Балаковский районный суд Cаратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Балаковский районный суд Cаратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 442
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.03.2011 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Михеевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Капелюх Е.С.,
с участием
истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
представителя ответчика администрации МО г. Балаково по доверенностям ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к администрации муниципального образования город Балаково, муниципальному учреждению муниципального образования город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении к исполнению обязательств по капитальному ремонту жилого дома, возмещении расходов на ремонт дома и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанными выше требованиями, указав, что они зарегистрированы и проживают в доме № по улице в городе Балаково Саратовской области: ФИО1 - в квартире № , ФИО2 - в квартире № , несовершеннолетний З.Д.А. - в квартире № , ФИО3 - в квартире № . На протяжении длительного времени дом, в котором они проживают, не ремонтировался, разрушался. В настоящее время указанный дом передан в собственность муниципального образования город Балаково (далее - МО г. Балаково). Однако собственник дома его надлежащим образом не содержит, свои обязанности по проведению капитального ремонта не исполняет. Из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию дома, истцы были вынуждены своими силами произвести ремонт крыши своего дома, а также другие строительные работы, затратив на это свои собственные средства.
Поэтому ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, действуя в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына, обратились в суд с требованием о возложении обязанности на администрацию МО г. Балаково по составлению сметы по капитальному ремонту их дома; просили обязать администрацию МО г. Балаково произвести капитальный ремонт дома; взыскать расходы по проведению ремонтных работ в сумме руб. в пользу ФИО1 и ФИО2 в равных долях; взыскать в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере по рублей.
Определением суда от года в качестве соответчика было привлечено к участию в деле муниципальное учреждение муниципального образования город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУ «УЖКХ»).
В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования. ФИО1 пояснил, что с года он со своей семьёй проживает в квартире № указанного дома. Квартира была предоставлена его супруге в связи с работой в речпорте. На протяжении своего времени проживания капитальный ремонт дома ни разу не был произведен. Дом постройки примерно годов. Когда дом стал разрушаться, жильцы стали обращаться во все инстанции с требованием отремонтировать дом. Начиная с года, с административными органами длилась переписка. В года крыша дома стала сильно протекать, и жильцы своими силами и за свой счет произвели её замену. Кроме того, в период проживания в квартире жильцы за свой счет произвели водоотведение и провели систему газового отопления, укрепляли фундамент. Поскольку в настоящее время у дома имеется собственник - администрация МО г. Балаково, жильцы просит обязать его произвести капитальный ремонт, и возместить все расходы, которые были затрачены на улучшение условий проживания. В случае если собственник не сможет произвести капитальный ремонт, то жильцы согласны это сделать своими силами на выделенные деньги, поэтому просят обязать составить смету расходов на капитальный ремонт.
ФИО2 суду пояснила, что она в году стала проживать в данном доме. Примерно в году она стала жить в квартире № . В связи с тем, что никто из организаций не занимался содержанием дома, он пришел в негодность. Осенью года жильцы произвели замену крыши, она потратила на это рублей, которые просит взыскать с ответчика.
Истица ФИО4 суду пояснила, что в квартире № данного дома она проживает со своим несовершеннолетним сыном Д., года рождения, который с года зарегистрирован в данной квартире. Она в квартире не зарегистрирована. Она также просит обязать собственника произвести ремонт дома, поскольку в квартире холодно, проводка находится в аварийном состоянии.
ФИО3 суду пояснила, что она в квартире № проживает с года. Дом действительно очень старый, и нуждается в ремонте. Ремонт крыши был вынужденный, так как из-за её ветхости стало заливать квартиры.
Представители администрации МО г. Балаково по доверенностям ФИО5 и ФИО6 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Кроме того они пояснили, что дом был передан в собственность МО г. Балаково только года. Ремонтные работы истцы производили до этого времени. Доказательств необходимости произведенных затрат истцами не представлено. Кроме того. В соответствии с действующим законодательством обязанность по капитальному ремонту дома возложена на наймодателя. В соответствии с постановлением функции наймодателя жилищного фонда муниципального образования город Балаково возложена на МУ «УЖКХ», поэтому именно данное учреждение ответственно за проведение капитального ремонта.
Представитель МУ «УЖКХ» в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещен.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.
Заслушав объяснения истцов, представителей ответчика, показания свидетелей М.Д.В., М.А.В., и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Жилой дом № по улице в городе Балаково Саратовской области в соответствии с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от года № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность муниципального образования город Балаково», включен в перечень имущества, передаваемого из государственной собственности РФ в муниципальную собственность муниципального образования город Балаково.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания со дня возникновения права собственности. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Пункт 6 распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от года № «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность муниципального образования город Балаково» устанавливает, что право муниципальной собственности муниципального образования город Балаково возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Акт приема-передачи имущества утвержден года (л.д. 72).
