Дело № 2-4426/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Беляковой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Альфадор» об обязании обеспечить доведение выбросов вредных веществ до нормативов
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2017 г. по поступившему обращению проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «АльфаДор» (далее также - Общество), в ходе которой установлено, что основным видом деятельности предприятия является строительство автомобильных и железных дорог, производство асфальтобетонной смеси, изделий из асфальта или аналогичных материалов. Производство асфальтобетонной смеси осуществляется обществом в асфальтобетонной установке «Тельтомат-100», расположенной по адресу: <адрес>. Указанная установка является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в ходе эксплуатации которой в атмосферный воздух выбрасываются следующие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы, сажа, пыль (взвешенные частицы). Выброс указанных веществ в атмосферный воздух осуществляется обществом на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух № от 09.02.2017, выданного в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № от 09.02.2017 на основе проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, деятельность ООО «АЛЬФАДОР» сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. По результатам количественного химического анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от асфальтобетонной установки «Тельтомат-100» выявлены превышения нормативов ПДВ. В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 28.09.2017 № и протоколом результатов анализа промышленных выбросов № от 28.09.2017 в момент отбора проб промышленных выбросов 24.09.2017 выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по диоксиоду азота (значение ПДВ - 0,7885714 г/с, выявлено - 4,127131 г/с), оксиду азота (значение ПДВ - 0,1281429, выявлено - 0,670598), оксиду углерода (значение ПДВ - 4,2714286, выявлено - более 1000), пыли (значение ПДВ - 0,4169975, выявлено - 0,5260992), саже (значение ПДВ - 0,4292860, выявлено – 1,5782976). В целях устранения имеющейся экологической опасности, а также в целях недопущения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем, предприятию необходимо обеспечить доведение до установленных нормативов выбросы по диоксиду азота, оксиду азота, пыли, саже, оксиду углерода через стационарный источник - трубу асфальтобетонной установки «Тельтомат-100». В связи с закрепленной в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» презумпцией экологической опасности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания ее безопасности лежит на ООО «АЛЬФАДОР». Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 19.04.2011 № 16-В 11-1. Ссылается на положения ст.1, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Просит суд обязать ООО «АЛЬФАДОР» (ИНН <***>) в срок до 01.01.2018 года обеспечить доведение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по диоксиду азота, оксиду азота, пыли, саже, оксиду углерода, выбрасываемых через трубу асфальтобетонной установки «Тельтомат-100», до нормативов, предусмотренных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от 09.02.2017, выданным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
В судебном заседании прокурор Михин ФИО5 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Альфадор» исковые требования признал.
Представитель третьего лица департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО1 ФИО6 оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В качестве основных принципов охраны окружающей среды в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены в том числе принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Судом установлено, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2017 г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в отношении ООО «АльфаДор», в ходе которой установлено, что основным видом деятельности предприятия является строительство автомобильных и железных дорог, производство асфальтобетонной смеси, изделий из асфальта или аналогичных материалов. Производство асфальтобетонной смеси осуществляется обществом в асфальтобетонной установке «Тельтомат-100», расположенной по адресу: <адрес>. Указанная установка является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в ходе эксплуатации которой в атмосферный воздух выбрасываются следующие вещества: диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы, сажа, пыль (взвешенные частицы). Выброс указанных веществ в атмосферный воздух осуществляется обществом на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух № от 09.02.2017, выданного в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № от 09.02.2017 на основе проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, деятельность ООО «АЛЬФАДОР» сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду.
По результатам количественного химического анализа проб промышленных выбросов в атмосферу от асфальтобетонной установки «Тельтомат-100» выявлены превышения нормативов ПДВ. В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 28.09.2017 № и протоколом результатов анализа промышленных выбросов № от 28.09.2017 в момент отбора проб промышленных выбросов 24.09.2017 выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по диоксиоду азота (значение ПДВ - 0,7885714 г/с, выявлено - 4,127131 г/с), оксиду азота (значение ПДВ - 0,1281429, выявлено - 0,670598), оксиду углерода (значение ПДВ - 4,2714286, выявлено - более 1000), пыли (значение ПДВ - 0,4169975, выявлено - 0,5260992), саже (значение ПДВ - 0,4292860, выявлено – 1,5782976).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности доводов искового заявлении прокурора о том, что в целях устранения имеющейся экологической опасности, а также в целях недопущения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем, предприятию необходимо обеспечить доведение до установленных нормативов выбросы по диоксиду азота, оксиду азота, пыли, саже, оксиду углерода через стационарный источник - трубу асфальтобетонной установки «Тельтомат-100».
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Суд полагает, что, учитывая характер рассматриваемых правоотношений, срок исполнения судебного решения до 01.01.2018 года отвечает принципу разумности.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского коруга город Кострома подлежит взысканию госпошлина 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «АЛЬФАДОР» (ИНН <***>) в срок до 01.01.2018 года обеспечить доведение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по диоксиду азота, оксиду азота, пыли, саже, оксиду углерода, выбрасываемых через трубу асфальтобетонной установки «Тельтомат-100», до нормативов, предусмотренных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от 09.02.2017, выданным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Взыскать с ООО «Альфадор» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова