ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4422/2021 от 09.11.2021 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИН 61RS0-97

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Цмакаловой Н.В.,

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлениюФИО2 к АО «Аэромар» о понуждении к исполнению договора розничной купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к АО «Аэромар» о понуждении к исполнению договора розничной купли-продажи.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1, и АО «Аэромар» были заключены два договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазинеskyshop.aeromar.ru.

Предметом названных договоров явились товары, указанные в заказах и (приложения и 5 к иску). Товары, указанные в данные заказах, были оплачены истцом милями «Аэрофлот Бонус», что предусмотрено Правилами продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазине skyshop.aeromar.ru(приложение к иску). Цена товаров в договоре/заказе миль «Аэрофлот Бонус», цена товаров в договоре/заказе миль «Аэрофлот Бонус».

Факт заключения договоров (формирование заказов с перечнем товаров и их оплата) подтверждается сведениями в личном кабинете покупателя на сайте по адресу: https://skyshop.aeromar.ru/), электронными письмами, направленными продавцом покупателю (приложение к иску), а также сведениями компании Аэрофлот о списании миль «Аэрофлот Бонус» в пользу SkyShopи ЗНБ возврате по инициативе продавца (приложение к иску).

Условия договоров/заказов предусматривают также доставку товаров до выбранного покупателем пункта выдачи в г. Ростове-на-Дону. Стоимость доставки включена в оплаченную стоимость заказов (приложение к иску лист 1).

Между тем, продавцом не исполнены обязательства по передаче покупателю оплаченных товаров и сообщено электронный письмом о возврате отмене заказов, возможности сделать новый заказ (но уже по иной, увеличенной цене). Тем самым, продавец в одностороннем порядке отказался от исполнения розничных договоров купли-продажи. В обоснование отказа продавец сослался на некий технический сбой по начислению и списанию премий Аэрофлот Бонус (неверное указание стоимости товара (эквивалента в милях) в интернет-магазине).

Вместе с тем, как указано выше, мили были списаны корректно, что подтверждается электронными письмами продавца об успешной оплате (приложение к иску). Более того, на запрос покупателя в адрес Аэрофлота, последний не подтвердил наличие технического сбоя у себя (приложение к иску) и указал, что бонусные мили были возвращены на счет покупателя по инициативе продавца SkyShop(АО «Аэромар»).

Таким образом, оплата покупателем была произведена своевременно и корректно, соответственно, свои обязательства покупатель исполнил надлежащим образом.

После односторонней отмены оплаченного заказа, продавец существенно увеличил эквивалент цены товаров в бонусных милях на сайте продажи, что не позволило покупателю заключить договоры на аналогичных условиях.

Правилами продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазинеskyshop.aeromar.ruне предусмотрена произвольная отмена оплаченных заказов.

Согласно пункту 2.3 указанных Правил, продавец осуществляет продажу товаров через Интернет-магазин любому покупателю, оформившему заказ на условиях настоящей оферты. Положения данных Правил не предусматривают право продавца произвольно изменять/отменять заказы, т.е. отказываться от исполнения договоров. Возникновение какого-либо технического сбоя также не входит в число предусмотренных Правилами оснований для отмены заказов и расторжения публичных договоров розничной купли-продажи, заключенных посредством интернет-сайта https://skyshop.aeromar.ru/.

Названная оферта является публичной, что прямо следует из Правил (приложение к иску, пункт 2.1 Правил).

Действия продавца АО «Аэромар» в рамках вышеназванных договоров/заказов, заключенных с покупателем ФИО1, противоречат действующему законодательству и Правилам на сайте продажи.

Договоры розничной купли-продажи, заключенные в рамках вышеуказанных заказов, являются действующими, но неисполненными по вине продавца (товары им не переданы и инициирован возврат оплаты вопреки волеизъявлению покупателя).

Продавец товаров АО «Аэромар» самостоятельно разработал и утвердил действующие на его сайте правила продажи товаров дистанционным способом,определило, что заключаемые посредством покупок на сайтеhttps://skyshop.aeromar.ru/договоры являются публичными. Односторонняя отмена ответчиком оплаченных истцом заказов продиктована целью продать тот же товар по более высокой цене, которая была установлена по волеизъявлению самого продавца. Какие-либо сбои, даже в случае их подтверждения, являются результатом действий (бездействия) продавца или лиц, нанятых им для обслуживания интернет-сайта.

Требования истца, изложенные в претензии, полученной ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (приложение к иску) не исполнены до настоящего времени. Истец получил письменный отказ в удовлетворении требований (приложение к иску). В своем ответе на претензию продавец указал цену товара не соответствующую той, которая имелась на сайте в дату заключения договора, сослался на сбой калькуляции соотношения цен, допущенный по вине компании, обслуживающей сайт продавца. Также продавец указывает, что компания Аэрофлот отменила транзакцию по списанию миль и что продажа товаров на сайте продавца не регулируется Законом «О защите прав, потребителей». Однако, из документов, имеющихся в приложении к иску, описанных выше видно, что транзакция оплаты отменена по запросу продавца, а не ПАО «Аэрофлот», не имеющего отношения к неисполненному договору розничной купли-продажи.

Ссылки на дела, указанные продавцом в ответе на претензию истца, касаются споров пассажиров с ПАО «Аэрофлот» в рамках купли-продажи билетов на самолет. У ПАО «Аэрофлот» установлены свои правила продажи билетов как в рублевой валюте, так и за бонусные мили. Продавец по настоящему иску не заключает договоры воздушной перевозки, а реализует бытовые товары в розницу через интернет-магазин, установив свой правила продажи и охарактеризовав в них договоры, заключаемые на его сайте, как публичные. Истец требует исполнения условий договора купли-продажи, законодательства о защите прав потребителей и Правил, установленных самим продавцом.

На основании изложенного, истец просит обеспечить техническую возможность списания миль «Аэрофлот Бонус» со счета ФИО2 в размере 21498 миль в оплату приобретенных товаров по договору/заказу , в размере 2570 миль в оплату приобретенных товаров по договору/заказу ; передать ФИО2 товары в точном соответствии с наименованием и количеством согласно заказам/договорам и , путем организации доставки и выдачи товаров в <адрес> по адресу, указанному при оформлении заказов и .

В случае неисполнения АО «Аэромар» (ИНН <***> ОГРН <***>) решения суда по настоящему делу, взыскать с АО «Аэромар» (ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу ФИО2 штрафа за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу в сумме 3000 руб. до даты исполнения решения.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Дело в отсутствие истца рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истцаФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, дал объяснения, аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование иска.

Представитель ответчика АО «Аэромар» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указал, что программой «Аэрофлот Бонус», участником которой являлся истец ФИО1, предусмотренавозможность начисления миль, которые могут быть использованы для получения билетов и иных премия, в том числе премий партнеров. Заказанные товары истцом в рамках программы являются премией партнера, привлеченного ПАО «Аэрофлот» в рамках заключенного между компаниями договора.Предоставление премий в рамках программы «Аэрофлот Бонус» не регулируется Законом «О защите прав потребителя». При оформлении премий по заказам истца на сайте skyshop.aeromar.ruбыл установлен технический сбой, в результате которого произошло изменение калькуляции отношения цен,указанных на сайте, к милям программы лояльности «Аэрофлот Бонус», необходимых для предоставления премий, в связи с чем, транзакция некорректно указанных миль была отменена, и они восстановлены на лицевом счете истца. Оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 492 Гражданского кодекса РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426).

Согласно ч. 1 ст. 494 Гражданского кодекса РФ, предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

В силу требований ч. 2 ст. 497 ГК РФ, ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Положениями ст. 432 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии с ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом (пункт 2 статьи 435 ГК РФ), то есть интернет-магазин обязан будет заключить с покупателем договор на указанных в предложении условиях.

Оферта считается полученной адресатом, когда посетитель интернет-магазина загрузил на своем компьютере соответствующую страницу, содержащую предложение о заключении договора и его существенные условия.

При этом, необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 26.1 Закона и пункта 12 Правил: продавец обязан сообщить покупателю о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, т.е. условия продажи товара, в том числе его цена.

Важность этого пункта заключается, в частности, в том, что Интернет-магазин не вправе требовать от покупателя доплаты, если цена товара выросла, но на момент заказа была более низкой.

Кроме того, из правового смысла положений статьи 494 ГК РФ следует, что продавец обязан продать товар покупателю по той цене, которая указана в оферте.

Торговля, осуществляемая через интернет-магазин, является дистанционной, когда покупатель принимает решение о заключении договора и совершает необходимые для этого действия после ознакомления с предложением приобрести товар, размещенном на веб-сайте.

Правила продажи товаров дистанционным способом регламентируются положениями ГК РФ, Законом о защите прав потребителей и, собственно, Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

По своему юридическому значению размещенная на веб-сайте информация о товаре, предназначенная для пользователей Интернета, представляет собой оферту, так как является адресованным одному или нескольким конкретным лицам предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612, предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (пункт 12).

Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор (пункт 18 Правил).

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (пункт 20).

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 23).

Из анализа указанных правовых норм следует, что договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим публичную оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар, что порождает обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО7 использовал дистанционный способ заказа товара через Интернет, заказ осуществлен в интернет-магазине skyshop.aeromar.ru, путем его оформления через личный кабинет покупателя в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазине skyshop.aeromar.ru, на условиях оплаты такой формы расчета как бонусными милями, начисляемыми в программе «Аэрофлот Бонус», и самовывоз товара по адресу: <адрес>.

В соответствии с условиями Правил продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазинеskyshop.aeromar.ru (далее – Правила), информация о товаре, представленная на сайте является публичной офертой в соответствии со ст. 435 и ч. 2 ст. 437 ГК РФ.

Названная оферта является публичной, что прямо следует из Правил (пункт 2.1 Правил).

В соответствии с пунктом 2.3 договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товаров.

В пункте 6.1 Правил указано, что цена товара указывается на сайте в рублях РФ.

В соответствии с пунктом 6.2 Правил цена товара и окончательная сумма заказа с учетом всех применимых скидок указывается на этапе оформления заказа и действительна на момент нажатия кнопки «Подтвердить заказ». Цена на заказанный клиентом товар (кроме пред заказанных товаров), изменению не подлежит.

В пункте 6.3 Правил указано, что при оформлении заказа покупатель самостоятельно выбирает способ оплаты из предложенных продавцом на сайте.

Правилами продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазинеskyshop.aeromar.ru установлено, что оплата товара также предусмотрена Премией программы Аэрофлот Бонус (пункт 6 раздел Оплата). Покупатель может потратить мили Аэрофлот Бонус на товары интернет-магазинаSkyShop оплата заказа милями возможно только, если заказ полностью состоит из товаров, участвующих в программе Аэрофлот Бонус.

Предметом заказа явились следующие товары: портативная колонка ElariSmartbeat, беспроводные наушники ElariNanopodssport, акватестер, аудио разветвитель Sennheiser, электронные весы для путешествий LifetronsSwitzerland, аккумулятор Panasonic, очки-массажер для глаз Yamaguchi, часы Rainbow, женские часы Sokolov, солнцезащитные очки Silhouette «Theicon», женские часы Sokolov, солнцезащитные очки Silhouette «Theicon», часы ElleGirl. Общая сумма заказа составила 96067 рублей, доставка до самовывоза составила 676 рублей.

Предметом заказа явились следующие товары: часы ElleGirl, часы Rainbow. Общая сумма заказа составила 10925 рублей, доставка до самовывоза составила 638 рублей.

Товары, указанные в данные заказах, были оплачены истцом милями «Аэрофлот Бонус», что предусмотрено Правилами продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазине skyshop.aeromar.ru.

Цена товаров в заказе ДД.ММ.ГГГГ8 миль «Аэрофлот Бонус», цена товаров в заказе ДД.ММ.ГГГГ миль «Аэрофлот Бонус».

Факт формирование заказов с перечнем товаров и их оплата подтверждается сведениями в личном кабинете покупателя на сайте по адресу: https://skyshop.aeromar.ru/, электронными письмами, направленными продавцом покупателю о том, что заказ и заказ оплачен, а также сведениями компании Аэрофлот о списании миль «Аэрофлот Бонус» в пользу SkyShop.

Условия заказов предусматривали также доставку товаров до выбранного покупателем пункта выдачи в <адрес>. Стоимость доставки включена в оплаченную стоимость заказов.

Как было установлено судом, оплата истцом ФИО1 была произведена в соответствии с условиями Правил продажи товаров дистанционным способом в интернет-магазинеskyshop.aeromar.ru, путем оплаты заказа милями «Аэрофлот Бонус», в связи с чем, свои обязательства покупатель исполнил надлежащим образом.

Согласно правилам программы «Аэрофлот Бонус» основной расчетной единицей программы является миля. Мили, начисляемые в программе «Аэрофлот Бонус», являясь маркетинговым инструментом поощрения лояльности часто летающих пассажиров, представляют собой не денежные условные единицы, применяемые исключительно для учета количества услуг, которыми воспользовался клиент, не имеют заявленной или иной стоимости.

