Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2020 года
дело № 2-4422/2020
66RS0007-01-2020-005464-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07 октября 2020 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Прокопенко Я.В., при помощнике судьи Шулаковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества «Страховая компания «Росгосстрах» к Магафурову Исламу Галимжановичу о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к Магафурову И.Г. о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – электронный страховой полис № ХХХ 0092710092 недействительным.
В обоснование иска указано, что 09 августа 2019 года между Магафуровым И.Г. и ПАО СК «Росгосстрах» через сеть ИНТЕРНЕТ был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выдан электронный страховой полис ОСАГО серии <данные изъяты> со сроком страхования с 13.08.2019 г. по 12.08.2020 г. Вышеуказанный договор страхования ОСАГО от 09.08.2019 г. был заключен на основании заявления Магафурова И.Г., в котором он сообщил, что использование транспортного средства Ford Transit (категория D) (<данные изъяты>) осуществляется в личных целях, о чем имеется отметка в разделе 2 заявления о заключении договора ОСАГО, а также в особых отметках (раздел 7 заявления). Учитывая представленные сведения, ПАО СК «Росгосстрах» был произведен расчет страховой премии по договору ОСАГО в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств” по формуле: 2 807 руб. (на основании Приказа №661 от 11.07.2019 года значение базовой ставки для транспортных средств категории «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16 для страхователей г. Екатеринбург) *1,8 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства)* 0,75 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения) * 0,93 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством) = 3 524 руб. 19 коп. 24.03.2020 года к Истцу обратился Ответчик, указав, что 21.03.2020 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортному средству Ford Transit (категория D) <данные изъяты> были причинены механические повреждения. Указанное обстоятельство послужило основанием, для обращения в ПАО СК «Росгосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков. Вместе с тем, в результате изучения поврежденного транспортного средства было установлено, что автобус используется для перевозок пассажиров по заказам (или для регулярных пассажирских перевозок), что подтверждается информацией с сайта https://fotobus.msk.ru/. Так согласно указанному сайту, автобус Ford Transit (категория D) <данные изъяты> состоит на предприятии у ИП Писяев А.Н. текущее состояние эксплуатируется. Кроме этого, согласно сайту Национального союза ответственности страховщиков, (https://nsso.ru/check_policy/gop/contract/) в отношении Ford Transit (категория D) <данные изъяты> имеется договор страхования гражданской ответственности перевозчика № <данные изъяты> с периодом действия с 05.07.2019 г. по 04.07.2020 г., что также свидетельствует об использовании Ford Transit (категория D) <данные изъяты> перевозок пассажиров по заказам (или для регулярных пассажирских перевозок).Таким образом, если бы при заключении договора страхования Ответчик указал достоверные данные, а именно «транспортное средство категории D, DE, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок», то расчет страховой премии был произведен из расчета базового тарифа 7 399 руб., а не 2 807 руб. Исходя из изложенного, следует, что страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения о транспортном средстве, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, что в соответствии со ст. 944 ГК РФ предоставляет истцу право просить признать договор страхования недействительным.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик Магафуров И.Г. в судебном заседании исковые требования признал, указал, что сотрудничает с ИП Писяев А.В., который периодически привлекал его для выполнения перевозок, не знал, что необходимо информировать страховую компанию о том, что иногда выезжает на автомобиле на заказы. Когда случилось ДТП ехал пустой, в ДТП не виноват, в его автомобиль врезалась машина.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В силу пункта 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных статьями 179, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 179 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Судом установлено, что 09 августа 2019 года между Магафуровым И.Г. и ПАО СК «Росгосстрах» через сеть ИНТЕРНЕТ был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выдан электронный страховой полис ОСАГО серии <данные изъяты> со сроком страхования с 13.08.2019 г. по 12.08.2020 г. Вышеуказанный договор страхования ОСАГО от 09.08.2019 г. был заключен на основании заявления Магафурова И.Г., в котором он сообщил, что использование транспортного средства Ford Transit (категория D) <данные изъяты> осуществляется в личных целях, о чем имеется отметка в разделе 2 заявления о заключении договора ОСАГО, а также в особых отметках (раздел 7 заявления). ПАО СК «Росгосстрах» был произведен расчет страховой премии по договору ОСАГО в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств” по формуле: 2 807 руб. (на основании Приказа №661 от 11.07.2019 года значение базовой ставки для транспортных средств категории «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16 для страхователей г. Екатеринбург) *1,8 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства)* 0,75 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения) * 0,93 (Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством) = 3 524 руб. 19 коп.
21.03.2020 года в 07 ч. 40 мин. на 54 км автодороги Екатеринбург – Тюмень произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей ВАЗ 21130, г/н В247ВУ/196 под управлением Кузьмина А.С., страховой полис <данные изъяты> ПАО АСКО-Страхование и Форд Транзит, <данные изъяты> под управлением Магафурова И.Г., страховой полис <данные изъяты> ПАО СК «Росгосстрах».
24.03.2020 года ответчик обратился к истцу с заявлением о прямом возмещении убытков, указав, что 21.03.2020 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортному средству Ford Transit (категория D) <данные изъяты> были причинены механические повреждения.
В результате изучения поврежденного транспортного средства истцом было установлено, что автобус используется для перевозок пассажиров по заказам (или для регулярных пассажирских перевозок), что подтверждается информацией с сайта https://fotobus.msk.ru/, согласно которому автобус Ford Transit (категория D) <данные изъяты> состоит на предприятии у ИП Писяев А.Н., текущее состояние эксплуатируется. Кроме этого, согласно сайту Национального союза ответственности страховщиков, (https://nsso.ru/check_policy/gop/contract/) в отношении Ford Transit (категория D) <данные изъяты> имеется договор страхования гражданской ответственности перевозчика № <данные изъяты> с периодом действия с 05.07.2019 г. по 04.07.2020 г., что также свидетельствует об использовании Ford Transit (категория D) <данные изъяты> перевозок пассажиров по заказам (или для регулярных пассажирских перевозок).
Указанные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались, ответчик пояснил, что действительно привлекался ИП Писяевым А.В.для выполнения перевозок.
Если бы при заключении договора страхования Ответчик указал достоверные данные, о том, что транспортное средство используется на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, то расчет страховой премии был произведен из расчета базового тарифа 7 399 руб., а не 2 807 руб.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых, тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Таким образом, размер страховой премии зависит, в частности, от того, какое транспортное средство подлежит страхованию и в каких целях указанное транспортное средство используется страхователем.
Следовательно, при заключении договора серии <данные изъяты> от 09.08.2019 г. ответчик сообщил истцу недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, что в соответствии со ст. 944 ГК РФ предоставляет истцу право просить признать договор страхования недействительным.
Учитывая изложенное, требование истца о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оформленного электронным страховым полисом серии <данные изъяты> от 09.08.2019 г., недействительным подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при подаче иска в суд была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей (платежное поручение № 527 от 2407.2020).
Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования публичного акционерного общества «Страховая компания «Росгосстрах» к Магафурову Исламу Галимжановичу о признании договора страхования недействительным удовлетворить.
Признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оформленного электронным страховым полисом серии ХХХ № 0092710092 от 09.08.2019, недействительным.
Взыскать с Магафурова Ислама Галимжановича в пользу публичного акционерного общества «Страховая компания «Росгосстрах» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья