ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442/2013 от 07.11.2013 Тандинского районного суда (Республика Тыва)

 Дело № 2-442/2013

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 с. Бай-Хаак                                     07 ноября 2013 года

     Тандинский районный суд Республики Тыва в составе

 председательствующего Шожал Г.М.,

 при секретаре Саян А.Ш.,

 рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности определить границы территорий розничной продажи алкогольной продукции,

 у с т а н о в и л :

 Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности определить границы территорий розничной продажи алкогольной продукции.

 В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

 Прокуратурой Тандинского района проведена проверка на предмет принятия органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок определения прилегающей территории к объектам, на которых запрещена реализация алкогольной продукции в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171 от 22.11.1995 (далее - Федеральный закон от 22.11.1995).

 К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Под возложением обязанности администрации сельского поселения сумон Межегейский определить границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 законодатель подразумевает не полный запрет продажи алкогольной продукции на территории сумона Межегейский, а упорядочение правил продажи и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничение потребления (распития) алкогольной продукции в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

 В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией сельского поселения сумон Межегейский не принят нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425.

 Данный факт ущемляет права и законные интересы жителей сумона Межегейский на охрану жизни и здоровья, безопасные условия проживания.

 Просит обязать администрацию сельского поселения сумон Межегейский Тандинского кожууна определить границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также опубликовать информацию о принятых решениях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. просила удовлетворить заявленные требования и установить месячный срок для исполнения с момента вступления решения в законную силу.

 В судебном заседании представитель ответчика председатель администрации сумона Межегейский Тандинского кожууна ФИО1 признала исковые требования прокурора.

 Выслушав прокурора, лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение.

 Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

 В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

 Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171 от 22 ноября 1995 года, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

 Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 года установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.

 Согласно пунктам 2 и 4 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

 в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

 в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной
продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных
напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными
предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

 на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

 на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

 на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

 в нестационарных торговых объектах;

 несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

 без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

 Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

 К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, кроме того, согласно ч. 1 ст. 41 каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меры, предусмотренные законодателем в указанном Федеральном законе, направлены на реализацию этих важнейших положений Основного Закона.

 В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» утвержденного ВС РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1, в редакции от 18 октября 2007 года охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями субъектов РФ.

 Под возложением обязанности администрации сельского поселения сумона Межегейский определить границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 № 1425 законодатель подразумевает не полный запрет продажи алкогольной продукции на территории сумона Межегейский, а упорядочение правил продажи и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничение потребления (распития) алкогольной продукции в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

 Подобные государственные меры не беспричинны, они продиктованы, прежде всего, медико-социальными показателями, которые бесспорно указывают, что распитие алкогольной продукции является вредной привычкой, ухудшающей здоровье человека.

 В развитие положений статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года принято Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 № 1425, регламентирующее правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

 В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией сельского поселения сумон Межегейский не принят нормативно-правовой акт, определяющий границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 № 1425.

 В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления кожууна обязаны принимать меры к исполнению требований федерального законодательства.

 Неисполнение органом местного самоуправления данных требований ущемляет права и законные интересы жителей сумона Межегейский на охрану жизни и здоровья, безопасные условия проживания.

 Согласно п. 26 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относится, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей.

 Из объяснения председателя Хурала представителей сельского поселения сумон Межегейский К.О.С. следует, что нормативно-правовые акты, которыми определены границы земельных участков, непосредственно прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Хуралом представителей сумона Межегейский, не приняты.

 Порядок определения прилегающих территорий устанавливает Правительство РФ. Федеральный закон N 171-ФЗ под ними понимает земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления.

 Отсутствие контроля со стороны органа местного самоуправления и непринятие мер по определению границ территорий розничной продажи алкогольной продукции ставит под угрозу здоровье и безопасность неопределенного круга лиц.

 В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

 При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

 В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

 Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Межегейский освобождена от уплаты государственной пошлины.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна о возложении обязанности определить границы территорий розничной продажи алкогольной продукции, удовлетворить.

 Обязать администрацию сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна Республики Тыва определить границы территорий розничной продажи алкогольной продукции в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

 Обязать администрацию сельского поселения сумона Межегейский Тандинского кожууна Республики Тыва опубликовать информацию о принятых решениях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено – 12 ноября 2013 года.

 Председательствующий                                  Шожал Г.М.