Соответственно, право собственности муниципального образования город Балаково на спорный дом у муниципального образования город Балаково возникло именно с года.
На основании Постановления главы администрации города Балаково от года № функциями наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования город Балаково с правом заключения договоров социального найма жилых помещений наделено муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунальное хозяйство».
Частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», данные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности (пункт 1.1.).
Как указано в настоящих Правилах, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания. Среди видов жилищного фонда указан муниципальный жилищный фонд.
Как установлено в судебном заседании дом № по улице в г. Балаково Саратовской области относится к муниципальному жилищному фонду.
Согласно инвентаризационному плану данный дом является одноэтажным, в нем расположены четыре квартиры, следовательно, дом является многоквартирным.
Пункт 1.8 Правил устанавливает, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, а также техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, то есть: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством (1.9.1.).
Пунктом 2.1 Правил регламентирована система технического осмотра жилых зданий. Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Пункт 2.1.1 устанавливает, что плановые осмотры жилых зданий следует проводить:
общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в приложении N 1 настоящих Правил.
После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
2.1.2. Организация проведения осмотров и обследований жилых зданий осуществляется следующим образом:
общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. При осмотрах кооперативных домов, находящихся на техническом обслуживании организации по обслуживанию жилищного фонда, в комиссию следует дополнительно включать представителя правления ЖСК;
частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.
Особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60%.
2.1.3. Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2 настоящих Правил.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Статьёй 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Как установлено в судебном заседании, данное положение закона по отношению к спорному дому не исполнено.
Согласно статье 681 ГК РФ и статье 65 ЖК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В судебном заседании в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ ответчиком МУ «УЖКХ» - наймодателем жилищного фонда, не представлено доказательств заключения договора с управляющей организацией на управление домом № по ул. в г. Балаково. Также не представлено доказательств того, что проводились осмотры указанного дома с целью выявления дефектов дома, в котором проживают истцы, и принятие мер по устранению выявленных дефектов.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств того, что дом, в котором расположены их квартиры, нуждается именно в капитальном, а не ином ремонте.
Поэтому исковые требования о возложении на ответчиков обязанности по составлению сметы по капитальному ремонту их дома и требование о производстве самого капитального ремонта дома суд признает необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом указанных норм закона и Правил, суд считает необходимым возложить на ответчика МУ «УЖКХ» обязанность исполнить требования по осмотру спорного дома, составить соответствующий акт, в котором отразить выявленные в процессе осмотра неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома, поскольку только после осмотра возможно сделать вывод о нуждаемости дома в ремонте и виде ремонтных работ.
Истцы ФИО1 и ФИО2 заявили требования о взыскании с администрации МО г. Балаково в равных долях расходов по проведению ремонтных работ в сумме 123 689 руб., затраченных на ремонт дома.
Бремя содержания данного имущества (спорного дома) у муниципального образования город Балаково возникло с года. Из представленных платежных документов следует, что все представленные к возмещению расходы на ремонт жилого дома относятся к периоду времени с года по года, то есть к тому периоду времени, когда жилой дом еще не был передан в муниципальную собственность муниципального образования город Балаково, а являлся собственностью Российской Федерации (государственной собственностью).
В доказательство произведенных затрат были представлены товарные чеки, расписки (л.д.40-52).
Указанные доказательства не отвечают требованиям об относимости и допустимости.
Истцами не представлены доказательства того, что понесенные ими расходы были действительно необходимы, и именно в той сумме, которая была на них потрачена, и ими заявлена к взысканию.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО7 о взыскании расходов по проведению ремонтных работ, следует отказать.
Также истцами заявлены требования о компенсации морального вреда, причиненного бездействиями администрации муниципального образования город Балаково.
В соответствии со статьёй 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Из изложенного следует, что ответственность за причинение морального вреда может наступать именно в случае виновных действий причинителя вреда.
В судебном заседании было установлено, что после передачи дома № по ул. г. Балаково в собственность муниципального образования город Балаково истцы с заявлением и обращениями о проведении капитального ремонта данного дома непосредственно в администрацию муниципального образования город Балаково, а также к наймодателю МУ «УЖКХ» не обращались.
Поэтому, каких-либо виновных действий, связанных с вопросом проведения капитального ремонта жилого дома, которые повлекли или могли бы повлечь причинение морального вреда истцам со стороны ответчиков, судом не установлено.
Следовательно, в удовлетворении иска в данной части следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное учреждение муниципального образования город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства» произвести осмотр дома № по улице в городе Балаково Саратовской области, составить соответствующий акт, в котором отразить выявленные в процессе осмотра неисправности и повреждения дома, а также техническое состояние элементов дома.
Указанные действия произвести в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
В течение 10 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья