Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
26июня 2012г. г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярскав составе: председательствующего судьи Жуля А.В.,
с участием пом. Енисейской транспортной прокуратуры ФИО1,
При секретаре Иорих Г.В.,
рассмотрев в открытом заседании заявление ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконным представленияЕнисейского транспортного прокурора от 19.04.2012г. № 24ж-2012,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «<данные изъяты>» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления Енисейского транспортного прокурора от 19.04.2012г. № 24ж-2012. Свои требования мотивировало тем, что Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.По результатам проведенной проверки ОАО "<данные изъяты>" направлено представление от 19.04.2012г. № 24ж-2012об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей, согласно которому прокурор требует: безотлагательно рассмотреть настоящее представление, провести проверку по данному факту, принять незамедлительные меры к устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, и недопущению подобного вновь, привлечь к дисциплинарной ответственности всех лиц, ответственных за данное направление деятельности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Енисейскую транспортную прокуратуру в письменной форме в течение месяца содня внесения представления. Из материалов проверки следует, что 15.03.2012г. Рим И.В. приобрёл авиабилеты (экономического класса) на рейс № Y7 44, вылетающий 19.03.2012 по маршруту Туруханск –Красноярск. 19.03.2012г. при регистрации рейса № Y7 44 пассажиром Рим И.В., следующим вместе с супругой и ребенком в возрасте до 2-х лет по маршруту Туруханск – Красноярск, предъявлен к регистрации багаж общим весом 73 кг и коляска «трансформер» весом 17 кг, всего 90 кг.Масса багажа Рима И.В. сверх установленной нормы бесплатного багажа составила 40 кг. Оплата перевозки пассажиром И. В. Римом сверхнормативного багажа была оформлена ордерами, согласно которым общий вес сверхнормативного багажа составил 40 кг, а общая сумма оплаты 3 200,00 рублей, за провоз коляски Римом И.В. уплачено 1 360,00 рублей. Взимание платы за провоз детской коляски «трансформер» в сумме 1360 руб. как за сверхнормативный багаж прокурор посчитал неправомерным и вынес соответствующее представление. Представление прокурора считает незаконным, поскольку ни действующее законодательство Российской Федерации, ни Правила перевозки Авиакомпании (в редакции по состоянию на дату перевозки пассажира И. В. Рима 19.03.2012) не предусматривали для перевозки детских колясок исключений из общего правила о необходимости оплаты перевозки сверхнормативного багажа.Так, согласно п. 135 ФАП, равно как и п. 12.4.4. Правил перевозок Авиакомпании (в редакции по состоянию на 19.03.2012), сверх установленной нормы багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить детскую люльку, если она находятся при пассажире и не вложена в багаж.В данном же случае имела место перевозкадетской коляски, кроме того перевозимая пассажиром И.В. Римом детская коляска по габаритам и весу превышала предельно допустимые значения, установленные п. 12.4.2. Правил перевозок Авиакомпании для вещей, которые могут находиться при пассажире в качестве ручной клади. В связи с тем, что рейс № Y7 44 за 19.03.2012 выполнялся на воздушном судне ATR 42-500, вес ручной клади не должен превышать 5 кг, а габариты -45x35x15 см. 11.03.2012г. генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Таймыр" издан Приказ № 13 о внесении изменений в Правила перевозки пассажиров, багажа и груза, согласно которому в силу п. 12.4.4 Правил перевозки сверх установленной нормы бесплатного багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: детская люлька или коляска при перевозке ребенка до 2-х лет. В салоне воздушного судна разрешается провозить только детские люльки и коляски, не превышающие установленные нормы размера и веса для ручной клади. В случае превышения вышеуказанных параметров, люльки и коляски взвешиваются на регистрации, маркируются багажными бирками, в салон воздушного судна не допускаются, но перевозятся бесплатно независимо от веса другого багажа. 12.03.2012г. генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Таймыр" был установлен срок вступления Приказа № 13 от 11.03.2012г. в силу - с 20.03.2012г. посредством издания Приказа № 14А.