ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442/19 от 30.07.2019 Пластского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-442/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего – судьи Суриной Е.А.

при секретаре Шестериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по исковому заявлению Ершовой Дарьи Викторовны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить семью в состав участников подпрограммы,

у с т а н о в и л:

Ершова Д.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, в котором просила признать незаконным постановление главы Постановление главы Пластовского муниципального района от 23.05.2019 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на ответчика обязанность признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить ее семью в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; признать за ней и членами ее семьи право быть участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 №817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластском муниципальном районе на 2018-2020 г»; обязать Администрацию Пластовского муниципального района включить ее семью в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 №817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластском муниципальном районе на 2018- 2020 г» с момента ее обращения в жилищную комиссию, т.е. с 26.04.2019г.

В обоснование заявленных требований указала, что ее семья состоит из 3 человек, она, ее супруг Ершов Иван Сергеевич и их дочь Е.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они не имеют в собственности своего жилого помещения, не являются нанимателями по договору социального найма или членами семьи собственника (нанимателя) жилых помещений. Поэтому они имеют право участвовать в жилищной подпрограмме и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. 26.04.2019 года она обратилась в жилищную комиссию администрации Пластовского муниципального района с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». К заявлению она приложила необходимые документы. Заявление было принято в день его подачи и рассмотрено жилищной комиссией 22.05.2019 года. По результатам рассмотрения ее заявления было принято постановление Главы Пластовского муниципального района от 23.05.2019 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Основанием для отказа в данном постановлении указано: пункт 2,3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пп.1 п.27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Обстоятельства, послужившие основанием для отказа ей и ее семье в постановке на учет, указаны подробно в выписке из протокола заседания жилищной комиссии №6 от 22.05.2019. Отказ основан на следующих доводах: она и другие члены ее семьи зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности ее отчиму (мужу ее матери) Н.А.Н. по адресу: <адрес>. В данной квартире зарегистрировано 5 человек, площадь квартиры 58,3 кв. м. Таким образом, на каждого зарегистрированного человека приходится площадь, более учетной нормы (10 кв.м./чел.). Жилищная комиссия полагает, что она, ее муж и дочь являются членами семьи ее отчима Н.А.Н. и имеют право на эту жилплощадь. Кроме того, 26.09.2014 года ее муж Ершов Иван Сергеевич заключил договор купли - продажи жилого дома по адресу <адрес>, площадью 47,4 кв. м. с оплатой по системе ипотечного кредитования. Дом приобретен за сумму 850000 руб., земельный участок приобретен за сумму 50000 руб. Поскольку собственных денег на покупку дома у них было недостаточно, они оформили ипотечный кредит в размере 720000 руб., заключив договор от 26.09.2014. В соответствии с п. 1.5 и 1.7 кредитного договора, а так же в соответствии с п.2.3 Договора купли - продажи жилого дома и земельного участка, приобретенное ими жилое помещение находится в залоге у банка по ипотечному кредиту до полного погашения задолженности в 2024 году. Остаток задолженности по кредитному договору составляет 509083,14 руб. Площадь дома 47,4 кв. м. жилищная комиссия учитывает при оценке их жилищных прав. Кроме того, в собственности Е.И.С. имелась 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: Пласт, <адрес>, площадью 42,6 кв.м., которую муж подарил своей матери 20.11.2018. Данный факт жилищная комиссия расценивает как умышленное ухудшение жилищных условий. С мнением жилищной комиссии о том, что они умышленно ухудшили свои жилищные условия и имеют достаточную жилую площадь - она не согласна, так как ни она, ни ее муж, ни дочь не являются членами семьи ее отчима в том смысле, который вкладывает в это понятие правовая норма, содержащаяся в ч. 1 ст.31 ЖК РФ, поскольку они не проживают совместно с ним в принадлежащем отчиму доме по адресу <адрес>, а только зарегистрированы в данном доме. Отчим возражает против фактического проживания ее, мужа и дочери в принадлежащем ему доме, поэтому они с семьей живут в доме по адресу: <адрес> приобретенном ими по ипотечному кредиту. Подарив 1/3 дою в праве собственности на квартиру своей матери, ее муж Е.И.С. не ухудшил жилищные условия их семьи. Площадь квартиры 42,6 кв.м., значит на 1/3 долю приходится площадь 14,2 кв.м. Если разделить эту площадь на троих членов ее семьи, то получится на каждого по 4,7 кв.м, жилья. Это меньше учетной нормы. Поэтому даже если бы муж не произвел отчуждение своей доли, то все равно ее семья имея площадь в 14,2 кв.м являлась бы нуждающейся в жилье, не зависимо от того, было бы это отчуждение или нет. Поэтому в результате отчуждения 1/3 доли право на получение жилья в рамках подпрограммы молодая семья не изменилось, не ухудшилось. Кроме того, отчуждение доли они произвели по совету работника Администрации ПМР - Антоновой. Приобретя по ипотечному кредиту дом, площадью 47,4 кв.м., по <адрес> они так же не перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий. Ипотека (залог недвижимости) является таким видом кредитования, при котором жилье перейдет в их окончательную собственность только в случае если они смогут рассчитаться по кредиту. До этого момента (до 2024 года) данный дом находится в залоге у банка, и малейшее финансовой затруднение в их семье может повлечь негативные последствия, а именно - данный дом банк продаст на торгах и получит возмещение по ипотечному кредиту. Кроме того, согласно действующей в настоящее время жилищной программы «Молодая семья», помощь государства в получении ипотеки для молодой семьи выражается в виде социальной субсидии. Она перечисляется на банковский счет, имеет строгую целевую направленность - решение проблемы с жильем путем: покупки квартиры или дома на первичном или вторичном рынках; строительства дома; внесения пая в жилищный кооператив, после которого жилье переходит в собственность; внесения первоначального взноса по ипотеке; погашения остатка долга по ранее взятому ипотечному кредиту. Они взяли ипотечный кредит для приобретения жилья, который может быть погашен за счет участия в программе Молодая семья». Поэтому обремененный ипотекой дом не должен быть препятствием для участия в жилищной программе. Поскольку они не являются членами семей их родителей и ее отчима, и собственного жилья, кроме обремененного ипотекой дома по <адрес> не имеют, то полагает, что они вправе в соответствии с пп 1., 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Ершова Д.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Михайлов А.В., действующий на основании доверенности от 19 января 2018 года, против удовлетворения иска возражал, полагал, что семья истца правомерно не поставлена на регистрационный учет на улучшение жилищных условий и не включена в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Письменный отзыв представителя администрации Пластовского муниципального района Челябинской области приобщен к делу (л.д.35-36).

Третье лицо Ершов И.С. о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, в судебное заседание не явился. Представил заявление в котором просил удовлетворить требования истца – его супруги Ершовой Д.В.

На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы).

Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.

Указанная программа включает в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (Приложение № 8).

В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П, которым утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 мая 2011 года № 87 внесены изменения в решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 322 от 27 декабря 2007 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв. м общей площади на одного человека.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Ершова Д.В. и Ершов И.С., не достигшие возраста 35 лет, с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, что подтверждено свидетельством о заключении брака (л.д. 11).

У супругов Ершовых имеется дочь Е.А.И.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении л.д. 12).

26 апреля 2019 года Ершова Д.В. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2018-2020 годы.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области № 6 от 22 мая 2019 года Ершовой Д.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и принятии на учет по указанной подпрограмме на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и пп.1 п. 27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 10).

Постановлением главы Пластовского муниципального района Неклюдовым А.В. от 23 мая 2019 года № 464 Ершовой Д.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Пластовскому муниципальному району для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 9).

Согласно справкам администрации Пластовского городского поселения Челябинской области Ершова Д.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, кроме нее в квартире зарегистрированы ее дочь Е.А.И.., отец Н.А.Н., мать С.Н.С. и супруг Е.И.С. (л.д. 13).

Жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит на праве свидетельства о праве на наследство по завещанию от 12 июля 2005 года Н.А.Н.

