ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4426/2022 от 02.08.2022 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0002-01-2022-004812-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Громовой О.Н.,

при секретаре Гаджиевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4426/2022 по исковому заявлению Охрименко А. А. к администрации города Нижневартовска, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании участником задачи муниципальной программы и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Охрименко А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Нижневартовска, в обоснование требований указав, что решением Нижневартовского городского суда от 17 декабря 2018 года он был признан утратившим право пользования строением, расположенным по адресу: г. Нижневартовск, , . Данное решение впоследствии было отменено апелляционным определением суда ХМАО – Югры, оставленным без изменения Седьмым кассационным судом общей юрисдикции. Судами вышестоящих инстанций было установлено, что он отсутствовал в помещении вынужденно, по состоянию здоровья. После отмены решения истец обратился к ответчику с заявлением о признании его участником муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей г. Нижневартовска», однако ему было отказано. Просит признать его участником задачи 2 вышеуказанной муниципальной программы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нижневартовска.

В ходе рассмотрения дела истец дополнил требования, на момент рассмотрения дела просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, площадью 33 кв.м. в связи со сносом балка.

Определением от 14 июля 2022 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства ХМАО – Югры.

Истец Охрименко А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал. Объяснил, что с момента регистрации он имел право пользования ликвидированным строением, однако временно не проживал в нем по состоянию здоровья. Поскольку строение было ликвидировано в порядке реализации задачи 2 муниципальной программы, считает, что он имеет право на предоставление ему жилого помещения на условиях социального найма.

Представитель ответчика по доверенности Шония А.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на исковое заявление. Объяснила, что задача 2 данной муниципальной программы не предусматривала возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма. Строение, ранее расположенное по адресу: , статус жилого помещения не имело, в состав жилищного фонда не включалось, непригодным для проживания или аварийным не признавалось. В настоящее время жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2001 году. Истец в качестве нуждающегося в жилом помещении на учете не состоит и не состоял, соответственно, требование о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не может быть удовлетворено.

Представитель ответчика Департамента строительства ХМАО - Югры по доверенности Коршунович Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указал, что расселение и ликвидация приспособленных для проживания строений являются полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Способы и механизмы оказания поддержки гражданам при переселении из приспособленных строений закрепляются в муниципальных программах. При этом государственными программами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. Поскольку субсидии бюджетам муниципальных образований автономного округа на расселение и ликвидацию приспособленных для проживания строений не предусмотрены, просит в удовлетворении искового заявления к Департаменту отказать в полном объеме.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что Охрименко А.А. 25 июля 2000 года был зарегистрирован в строении по адресу: г. Нижневартовск, ,

Решением Нижневартовского городского суда от 17 декабря 2018 года по гражданскому делу №2-6565/2018 удовлетворено требование администрации г. Нижневартовска о признании Охрименко А.А. утратившим право пользования вышеуказанным строением.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от 09 ноября 2021 года решение Нижневартовского городского суда от 17 декабря 2018 года отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении требования.

Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от 09 ноября 2021 года оставлено без изменений.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Названными судебными актами установлено, что распоряжением администрации г. Нижневартовска от 28 сентября 2018 года № 1326-р строение, расположенное по адресу: г. Нижневартовск, было включено в Реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г. Нижневартовска.

07 июля 2020 года установлен факт сноса данного строения в результате проведенного полевого обследования кадастровым инженером МУП «БТИ».

Распоряжением администрации г. Нижневартовска от 18 декабря 2020 года № 1081-р указанное строение было исключено из Реестра приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г. Нижневартовска по причине ликвидации.

Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, мотивируя требования тем, что он был зарегистрирован и имел право пользования строением, которое впоследствии было снесено. Решение о признании его утратившим право пользования строением было признано незаконным. Жилое помещение в связи со сносом балка в порядке реализации задачи 2 муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей г. Нижневартовска» ему не предоставлялось. Считает, что он имеет право на предоставление ему жилого помещения на условиях социального найма.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). При этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 18 августа 2016 года постановлением администрации города Нижневартовска № 1214 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нижневартовска в 2017-2020 годах».

Источники финансирования муниципальной программы – средства окружного и городского бюджетов.

