Дело № 2-441/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» февраля 2019 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,
при секретаре Голубевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО Сбербанк России о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
25.03.2016 по договору купли-продажи с использованием кредитных средств Банка по программе «Приобретение готового жилья» истица приобрела жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>.
Общая цена сделки составила 1 000 000 рублей, общая сумма предоставленного Банком ипотечного кредита составила 1 960 000 рублей.
Согласно справке оценщика, аккредитованного в Банке, рыночная стоимость домовладения на момент заключения договора купли-продажи и получения ипотечного кредита составила 2 450 000 рублей, из которых дом - 2 143 000 рублей, участок - 307 000 рублей. При этом кадастровая стоимость выглядела следующим образом: дом - 1 451 509 рублей, участок - 115 755 рублей.
Таким образом, соотношение (удельный вес) рыночной стоимости дома и земли, из которой исходили стороны договора купли-продажи, а также Банк как залоговый кредитор, объективно подтверждалось стандартным набором документов.
Банк отказал истице в погашение кредита за счет средств социальной выплаты как участнику основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в размере 230 454 руб. по свидетельству от 31.05.2018 со сроком действия до 30.12.2018г..
Указанная социальная выплата в полном объеме поступила на банковский счет для обслуживания целевых программ, открытый на имя истца по договору с Банком от ДД.ММ.ГГГГ, как распорядителя счета.
Свою позицию Банк базирует лишь на том, что в условиях договора купли-продажи цена покупки дома и земельного участка не была отдельно оговорена сторонами, при том, что текст договора применялся по формуляру Банка.
Истец считает, что отказ Банка носит незаконный, недобросовестный характер, существенным образом нарушает имущественные интересы истца как заемщика, препятствуя по формальной причине погасить кредит и получить тем самым экономию на процентах.
31.08.2018 истец обратился в Банк с письменной претензией, потребовав от Банка перечислить денежные средства в счет оплаты задолженности по ипотечному жилищному кредиту. Однако до настоящего времени истцом от Банка никакого ответа получено не было, за исключением CMC-сообщений о продлении срока рассмотрения его претензии.
На основании изложенного истец просит:
-признать отказ ПАО Сбербанк в перечислении социальной выплаты, поступившие на банковский счет ФИО1, открытый для обслуживания целевых программ, в счет погашения ипотечного кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
-обязать ПАО Сбербанк перечислить денежные средства в сумме 230 454 рубля, выделенные в качестве социальной выплаты по целевой программе «Жилище», со счета ФИО1№ в счет погашения долга по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
-взыскать с ПАО Сбербанк в пользу ФИО1 неустойку за нарушение прав потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 230 454 рубля, компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в сумме 50 000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя, судебные расходы в сумме 25 000 рублей.
Представитель истица ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнил, что заключить с целью определения самостоятельной стоимости жилого дома и земельного участка дополнительное соглашение к договору купли-продажи дома с земельным участком невозможно, найти продавца по истечении двух лет после продажи дома ввиду отсутствия его адреса. Поэтому в добровольном порядке выполнить требования банка истица не имеет возможности.
Извещенная о времени и месте рассмотрения дела истица в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, пояснив о законности действий банка.
Привлеченные к участию в деле Министерство территориального развития Забайкальского края и Администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края представителей в суд не направили.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, приведенными в приложении N 5 к подпрограмме, устанавливается порядок предоставления субсидий из федерального бюджетного субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы.
В соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на основании заявок представленных в Минстрой России в установленном порядке, одним из условий которого является принятие субъектом Российской Федерации обязательств по предоставлению молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка дополнительной социальной выплаты в размере не менее чем 5 процентов расчетной (средней стоимости жилья).
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, приведенными в приложении N 5 к подпрограмме, субсидии бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются на основании соглашения, заключенного между Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания (п. 38).
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что для оплаты приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 46).
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк (п. 47).
В соответствии с п. 50 социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.
Как установлено, истица является участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение жильем молодых семей» в размере 230 454 руб., что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ..
В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная поддержка может быть направлена только па приобретение (строительство) жилья.
ДД.ММ.ГГГГ истица на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств Банка по программе «Приобретение готового жилья» приобрела жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>.Общая цена сделки составила 1 000 000 рублей, общая сумма предоставленного Банком ипотечного кредита составила 1 960 000 рублей.
Согласно справке оценщика, аккредитованного в Банке, рыночная стоимость домовладения на момент заключения договора купли-продажи и получения ипотечного кредита составила 2450000 рублей, из которых дом - 2 143 000 рублей, участок - 307 000 рублей. При этом кадастровая стоимость составляет: дом - 1 451 509 рублей, участок - 115 755 рублей.
Таким образом, стороны при заключении договора ипотеки соотнесли рыночную и кадастровую стоимость дома существенно превышающего стоимость земельного участка, что следовало из кадастрового паспорта и кадастровой выписки о земельном участке.
Истице было отказано в перечислении субсидии в счет погашения основного долга по кредитному договору в соответствии с требованиями федеральной программы и Правил, регулирующими порядок предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья, а также условиями заключенного с истцом договора о банковском счет, а именно в погашении кредита за счет средств социальной выплаты как участнику основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в размере 230 454 рубля по свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что в договоре купли продажи дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ стоимость двух объектов недвижимости не выделена.
Социальная выплата поступила на банковский счет в ПАО «Сбербанк России» для обслуживания целевых программ, открытый на имя истицы как распорядителя счета.
Отказ ПАО Сбербанк в перечислении социальной выплаты, поступившие на банковский счет ФИО1, открытый для обслуживания целевых программ, в счет погашения ипотечного кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ суд признает незаконным.
Как следует из материалов дела, банк незаконно в противоречие предписаний п.п. 46-48 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования отказал истцу в перечислении поступившей в его пользу на банковский счет для обслуживания целевых программ социальной выплаты в счет погашения ипотечного кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, истица передала все необходимые документы в ПАО "Сбербанк" на получение социальной выплаты, банк в свою очередь не направил в адрес заявку в органы местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика об устном запросе данной информации в орган местного самоуправления не подтверждены доказательствами.
Между тем на запрос суда Администрация МР «Александрово-Заводский район» Забайкальского края в письменных пояснениях указала, что после рассмотрения сложившейся у молодой семьи Г-вых ситуации, в которой по договору купли-продажи приобретается не только жилое помещение, но и земельный участок, на котором располагается приобретаемое жилье, Администрация муниципального района «Александрово-Заводский район» считает необходимым перечислить средства социальной выплаты по указанному договору в силу того, что при оформлении кредитного договора ПАО «Сбербанк» предоставил средства для получения ипотеки по данному договору. Приобретаемое жилое помещение отвечает требованиям программы по площади и благоустройству применительно к населенному пункту, поэтому соответствует условиям мероприятий программы.
Анализируя исследованные доказательства с правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что исходя из заключенного между сторонами кредитного договора заключаемого заемщиками для приобретения жилья и содержания договора купли-продажи дома с земельным участком, наличия выделенной стоимости объектов в кадастровой цене, рыночной стоимости объектов в отчете об оценке 16/02/16.1, следует вывод о приобретение жилого помещения. Соответственно, действия банка по отказу в перечислении денежных средств-не зачислении суммы социальной выплаты в счет погашения кредитного договора истицы. являются незаконными и противоречат требованиям Правил, нарушают права истицы, способствует возникновении у истицы убытков связанных с переплатой процентов по кредитному договору.
Данный отказ нельзя признать правомерным, учитывая, что истец в силу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ имеет право на возмещение убытков.
Исходя из того, что правоотношения сторон по банковскому счету целевых программ возникли вследствие реализации специальной, оплачиваемой за счет средств бюджета, жилищной Программы, то положения ст. 395 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение денежного обязательства к данным правоотношениям, применены быть не могут.
Поскольку к правоотношениям по обслуживанию кредитных договоров подлежат применению положения Закона "О защите прав потребителей", в соответствии с п. 5 ст. 28 названного Закона за нарушение сроков оказания финансовой услуги по перерасчету процентов, банк обязан выплатить истцу неустойку в размере 3% оказываемой услуги, но не более цены отдельного вида оказания услуг, т.е 230 454 руб. за 154 дня просрочки ( с 13.06.2018 по 14.11.2018).
В соответствии со ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" при установленном факте нарушения прав истца как потребителя финансовых услуг по кредитному договору в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой с учетом характера допущенных нарушений, обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости суд полагает необходимым определить в размере. 5000 руб..
Сумма штрафа, предусмотренная положениями ч. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей", составит 232 954 руб. ( 230454+230454+5000 / 50%) и также подлежит взысканию в пользу истицы с ответчика.
Учитывая, что исковые требования истицы удовлетворены в части, на основании ст. 100 ГПК РФ ей должны быть компенсированы в разумных пределах судебные расходы по оплате юридических услуг за услуги представителя. Принимая во внимание характер и объем защищаемого права, принципы разумности, суд полагает, что в счет возмещения понесенных судебных расходов в пользу истицы необходимо взыскать 20 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать отказ ПАО Сбербанк в перечислении социальной выплаты. поступившей на банковский счет ФИО1, открытый для обслуживания целевых программ, в счет погашения ипотечного кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать ПАО Сбербанк перечислить денежные средства в сумме 230 454 рубля, выделенные в качестве социальной выплаты по целевой программе «Жилище», со счета ФИО1№ в счет погашения долга по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ПАО Сбербанк в пользу ФИО1 неустойку за нарушение прав потребителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 230 454 рубля, компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в сумме 5 000 рублей. штраф за нарушение прав потребителя в сумме 232 954 руб., судебные расходы в сумме 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Решение изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2019 г.
Судья: Р.Т. Аксаненко