ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442 от 11.11.2011 Ординского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Уинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Уинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  № 2-442/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.11.2011 года

Уинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,

с участием прокурора Бартова И.Н.

представителя Земского Собрания Уинского района - ФИО1

представителя администрации Уинского района ФИО2

при секретаре Кислицыной Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Уинское гражданское дело по заявлению прокурора Уинского района об оспаривании п.4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденного Решением Земского Собрания Уинского муниципального района от 20.10.2011г. №375

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Уинского района обратился в суд с требованием о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденного Решением Земского Собрания Уинского муниципального района от 20.10.2011г. №375, в соответствии с которой ежемесячная надбавка к должностным, окладам за квалификационный разряд в размере 40% должностного оклада, выплачиваемая выборным должностным лицам Уинского района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, на основании ст. 8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области", на момент вступления в силу Закона Пермского края от 01.07.2011 N 787-ПК "О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае" и настоящего Положения, сохраняется до окончания срока их полномочий. В обоснование своих требований указал следующее :

В соответствии с ч.2 ст. 53 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

При этом, в соответствии с ч.4 ст.7 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Решением Земского Собрания Уинского муниципального района от 20.10.2011г. №375 утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, данное решение в соответствии с п.2 ч.4 ст.36 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подписано главой Уинского муниципального района. Установленная п.4 указанного Положения ежемесячная надбавка к должностным, окладам за квалификационный разряд в размере 40% должностного оклада является незаконной, так как данная норма принята на основании ст.8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области", Закона Пермского края от 01.07.2011 N 787-ПК "О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае". Указанные Законы распространяют свое действие лишь на муниципальных служащих в муниципальных образованиях Пермского края, о чем имеется прямое указание на это в преамбулах указанных Законов. При этом, ч.2 ст.1 ФЗ РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, действующие на постоянной основе, не являются муниципальными служащими. Закон Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области" утратил свою силу с 21.07.2011 в связи с принятием Закона Пермского края от 01.07.2011 N 787-ПК.

Учитывая, что указанные в Положении выборные должностные лица Уинского муниципального района - глава Уинского муниципального района, председатель Земского Собрания Уинского муниципального района, в силу ч.2 ст.1 ФЗ РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", не являются муниципальными служащими, то, данные лица не имеют права на присвоение классных чинов (квалификационных разрядов), и тем более не имеют права на установление надбавок к заработной плате в связи с присвоением данных классных чинов (квалификационных разрядов), сославшись на основания, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

В данном муниципальном правовом акте усматривается наличие такого коррупциогенного фактора как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, установленного Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96. В данном случае у органов местного самоуправления отсутствуют законные полномочия на установление прав выборных должностных лиц местного самоуправления, действующих на постоянной основе на присвоение классных чинов (квалификационных разрядов), и, соответственно, на получение доплат в связи с присвоением данных классных чинов (квалификационных разрядов).

На заявленных требованиях прокурор Уинского района настаивал в суде по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что

Председатель Земского Собрания Уинского района ФИО1 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что в соответствии с частью 2 статьи 53 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Статьей 7 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» предусмотрено, что размер и условия оплаты труда лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ говорит о том, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 22, части 4 статьи 68 Устава Уинского муниципального района Земское Собрание района наделено полномочиями по определению условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и самостоятельно определяет своими муниципальными нормативными правовыми актами размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с указанным законодательством Земское Собрание Уинского района наделено полномочиями по установлению размеров и условий оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Пермского края от 01.07.2011 № 787-ПК «О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае» размер оплаты труда, установленный лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона замещают муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, не может быть уменьшен в связи с вступлением в силу настоящего Закона.

Согласно статье 8 Закона Пермской области от 05.11.2002 № 441-80 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермского края (действующего в период вступления в должность выборных должностных лиц района)» лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, была установлена надбавка к должностному окладу, в размере, равном квалификационному разряду 1 класса (40% к должностному окладу). В соответствии с Уставом Уинского муниципального района, с Законом Пермского края о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на выборных должностных лиц распространяются в полном объеме нормы трудового права. Статья 12 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и не применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

По смыслу части 4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе ежемесячная надбавка в размере равном 40% должностного оклада сохраняется до окончания срока полномочий. В случае отмены данной нормы ухудшится положение выборных должностных лиц, установленное Законом, решение Земского Собрания района об оплате труда выборных должностных лиц можно будет признать не соответствующим закону. Прокурором района неправильно истолкованы нормы материального права и действие Закона Пермской области от 05.11.2002 № 441-80 и Закона Пермского края от 01.07.2011 № 787-ПК в части надбавки к должностному окладу, которая распространяется на лиц замещающих муниципальные должности. Классные чины (квалификационные

разряды) выборным должностным лицам района не присваивались и не присваиваются в настоящее время и они имеют надбавку к должностному окладу только в размере 1 классного чина (квалификационного разряда).

Оспариваемый прокурором пункт 4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского района, не устанавливает соответствующую надбавку, а лишь сохраняет ту надбавку к окладу выборных должностных лиц, которая была предусмотрена прежним Положением об оплате труда выборных должностных лиц Уинского района.

Представитель администрации Уинского района ФИО2 не согласна с заявлением прокурора, возражает по тем основаниям, которые приведены председателем Земского Собрания.

Суд, заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив представленные письменные доказательства, не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

Судом установлено, что Решением Земского Собрания Уинского района от 20.11.2011г утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. В п. 2 данного Положения указано, что оплата труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе производится на основе денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки за квалификационный разряд ) классный чин), надбавки за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, премий по результатам работы. Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что которой ежемесячная надбавка к должностным, окладам за квалификационный разряд в размере 40% должностного оклада, выплачиваемая выборным должностным лицам Уинского района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, на основании ст. 8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области", на момент вступления в силу Закона Пермского края от 01.07.2011 N 787-ПК "О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае и настоящего Положения и сохраняется до окончания срока их полномочий ( л.д. )

В соответствии с указанным решением Земского Собрания Уинского района Положение по оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, утвержденное решением Земского Собрания Уинского района от 30.05.2006г следует считать недействительным. Указанное прежнее Положением предусматривало ежемесячная надбавку за квалификационный класс в порядке, установленном Законом Пермской области от 05.11.2002г № 441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области ( л.д. )

В соответствии с Уставом Уинского района Председатель Земского Собрания Уинского района и глава Уинского района являются лицами, замещающими муниципальную должность.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Пермского края от 01.07.2011 № 787-ПК «О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае» размер оплаты труда, установленный лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона замещают муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, не может быть уменьшен в связи с вступлением в силу настоящего Закона.

Статья 8 Закона Пермской области от 05.11.2002 № 441-80 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермского края (действующего в период вступления в должность выборных должностных лиц района)» предусматривала, что лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, устанавливается надбавка к должностному окладу, в размере, равном квалификационному разряду 1 класса (40% к должностному окладу)

В соответствии с частью 2 статьи 53 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Статьей 7 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» предусмотрено, что размер и условия оплаты труда лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 22, части 4 статьи 68 Устава Уинского муниципального района Земское Собрание района наделено полномочиями по определению условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и самостоятельно определяет своими муниципальными нормативными правовыми актами размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Проанализировав указанные нормы закона, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что п. 4 оспариваемого Положения противоречит действующему законодательству. Вопреки доводам прокурора из смысла оспариваемого положения следует, что оно принято не в соответствии со ст. 8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области", а в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Пермского края от 01.07.2011 № 787-ПК «О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае», согласно которой размер оплаты труда, установленный лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона замещают муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, не может быть уменьшен в связи с вступлением в силу настоящего Закона. Оспариваемый прокурором пункт 4 Положения не устанавливает соответствующую ежемесячную надбавку, а сохраняет ту надбавку, которая была предусмотрена ст. 8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области, что не противоречит ч.5 ст.11 Закона Пермского края от 01.07.2011 № 787-ПК «О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае».Вопреки доводам прокурора оспариваемый пункт 4 Положения не свидетельствует о том, что выборным должностным лицам присваиваются классные чины( квалификационные разряды) и на основании этого устанавливается надбавка к заработной плате. Из оспариваемого пункта Положения следует лишь то, что за лицами, замещающими выборные муниципальные должности в Уинском районе, сохраняется до окончания срока их полномочий выплачиваемая им на момент вступления силу закона Пермского края от 01.07.2011 N 787-ПК "О классных чинах муниципальных служащих в Пермском крае, надбавка, установленная в соответствии со ст. 8 Закона Пермской области от 5 ноября 2002 г. N441-80 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим в муниципальных образованиях Пермской области».

По мнению суда, прокурор неправильно толкует п.4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору Уинского района в удовлетворении требований о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.4 Положения об оплате труда выборных должностных лиц Уинского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденного Решением Земского Собрания Уинского муниципального района от 20.10.2011г. №375, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Уинский районный суд.

Судья Братчикова Н.А.