринимательской деятельностью, в противном случае обязана возвратить субсидию Центру занятости населения; указанные денежные средства ответчиком истцу не возвращены до настоящего времени.

Требования заявлены истцом в пределах общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

Учитывая, что истец – Государственное казенное учреждение - освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд, в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 46 БК РФ и ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме

1 964 рублей исходя из размера удовлетворенных материальных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» сумму субсидии, полученной на организацию предпринимательской деятельности, в размере 58 800 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета – МО «Балтийский муниципальный район» сумму государственной пошлины в размере 1 964 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.В. Переверзин

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2018 г.