Программа была разработана с целью улучшения жилищных условий жителей города Нижневартовска, а также с целью создания условий для устойчивого развития территории города, рационального использования природных ресурсов на основе документов градостроительного регулирования, способствующих дальнейшему развитию жилищной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города с учетом интересов граждан, предприятий и предпринимателей по созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

Необходимость реализации данной программы была обусловлена тем, что начало развития города Нижневартовска в семидесятых годах прошлого столетия характеризовалось увеличением роста трудовых ресурсов в связи с освоением нефтяных месторождений и недостаточными темпами строительства капитального жилья. Из-за отсутствия строительной индустрии строительство жилья велось из привозных материалов в деревянном исполнении. Так, предприятиями города строились ведомственные жилые поселки с одноэтажными и двухэтажными многоквартирными домами и строениями, приспособленными для временного проживания.

На момент утверждения программы срок эксплуатации существующего непригодного для проживания жилищного фонда города составлял около сорока лет. Весь непригодный для проживания жилищный фонд не имел централизованного горячего водоснабжения. Часть домов не имела центрального холодного водоснабжения и канализации. За время эксплуатации дома пришли в ветхое состояние.

К началу двухтысячных годов часть жилищного фонда предприятий была принята в муниципальную собственность, часть ведомственных жилых поселков была оставлена предприятиями города без обслуживания в связи с их банкротством и ликвидацией.

Для достижения целей программы были поставлены следующие задачи: 1) переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; 2) ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нижневартовска; 3) обеспечение жильем граждан на условиях договоров социального найма и формирование специализированного жилищного фонда; 4) реализация полномочий в области градостроительной деятельности; 5) возмещение части затрат застройщикам (инвесторам) в целях стимулирования реализации проектов развития застроенных территорий.

Основные мероприятия муниципальной программы: 1) приобретение жилых помещений для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; 2) обследование жилых помещений с целью признания непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; снос жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; 3) предоставление субсидий гражданам, проживающим в приспособленных для проживания строениях, не имеющим жилых помещений на территории Российской Федерации; 4) ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нижневартовска; 5) приобретение квартир для предоставления по договорам социального найма; 6) приобретение квартир для формирования специализированного жилищного фонда; 7) совершенствование базы нормативных документов и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории города; 8) выполнение инженерных изысканий территорий старой части города; 9) выполнение инженерных изысканий территорий города в целях жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры; 10) выполнение инженерных изысканий промышленных территорий города; 11) подготовка документации по планировке территорий старой части города; 12) подготовка документации по планировке территорий города в целях жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры; 13) подготовка документации по планировке промышленных территорий города; 14) возмещение части затрат застройщикам (инвесторам) по строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

Реализация основных мероприятий по задачам 1, 2 муниципальной программы направлена на улучшение жилищных условий населения, проживающего в непригодном для проживания жилищном фонде города и строениях, приспособленных для проживания, ликвидацию этого фонда, увеличение темпов строительства нового жилья и улучшение архитектурного облика города.

Участниками задачи 2 муниципальной программы являлись граждане Российской Федерации, проживающие и зарегистрированные (а также проживающие, но незарегистрированные граждане, в отношении которых принято решение суда об отказе в выселении) в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений на территории города Нижневартовска, не имеющие жилых помещений на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма или найма специализированного жилищного фонда на территории Российской Федерации: вселенные до 01 января 1995 года и по настоящее время проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года; вселенные после 01 января 1995 года и по настоящее время проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года.

Граждане - участники задачи 2 муниципальной программы имели право на предоставление субсидии на приобретение жилых помещений в собственность на территории Российской Федерации.

Субсидия носила целевой характер и могла быть использована участниками задачи 2 муниципальной программы на приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома или его доли), квартиры (части квартиры, комнаты, доли в квартире) в жилом многоквартирном доме, которые отвечают санитарно-техническим требованиям, пригодны для постоянного проживания, расположены на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков. Также субсидия может быть использована на оплату договора купли-продажи жилого помещения, оплату первоначального взноса при приобретении жилого помещения. Гражданам, отказавшимся от получения субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, предоставлялись жилые помещения муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда.

Муниципальная программа первоначально была рассчитана на период с 2017 года по 2020 год. Впоследствии в постановление администрации города от 18 августа 2016 года № 1214 были внесены изменения, сроки реализации программы установлены на 2018 – 2030 годы.

В настоящее время программа является действующей, однако задачи и механизм их реализации изменились.

Реализация задачи 2 «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нижневартовска» муниципальной программы осуществлялась до 31 декабря 2020 года.