У истца Ершовой Д.В., супруга Ершова И.С., ребенка Е.А.И.. жилых помещений на праве собственности не имеется, что подтверждено справками ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по <адрес> (л.д. 15-17).

Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГЕ.И.С. на праве собственности имеет жилой дом общей площадью 47,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи от 26 сентября 2014 года.

Поскольку у супруга Истца, и членов ее семьи имеется в совместной собственности жилой дом (совместное имущество ст. 34 Семейного Кодекса РФ), расположенный по вышеуказанному адресу, общей площадью 47,4 кв.м., таким образом, на каждого члена семьи Истца приходится 15,8 кв.м (47,4:3). что более учетной нормы 10 кв.м, установленной по Пластовскому муниципальному району.

Наличие обременения на жилой дом не лишает Истца права пользования жилым домом и не является основанием для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, согласно выписки из ЕГРН от 15.05.2019г. в собственности Ершова И.С. имелась 1/3 доли в квартире общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 10.12.2003г. право прекращено 20.11.2018г.

В действиях Истца жилищная комиссия усмотрела признаки предусмотренные ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, намеренно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Тот факт, что Ершов И.С. через короткий промежуток времени оформил договор безвозмездной передачи квартир в собственность, правильно было квалифицировано жилищной комиссией как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, вследствие которого истец и его семья могла быть принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Поскольку пятилетний срок со дня совершения супругом истца указанных действий не истек, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации Пластовского муниципального района Челябинской области в постановке Ершовой Д.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям жилищного законодательства.

Помимо этого, доход Ершова И.С. за 2019 года по состоянию на 25 апреля 2019 года с АО УГРК «Уранцветмет» составляет 204852,92 руб., за 2018 года с АО УГРК «Уранцветмет» составляет 753664,36 руб., доход Ершовой Д.В. с МКУ ДО «ЦРТДЮ» года по состоянию на 25 апреля 2019 года составил 65959,84 руб.

Согласно заключению о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы, семья признана платежеспособной, с чем соглашается и суд первой инстанции.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имеется оснований для признания оспоренного Ершовой Д.В. отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, как не имеется оснований и для удовлетворения ее исковых требований о возложении на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанности признать истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве таковой.

Несостоятельными являются доводы истца об отсутствии намерения ухудшить жилищные условия с целью постановки на учет, учитывая, что следствием такого дарения явилось именно ухудшение жилищных условий истца, послужившее основанием для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья. При этом личность одаряемого не является юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о намеренности ухудшения жилищных условий. Отсутствие же такого намерения, в нарушение требований статей 56, 67 ГПК Российской Федерации, истцом не доказано.

С учетом вышеизложенного, суд признает правомерным решение жилищной комиссии, которая усмотрела признаки, предусмотренные ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, намеренно ухудшили свои жилищные условия, выразившиеся в том, что в собственности Ершова И.С. имелась 1/3 доли в квартире общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 10.12.2003г. право прекращено 20.11.2018г., и в непродолжительный период времени Ершова Д.В. обратилась с заявлении о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее семьи в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», а также признала молодую семью имеющую достаточные доходы, в следствие чего семья признана платежеспособной.

Не могут быть оставлены без внимания и пояснения истца в судебном заседании согласно которым она ранее обращалась уже с подобным заявлением в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области, вместе с тем ей было отказано в связи с тем, что у ее супруга в собственности на момент обращения имелась 1/3 доли в квартире общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Ершовой Д.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Ершовой Дарьи Викторовны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным Постановление главы Пластовского муниципального района №464 от 23.05.2019 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании за ней и членами ее семьи право быть участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 №817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластском муниципальном районе на 2018-2020 г»; обязании Администрации Пластовского муниципального района включить ее семью в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» утвержденной постановлением администрации Пластовского муниципального района от 14.11.2017 №817 «Об утверждении муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Пластском муниципальном районе на 2018 - 2020 г» с момента ее обращения в жилищную комиссию, т.е. с 26.04.2019г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий