Дело № 2-4420/12РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 октября 2012 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Бобиной Н.А.,
с участием прокурора – Ченцовой Ю.П.,
представителя заинтересованного лица – Зеленкова С.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Перми о признании незаконным бездействия администрации Ленинского района г. Перми,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ленинского района г. Перми, выразившегося в непринятии мер по направлению приказа и.о. главы администрации Ленинского района г. Перми от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении Положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» для официального опубликования.
В обоснование доводов заявления прокурор указал, что статьёй 2 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона) определено понятие муниципального правового акта, под которым понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесённым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 47 Закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок которого устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено законом.
Уставом города Перми (статья 9) определено, что нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования. В других случаях правовые акты в обязательном порядке рассылаются лицам, на которых они распространяются.
Официальное опубликование правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского самоуправления средстве массовой информации либо в средствах массовой информации, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь.
Решением Пермской городской Думы от 26.09.2006г. № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» для опубликования муниципальных правовых актов определено официальное печатное средство массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».
На основании изложенного, муниципальные правовые акты подлежат обязательному опубликованию в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», применяются только после официального опубликования.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Положение об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей администрации Ленинского района г. Перми, утвержденное приказом и.о. главы администрации Ленинского района г.Перми от 12.08.2010 № СЭД-01-02-91, содержит вышеназванные существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт.
Названным Положением определено, что отдел рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности объектов потребительского рынка, входящим в компетенцию отдела (п.3.1.6), организует и проводит открытый конкурс на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети (п.3.1.7), организует торговое обслуживание массовых мероприятий на территории района (п.3.1.10), осуществляет контроль за размещением объектов потребительского рынка (п.3.3.1), составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка (п.3.3.6) и т.д. Сотрудники отдела имеют право запрашиватьи получать от физических и юридических лиц любой организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории района, сведения, документы и иные материалы (п.4.1.1.), приглашать руководителей предприятий и организаций любой организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, нарушивших права потребителя, для урегулирования споров по восстановлению этих прав и т.д.
С учетом позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» перечисленные задачи, функции, полномочия затрагивают права и обязанности неопределенного круга лиц, направлены на урегулирование общественных отношений по вопросам местного значения. Названные положения рассчитаны на неоднократное применение, обязательны для исполнения, т.е. содержат существенные признаки нормативного правового акта. Соответственно неопределенному кругу лиц должна быть предоставлена возможность ознакомления с содержанием приказа и.о. главы администрации Ленинского района г.Перми от 06.04.2012 № СЭД-01-03-91.
С учетом изложенного, прокурор считает, что приказ и.о. главы администрации Ленинского района г.Перми от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей администрации Ленинского района» подлежит официальному опубликованию в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».
Прокурор в судебном заседании доводы заявления поддержала.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что приказ «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» не является нормативно-правовым актом, поскольку в нём отсутствуют признаки нормативно-правового акта: наличие правовых норм, правил поведения, обязательных для неопределённого круга лиц, документ должен быть направлен на изменение общественных отношений или на их прекращение. Согласно п. 6.1. Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утверждённого решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 207, районная администрация не издаёт нормативно-правовые акты. Предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок для обращения с заявлением в суд прокурором пропущен, поскольку данный приказ для проверки направлялся в прокуратуру Ленинского района г. Перми в ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора на основании нижеследующего.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дано понятие муниципального правового акта, согласно которому – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 7 Указанного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно ст. 47 Закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу ст. 9 Устава города Перми, нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования. В других случаях правовые акты в обязательном порядке рассылаются лицам, на которых они распространяются.
В соответствии с п. 1.1. Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утверждённого решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 207, территориальный орган администрации города Перми – администрация района в городе Перми, администрация поселка Новые Ляды (далее – Территориальный орган) – создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительной функции на соответствующей территории. Оперативное руководство и контроль за деятельностью Территориального органа осуществляет глава администрации города Перми в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Перми.
Согласно п. 6.1. указанного Положения, глава Территориального органа в пределах компетенции Территориального органа издает ненормативные муниципальные правовые акты в форме распоряжений и приказов в случаях, указанных в пунктах 6.2, 6.3 Положения.
В силу п. 6.5. Положения, правовые акты главы Территориального органа, затрагивающие права неопределенного круга лиц, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в соответствии с Уставом города Перми и вступают в силу с момента официального опубликования (обнародования).
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указаны существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что 12.08.2010г. и.о. главы администрации Ленинского района г. Перми ФИО был издан приказ № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей», включающий Положение об отделе потребительского рынка, защите прав потребителе (л.д. 6-9).
Данный приказ не опубликован, что не оспаривается представителем заинтересованного лица.
Приказ издан управомоченным лицом в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Кроме того, приказ от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» отвечает признакам нормативных правовых актов. В частности, в утвержденном им Положении предусмотрено право отдела потребительского рынка, защиты прав потребителей рассматривать обращения граждан по вопросам деятельности объектов потребительского рынка, входящим в компетенцию отдела (п. 3.1.6), организовывать и проводить открытый конкурс на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети (п. 3.1.7), организовывать торговое обслуживание массовых мероприятий на территории района (п. 3.1.10), осуществлять контроль за размещением объектов потребительского рынка (п. 3.3.1), за соблюдением действующего законодательства в части порядка размещения автостоянок на территории района (п. 3.3.3), за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций (п. 3.3.4), организовывать деятельность по ликвидации несанкционированных автостоянок и объектом мелкорозничной сети на территории района (п. 3.3.4), составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка (п. 3.3.6). Сотрудники отдела вправе запрашивать и получать от физических и юридических лиц любой организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории района, сведения, документы и иные материалы (п. 4.1.1), приглашать руководителей предприятий и организаций любой организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, нарушивших права потребителя, для урегулирования споров по восстановлению этих прав (п. 4.1.5).
Указанные полномочия рассчитаны на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, которому должна быть предоставлена возможность ознакомиться с содержанием таких документов.
Приказ содержит правовые нормы и регулирует общественные правоотношения по вопросам проведения отделом контрольных мероприятий в сфере потребительского рынка, защиты прав потребителей на территории Ленинского района г. Перми.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что Положение регламентирует организационные вопросы деятельности отдела потребительского рынка, защите прав потребителей, а именно определяет их структуру, основные функции, не исключает нормативного характера утвержденного Положения.
Также суд находит необоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что в соответствии с п. 6.1. Типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, утверждённого решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 207, районная администрация не издаёт нормативно-правовые акты, следовательно, приказ не подлежит опубликованию, поскольку они опровергаются п. 6.5. Положения, согласно которому правовые акты главы Территориального органа, затрагивающие права неопределенного круга лиц, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в соответствии с Уставом города Перми и вступают в силу с момента официального опубликования (обнародования).
Таким образом, приказ и.о. главы администрации Ленинского района г.Перми от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» обладает всеми признаками нормативно-правового акта и подлежит опубликованию.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 26.09.2006г. № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» в целях реализации прав граждан и юридических лиц муниципального образования город Пермь на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления было принято Постановление администрации г. Перми от 08.11.2006г. № 2179, которым определено управление по общим вопросам администрации города как функциональное подразделение, обеспечивающее формирование выпусков печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» и взаимодействие с организациями, осуществляющими издание и распространение данного средства массовой информации.
Постановлением № 2179 от 08.11.2006г. утвержден также Порядок формирования, издания и распространения печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь».
Управление по общим вопросам администрации города Перми осуществляет прием документов органов местного самоуправления на опубликование в Бюллетене (п. 4.1 Порядка).
Поскольку нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию, администрация Ленинского района г.Перми должна была направить приказ в уполномоченный орган в целях его дальнейшего опубликования в соответствующем средстве массовой информации.
К доводам представителя заинтересованного лица о пропуске прокурором срока обращения с заявлением в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 256 УК РФ, суд относится критически, поскольку, как следует из пояснений прокурора в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ прокурором в порядке надзора проводилась оценка документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству, вопрос опубликования приказа не исследовался. Данное нарушение является длящимся, поскольку нормативно-правовой акт не опубликован до настоящего времени, в связи с чем, доводы о пропуске срока суд находит не обоснованными.
Учитывая изложенное выше, суд считает требования прокурора Ленинского района г.Перми, заявленные в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, законными и обоснованными, заявленными в рамках предоставленных прокурору полномочий и подлежащими удовлетворению по изложенным в заявлении доводам.
Заявленные прокурором требования разрешены с учетом положений гл. 23, 25 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер к направлению нормативного правового акта приказа и.о. главы администрации Ленинского района г. Перми от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» для официального опубликования в установленном порядке.
Возложить на администрацию Ленинского района г. Перми обязанность направить в уполномоченный орган приказ и.о. главы администрации Ленинского района г. Перми от 12.08.2010г. № СЭД-01-02-91 «Об утверждении положения об отделе потребительского рынка, защите прав потребителей» для опубликования в официальном периодическом издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: Баксанова Е.З.