Истец ФИО7 является участником программы «Аэрофлот Бонус», в связи с чем, по условиям указанной программы ему были начислены мили.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, также не оспаривалось количество начисленных милей КФИО7

Программа «Аэрофлот Бонус» является маркетинговым мероприятием ПАО «Аэрофлот», в рамках которой авиакомпания вправе привлекать к участию в Программе любых партнеров как для предоставления Премий участникам программы в виде товаров и услуг Партнеров, так и для начисления миль.

В соответствии с Правилами программы Аэрофлот, которые размещены на сайте https://www.aeroflot.ru/ru-ru/afl_bonus/rules, и являются общедоступными, премией в Программе «Аэрофлот Бонус» является Премиальный билет, Повышение класса обслуживания на регулярных рейсах Аэрофлота и авиакомпаний-Партнеров, а также товары, работы, услуги, предоставляемые Партнерами Программы (п. 4.1.1 Правил).

Премии в виде товаров, работ и услуг Партнеров можно оформить на Сайте Программы, на сайтах Партнеров, в торгово-сервисных точках Партнеров, указанных на Сайте в разделе«Как потратить» (п. 4.1.9 Правил).

Таким образом, мили, начисленные по программе «Аэрофлот Бонус», были использованы истцом ФИО7 как форма расчетов для приобретения товаров у Партнера Программы – АО «Аэромар».

С учетом изложенных обстоятельств, в рассматриваемом случае на правоотношения между истцом ФИО7 и ответчиком АО «Аэромар» распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В данном случае отношения между истцом и ответчиком, не связаны с начислением и списанием бонусных милей в программе «Аэрофлот Бонус», а вытекают из договора купли-продажи, предмет которого определен сущностью обязательств по продаже товара в соответствии с заказом покупателя, оформленным на сайте продавца. Таким образом, правовая природа отношений между истцом и ответчиком попадает под регулирование Закона о защите прав потребителей.

Между тем, судом установлено, что АО «Аэромар» не исполнены обязательства по передаче покупателю ФИО1 оплаченных товаров, путем направления электронного письма в его адрес об отмене заказов и возвращении ему бонусных милей «Аэрофлот бонус». В обоснование отмены заказов продавец АО «Аэромар» указал на технический сбой по начислению и списанию премий Аэрофлот Бонус, неверное указание стоимости товара (эквивалента в милях) в интернет-магазине. В обоснование отмены заказов продавец АО «Аэромар» указал на технический сбой по начислению и списанию премий Аэрофлот Бонус, неверное указание стоимости товара (эквивалента в милях) в интернет-магазине.

Истцом ФИО1 в адрес ответчика была направлена претензия, полученная ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

АО «Аэромар» направил в адрес истца ответ на указанную претензию за от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал, что при оформлении Премий по заказам истца на сайте skyshop.aeromar.ruбыл установлен технический сбой, в результате которого произошло изменение калькуляции отношения цен,указанных на сайте, к милям программы лояльности «Аэрофлот Бонус», необходимых для предоставления Премий. Данный факт подтверждается письмом компании, обеспечивающей услуги хостинга и техническую поддержку сайта skyshop.aeromar.ru.Указанная ошибка была устранена ДД.ММ.ГГГГ в 11:25.ПАО «Аэрофлот» отменило транзакцию списания некорректно указанных миль и восстановило их на лицевом счете истца, что является правом авиакомпании в рамках Программы.В связи с тем, что мили за выбранные товары не списаны, у ПАО «Аэрофлот» нет обязанности оплатить данные товары, а, следовательно, и у АО «Аэромар» нет возможности оформить Премию на вышеуказанные товары.

В связи свышеизложенным, а также на основании отказа истца от покупки выбранных товаров за денежные средства, выполнение заказов не представляется возможным, в связи с чем, требования истца не были удовлетворены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу пункта 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (пункт 3 той же статьи).

Согласно пункту 1 статьи 500 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Пунктом 1 статьи 457 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса.

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства (пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 23 Правил продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом (пункт 3 статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Закона в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

Требования потребителя, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (пункт 5 той же статьи).

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Согласно частям 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 12, 13Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены. В случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм и разъяснений по их применению следует, что в случае заключения договора купли-продажи дистанционным способом продавец обязан в предусмотренный срок доставить товар потребителю в согласованное сторонами место, а последний обязан оплатить товар по объявленной в момент его заключения цене.Нарушение продавцом обязанности по передаче товара в предусмотренный договором срок порождает право потребителя, в том числе на отказ от договора и предъявление требования о возвращении уплаченной за товар суммы, тогда как продавцу в данной ситуации такого права законодательно не предоставлено, а потому соответствующие действия последнего не влекут юридических последствий, на которые были направлены.

Таким образом, поскольку истец принял все условия публичной оферты, размещенной на сайте, содержащие все условия договора купли-продажи, оплатив при этом товар, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1 и АО «Аэромар» заключены договоры розничной купли-продажи товаров дистанционным способом, которым присвоены номера и . По условиям указанных договоров у ответчика АО «Аэромар» возникли обязательства перед истцом по исполнению договора купли-продажи на условиях, которые были на момент заключения указанных договоров, соответственно принял на себя обязательство передать истцу товары, указанные в договоре.

При этом, суд признает необоснованной ссылку ответчика АО «Аэромар» на произошедший на данном сайте технический сбой, в результате которого произошло изменение калькуляции отношения цен,указанных на сайте, к милям программы лояльности «Аэрофлот Бонус», необходимых для предоставления Премий, как на основание для расторжения договора купли-продажа товаров, поскольку данное обстоятельство относится к ответственности продавца и не может повлечь неблагоприятные последствия для потребителя, который, действуя добросовестно, акцептовал размещенную на сайте оферту, оплатил товар, и правомерно рассчитывал на получение приобретенного товара.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, транзакция списания миль была отменена и указанные мили были восстановлены на лицевом счете ФИО7

Вместе с тем, данные действия ответчика не свидетельствуют об отсутствии у потребителя права требовать передачи товара, поскольку в данном случае отказ от исполнения обязательств в передаче товара не допускается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность одностороннего отказа продавца от исполнения заключенного с потребителем договора и его расторжения, в связи с чем, ответчик как продавец обязан передать истцу как покупателю приобретенныйтовар, в соответствии с заказом и .

Довод ответной стороны о том, что ПАО «Аэрофлот» отменило транзакцию списания миль и возвратило их на счет истца, что является правом авиакомпании в рамках Программы, не может быть принят во внимание судом, поскольку транзакция оплаты отменена по запросу продавца АО «Аэромар», о чем свидетельствует ответ на запрос ФИО7 о том, что бонусные мили были возвращены на счет покупателя по инициативе продавца SkyShop(АО «Аэромар»).

Суд отмечает, что ответчик АО «Аэромар» осуществляет деятельность, которая подразумевает предпринимательский риск, за наступление которого потребитель не несет ответственности.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части обязания АО «Аэромар» исполнить условия заключенных договоров розничной купли-продажи дистанционным способом, путем передачи истцу товаров в соответствии с условиями заключенных договоров розничной купли-продажи дистанционным способом и по цене 21498 миль в оплату приобретенных товаров по договору , 2570 миль в оплату приобретенных товаров по договору .

Между тем, суд полагает, что требования в части обязания ответчика обеспечить техническую возможность списания миль «Аэрофлот Бонус» со его счета в оплату приобретенных товаров по договорам и , удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о невозможности списания указанной оплаты при надлежащем исполнении условий заключенных договоров розничной купли-продажи ответчиком АО «Аэромар», доказательств наличия спора о праве в данной части не представлено.

Кроме того, суд приходит к выводу, что требования о взыскании с АО «Аэромар» штрафа за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу в сумме 3000 рублей, в случае неисполнения им решения суда, также не полежат удовлетворению, истцом не представлен расчет в обоснование заявленных требований, из имеющихся в материалах дела суду невозможно установить, на основании каких доказательств истцом произведен расчет сумм заявленного штрафа, в частности, не представляется возможным определить, каким образом рассчитывалась стоимость штрафа за каждый день просрочки.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Поскольку с учетом положений приведенных норм права истец освобожден от уплаты государственной пошлины, удовлетворяя частично исковое заявление, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к АО «Аэромар» о понуждении к исполнению договора розничной купли-продажи – удовлетворить частично.

Обязать АО «Аэромар» исполнить условия заключенного договора розничной купли-продажи дистанционным способом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2, путем передачи ФИО2 товаров в соответствии с условиями указанного заключенного договора розничной купли-продажи дистанционным способом по цене 21498 миль за оплату приобретенных товаров по договору .

Обязать АО «Аэромар» исполнить условия заключенного договора розничной купли-продажи дистанционным способом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2, путем передачи ФИО2 товаров в соответствии с условиями указанного заключенного договора розничной купли-продажи дистанционным способом по цене 2570 миль за оплату приобретенных товаров по договору .

В удовлетворении остальной части заявленных ФИО1 требований – отказать.

Взыскать с АО «Аэромар» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.