Отсроченное вступление в силу Приказа № 13 от 11.03.2012г. было обусловлено необходимостью осуществления ряда мероприятий с целью доведения информации об изменениях, внесенных им в Правила перевозки, до сведения аэропортов оперирования, держателей рабочих экземпляров Правил, а также лиц, осуществляющих по агентскому соглашению с Авиакомпанией, оформление, бронирование и продажу воздушных перевозок на рейсы Авиакомпании. Так, в частности, информация об изменениях в Правилах перевозки была предоставлена в аэропорт «Туруханск» уже после вступления Приказа № 13 от 11.03.2012г. в силу, а именно 22.03.2012, что отвечает целям неприменения изменений в Правилах перевозки до момента их официального введения в действие. Таким образом, как на момент приобретения Римом И.В. авиабилетов (15.03.2012), так и на момент его перевозки (19.03.2012), никаких исключений для перевозки детских колясок из общего правила о необходимости оплаты перевозки сверхнормативного багажа не имелось. Перевозимая пассажиром И. В. Римом детская коляска согласно действующему законодательству Российской Федерации и Правилам перевозок Авиакомпании (в редакции по состоянию на 19.03.2012) не могла быть принята Авиакомпанией к перевозке в качестве вещи, находящейся при пассажире (ручной клади), и без взимания платы за провоз сверхнормативного багажа, в связи с чем взимание с пассажира И. В. Рима платы за перевозку детской коляски как сверхнормативного багажа является обоснованным и законным. Следовательно, права пассажира в данном случае не были нарушены. Просит признать незаконным представление прокурора Енисейской Транспортной прокуратуры Давыденко О.А. от 19.04.2012г. № 24ж-2012 об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и возвратить ОАО"<данные изъяты>" из бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, заявление рассмотрено в его отсутствие.
Пом.прокурора Енисейской транспортной прокуратуры заявление считает необоснованным, в связи с чем, просит отказать в его удовлетворении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, в части признания незаконным представления,по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.
Вместе с тем из части 1 статьи 3 и статьи 245 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пунктом третьим Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Соответственно, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу, оснований для отказа в принятии такого заявления статья 134 ГПК РФ не содержит.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 20.03.2012г. в адрес ОАО «Авиакомпания «Таймыр» направлена претензия гражданином Римом И.В. по поводу взимание при регистрации рейса № Y7 44 ОАО «<данные изъяты>» 19.03.2012г. с него, следующего вместе с супругой и ребенком в возрасте до 2-х лет по маршруту Туруханск – Красноярск, платы за провоз детской коляски «трансформер» в сумме 1360 руб. как за сверхнормативный багаж, и 100 руб. за оформление багажа, с просьбой возврата незаконно уплаченной суммы. Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей по данному факту. На момент дачи объяснений Римом И.В. (22.06.2012г.) в Енисейскую транспортную прокуратуру требования потребителя не были исполнены. По результатам проведенной проверки в ОАО «<данные изъяты>» внесено представление от 19.04.2012г. № 24ж-2012 об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей.
Согласно представлению проведенной проверкой установлено, что между 19.03.2012г. при регистрации рейса ТИ-44 пассажиром Рим И.В., следующим вместе с супругой и ребенком в возрасте до 2-х лет, предъявлен багаж общим весом 73 кг и коляска «трансформер» весом 17 кг. Таким образом общий вес багажа составил 90 кг. В связи тем, что масса багажа Рима И.В. сверх установленной нормы бесплатного багажа составила 40 кг, за провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного багажа, Римом И.В. ОАО «Авиакомпания Таймыр» уплачено 3200 руб. ( из расчета 80 руб. за каждый килограмм веса сверхнормативного багажа), в том числе за провоз коляски Римом И.В. уплачено 1 360,00 руб.
Прокурор посчитал, что ОАО «Авиакомпания Таймыр» не правомерно потребовало при регистрации на рейс с Рим И.В. оплаты детскую коляску «трансформер» в сумме 1360 руб., как за сверхнормативный багаж, поскольку в соответствии с п. 12.4.4. «Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза» сверх установленной нормы бесплатного багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить детскую коляска при перевозке ребенка до 2-х лет. В салоне воздушного судна разрешается провозить только детские люльки и коляски, не превышающие установленные нормы размера и веса для ручной клади, а в случае превышения данных параметров, люльки и коляски взвешиваются на регистрации, маркируются багажными бирками, в салон воздушного судна не допускаются, но перевозятся бесплатно независимо от веса другого багажа. Прокурором вынесено представление об устранении допущенных нарушений.
Суд находит представление не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п.2ч.1 ст.106Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет правобесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.
Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами( п.3 ч.1 ст. 106 ВК РФ).
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
Указанные Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).
В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажира, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
П.85 Федеральных авиационных правил установлено, что при регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки, кроме вещей, указанных в пункте 135настоящих Правил.
Согласно п.89 Федеральных авиационных правил за провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, иного багажа, подлежащего оплате, взимается плата по тарифу, установленному перевозчиком. Оплата перевозки такого багажа оформляется квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа или ордером разных сборов.
В соответствии с п. 135 Федеральных авиационных правил сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж, в том числе детская люлька при перевозки ребенка, детская коляска в данный перечень не входит.
Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
Согласно п. 4 Федеральных авиационных правил перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Приказом генерального директора ОАО «<данные изъяты>» от 16.03.2011г. № 72 введены «Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза», согласно п.12.3.2 которых норма бесплатного провоза багажа для пассажиров экономического класса составляет 20 кг. В силу п.12.3.3, Правил перевозки норма бесплатного провоза багажа для детей до 2-лет, следующих с пассажирами без предоставления им отдельного места в салоне воздушного судна составляет 10 кг.
Согласно п. 12.4.4 Правил перевозок Авиакомпании сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить в числе других вещей, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж, детскую люльку при перевозке ребенка. Указанные вещи не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.
П. 12.4.2. Правил перевозок Авиакомпании установлено, что для вещей, которые могут находиться при пассажире в качестве ручной клади вес ручной клади для ВС АТR-42-500 не должен превышать 5 кг, а габариты -45x35x15 см.
Тарифы на перевозку багажа, превышающего установленную норму бесплатной перевозки багажа по маршруту Туруханск Красноярск, регулируются Приказом Министерства транспорта и связи Красноярского края от 21.04.2009 № 5/45 «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Красноярского края», в соответствии с которым данный тариф составляет 80 рублей 00 копеек за каждый килограмм веса сверхнормативного багажа.
Приказом № 13 от 11.03.2012 г. ОАО «<данные изъяты>» в п.12.4.4. Правил внесены изменения, согласно которым сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить детскую люльку или коляску при перевозке ребенка до 2-х лет. Согласно примечанию к указанным Правилам в салоне воздушного судна разрешается провозить только детские люльки и коляски, не превышающие установленные нормы размера и веса для ручной клади. В случае превышения указанных параметров, люльки и коляски взвешиваются на регистрации, маркируются багажными бирками, в салон воздушного судна не допускаются, но перевозятся бесплатно независимо от веса другого багажа.
Приказом № 14 А генерального директора ОАО «<данные изъяты>» от 12.03.2011г. был установлен срок вступления приказа № 13 от 11.03.2012г.в части внесенных изменений в Правила в силу с 20.03.2012г.
Таким образом на момент регистрации рейса № Y7 44, вылетающего 19.03.2012г. по маршруту Туруханск –Красноярск, внесенные приказом № 13 от 11.03.2012г. изменения в п.12.4.4 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза не действовали, в связи с чем, взимание с пассажира И. В. Рима платы за перевозку детской коляски как сверхнормативного багажа является обоснованным и законным, и права пассажира в данном случае не были нарушены.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что вывод Енисейского транспортного прокурора в представлении о нарушении ОАО "<данные изъяты>" законодательства о защите прав потребителей не обоснован, в связи с чем, требований заявителя подлежат удовлетворению.
В силу ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Ст. 333.40 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата госпошлины.
В соответствии с ч.1 ст.. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
И другие.
Поданное заявителем заявление рассмотрено судом по существу, при таких обстоятельствах оснований для возврата уплаченной государственной пошлины при подаче заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать незаконным представление Енисейского транспортного прокурора от 19.04.2012г. № 24ж-2012 внесенное в адрес ОАО «<данные изъяты>».
В удовлетворении оставшейся части заявления отказать.
Решении е может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно:
Судья А.В. Жуль