Действующая редакция муниципальной программы от 26 мая 2022 года не определяет механизм реализации указанной задачи, в связи с окончанием срока реализации.

В соответствии с пп. 2.2.1 п.2.2 Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы, в редакции, от 11 декабря 2020 года, действовавшей в завершающий период реализации данной задачи, Участниками задачи 2 муниципальной программы признаются граждане Российской Федерации, проживающие и зарегистрированные (граждане, проживающие, но не зарегистрированные в строении, в отношении которых принято решение суда об отказе в выселении, а также граждане, проживающие, но не зарегистрированные в строении, имеющие документы, подтверждающие правомерность вселения в строение) в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений на территории города Нижневартовска, подлежащих ликвидации в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением администрации города, не имеющие жилых помещений на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма или найма специализированного жилищного фонда на территории Российской Федерации:

вселенные до 01 января 1995 года и по настоящее время проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года;

вселенные после 01 января 1995 года и по настоящее время проживающие в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на 01 января 2012 года;

несовершеннолетние дети, рожденные после 01 января 2012 года и зарегистрированные в приспособленных для проживания строениях, которые подлежат расселению и сносу в соответствии с задачей 2 муниципальной программы.

К участникам задачи 2 муниципальной программы не могли быть отнесены:

граждане, проживающие в строениях, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности либо в аренде у граждан, а также на садовых и огородных участках;

граждане, в отношении которых приняты судебные решения о выселении из строений, приспособленных для проживания;

граждане, проживающие в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых принято судебное решение о признании права собственности на данное строение, а также граждане, имеющие регистрацию в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых судебным решением признано право пользования строением, и граждане, отказавшиеся и (или) не выразившие волеизъявление в письменной форме от переселения в соответствии с условиями задачи 2 муниципальной программы.

Для участия в задаче 2 муниципальной программы граждане должны были представить в управление по жилищной политике администрации города заявление на участие в задаче 2 муниципальной программы, подписанное всеми членами семьи и документы, установленные подпунктом 2.2.3. пункта 2.2. Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы.

Управление по жилищной политике администрации города рассматривало представленные документы и при соответствии условиям программы оформляло в течение 15 рабочих дней со дня их подачи уведомление о предоставлении участникам задачи 2 муниципальной программы субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилых помещений в собственность (подпункт 2.2.4. пункта 2.2. Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы).

Субсидия (социальная выплата) носила целевой характер и могла быть использована участниками задачи 2 муниципальной программы на приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома или его доли), квартиры (части квартиры, комнаты, доли в квартире) в жилом многоквартирном доме, которые отвечают санитарно-техническим требованиям, пригодны для постоянного проживания, расположены на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых и огородных участков (подпункт 2.3.3. пункта 2.3. Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы).

Перечисление субсидии (социальной выплаты) осуществлялось после представления участником задачи 2 муниципальной программы в управление по жилищной политике администрации города документов, указанных в подпункте 2.3.9. пункта 2.3. Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы, в числе которых документы, подтверждающие приобретение жилого помещения.

Перечисление субсидии участнику задачи 2 муниципальной программы осуществлялось на основании распоряжения администрации города в течение 30 дней со дня представления документов, указанных в подпункте 2.3.9 пункта 2.3 Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы. При этом, решение о предоставлении социальной выплаты участнику задачи 2 муниципальной программы принималось на основании документов, указанных в подпункте 2.3.9 пункта 2.3 Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы, с целью формирования и направления заявки в Департамент строительства ХМАО - Югры.

Следовательно, реализация данной задачи осуществлялась не только путем предоставления субсидии за счет средств бюджета автономного округа и бюджета города, но и социальной выплаты за счет средств государственной программы «Сотрудничество» в рамках соглашения между уполномоченным органом Тюменской области и Департаментом строительства ХМАО - Югры.

Гражданам, указанным в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы, отказавшимся от получения субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных пунктом 2.3 Механизма реализации задачи 2 муниципальной программы, могли быть предоставлены жилые помещения муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда.

Жилые помещения маневренного фонда предоставлялись в соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Субсидии предоставлялись бюджету муниципального образования автономного округа в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета ХМАО - Югры бюджетам муниципальных образований ХМАО - Югры для реализации полномочий в области градостроительной деятельности, строительства и жилищных отношений (приложение 3), утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 октября 2018 года №346-п, утратившим силу 01 января 2022 года.

Предоставление социальной выплаты регулировалось Порядком предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО - Югре (приложение 9), утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 октября 2018 года № 346-п, также утратившим силу 01 января 2021 года.

При соответствии граждан условиям муниципальной программы уполномоченный орган местного самоуправления (управление по жилищной политике администрации города) принимало решение о предоставлении социальной выплаты участнику задачи 2 муниципальной программы на основании необходимого пакета документов, с целью формирования и направления заявки в Департамент строительства ХМАО - Югры, который в свою очередь направлял данную заявку в уполномоченный орган Тюменской области для перечисления участнику задачи социальной выплаты.

Перечисление социальной выплаты осуществлялось уполномоченным органом Тюменской области на счет продавца (застройщика), кредитора в порядке и сроки, установленные соглашением между уполномоченным органом Тюменской области и Департаментом строительства ХМАО - Югры.

Предоставление субсидии (социальной выплаты) осуществлялось при условии доведения (распределения) объема средств на реализацию задачи 2 муниципальной программы.

Как следует из таблицы «Распределение финансовых ресурсов муниципальной программы», на 2021 и последующие годы финансирование на реализацию задачи 2 муниципальной программы не предусмотрено, в связи с завершением реализации, как на уровне муниципального образования, так и на уровне автономного округа.

Действующая муниципальная программа устанавливает механизм реализации задачи по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, поскольку реализация задачи 2 муниципальной программы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нижневартовска, завершена 31 декабря 2020 года, её финансирование за счет средств бюджета округа и местного бюджета прекращено, суд приходит к выводу, что Охрименко А.А. не может быть признан участником данной задачи муниципальной программы.

Суд отмечает, что само по себе признание участником задачи муниципальной программы не может восстановить право истца, которое он считает нарушенным.

Обращаясь в суд за восстановлением нарушенного права, Охрименко А.А. указывает, что он зарегистрирован и проживал в балке, впоследствии снесенном администрацией города Нижневартовска. Судебными постановлениями установлено, что на момент сноса отсутствовали основания для признания Охрименко А.А. утратившим право пользования строением.

Для восстановления нарушенного права истцу следует избрать способ защиты права, который предусмотрен нормативно-правовыми актами. В данном случае, судом было установлено, что задача 2 программы предусматривает следующие способы участия: 1) предоставление субсидии на приобретение жилых помещений в собственность на территории Российской Федерации; 2) предоставление жилого помещения муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда (в случае отказа от субсидии).

Следовательно, надлежащим способом защиты права истца было бы возложение на администрацию обязанности обеспечить выплату субсидии или предоставить помещение специализированного (маневренного) жилищного фонда.

Как следует из объяснений истца, он не согласен на получение субсидии, поскольку не имеет финансовой возможности для доплаты за приобретения жилого помещения в собственность. На предоставление жилого помещения муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека истец также не согласен. Считает, что он приобрел право пользования спорным строением на условиях социального найма, поскольку был вселен и зарегистрирован в нем.

В силу ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей до 01 апреля 1995 года, вселение в жилое помещение осуществлялось в разрешительном порядке, то есть действовал институт прописки.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года положения статьи 54 ЖК РСФСР об «установленном порядке» как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище.

Таким образом, граждане, которые были зарегистрированы в вагонах, балках до 01 апреля 1995 года, приобрели право пользования на условиях социального найма жилым строением (балком), принадлежащим государству (ст.5 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Закона РФ следует, что регистрация не входит в понятие места жительства, сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П выразил правовую позицию, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, права пользования спорным строением (балком) на условиях социального найма истец не приобрел.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма регулируются главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке.

Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, подтверждено объяснениями истца, в администрацию г. Нижневартовска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не обращался. Следовательно, требование истца о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма также не подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым отметить, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в соответствии с условиями муниципальной программы ему могла быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в собственность, либо, в случае отказа от субсидии, могло быть предоставлено жилое помещение муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Охрименко А. А. к администрации города Нижневартовска, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании участником задачи муниципальной программы и предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский городской суд.

Судья О.Н. Громовая

«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в

Судья _____________О.Н. Громовая Нижневартовском городском суде

Секретарь с/з _______ А.Г.Гаджиева ХМАО-Югры в деле № 2-4426/2022

« ___ » _____________ 2022 г. Секретарь с/з ________ А.Г.Гаджиева